Развитие soft skills у школьников с нарушениями речи на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 10.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кондурова, Е. А. Развитие soft skills у школьников с нарушениями речи на уроках иностранного языка / Е. А. Кондурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121260/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье поднимается вопрос развития так называемых мягких навыков (soft skills) в контексте обучения иностранному языку детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: soft skills, мягкие навыки, обучение иностранному языку, дети с нарушениями речи.

Проблематика развития так называемых «мягких навыков», более известных как soft skills, не нова, однако не теряет своей актуальности. Теоретики и практики педагогической и методической отрасли проводят исследования, публикуют теоретические изыскания и результаты практической работы, рассматривая вопросы развития soft skills, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим.

К сожалению, пока является практически не исследованным и не освещенным такой вопрос, как развитие мягких навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Чаще всего предлагают организовывать формирование soft skills в игровой форме в рамках дополнительной образовательной деятельности (кружковой).

Однако, если говорить об обучающихся без ментальных или физических нарушений, включая задержку речевого развития и нарушения речи, то наука и практика предлагают развивать их мягкие навыки в процессе образовательной деятельности в школе, колледже или вузе в рамках самых разных учебных дисциплин, и нередко — на уроках иностранного языка. Представляется резонным использовать аналогичный подход и для обучающихся с особыми образовательными потребностями, то есть способствовать формированию soft skills именно в процессе школьных занятий. Почему вообще так важно определить, где и когда нужно осуществлять работу по формированию soft skills?

Потому, что современный мир в лице работодателей предъявляет совершенно иные требования к потенциальным соискателям и ожидает от них не только владения hard skills (т.н. жесткие навыки), т. е. набором профессиональных компетенций или, как сейчас чаще выражаются — скиллов, но и быть, условно говоря, «хорошим человеком».

Этим словосочетанием можно эвфемистически замаскировать те самые «мягкие» навыки. Если раньше они были вовсе не обязательны, «делай свою работу хорошо и неважно, какой ты человек», то сейчас коммуникабельность, доброжелательность, демонстрация преданности своей работе или организации являются практически обязательными.

Hard skills — это приобретенные в ходе получения образования профессиональные навыки, которые определяют конкретную профессию и результатом освоения которых становится, как правило, диплом о полученном образовании, при этом они не зависят от душевного состояния человека. Soft skills — это скорее черты личности, однако их и можно, и нужно развивать. Нередко они зависят от настроения и ситуации, но вполне возможно научиться управлять и ситуацией, и настроением. Неслучайно отмечается, что «мягкие навыки» подразделяются на 4 основные группы: коммуникация, управление собой, навыки мышления и управления 10, с. 216.

Е. В. Нарбут, В. В. Михалева и А. С. Лятавская обращают внимание, что soft skills включают в себя социальный (или эмоциональный) интеллект, который никто не приобретает с рождения, а усваивает из окружающей среды 6, с. 108.

У понятия «soft skills» есть такие синонимы как «employability skills» (навыки, выгодные для работодателей), «people skills» (навыки коммуникации с различными категориями людей), «non-professional skills» (непрофессиональные навыки). В последнее время в определение также включаются элементы «key skills» (базовых навыков), «social progress skills» (навыков для развития общества), или «life skills» (жизненных навыков) 8, с. 350–351. По большому счету, все эти определения можно свести к понятию «коммуникативные навыки», для развития которых отлично подходит такая учебная дисциплина как иностранный язык.

Г. С. Ильиных, Е. Ю. Стрелкова, Ю. И. Лукьянова справедливо отмечают, что посредством иностранного языка оптимально совершенствуются коммуникативные компетенции у субъектов коммуникации. Иностранный язык предоставляет основу для пополнения лексической базы обучающихся, что, в свою очередь, способствует развитию коммуникативных, аналитических и креативных компетенций 2, с. 457.

Исследование, проведенное Е. А. Эльгарт, Е. Л. Холодцевой, В. А. Каменевой, А. И. Сергеевой, посвященное реалиями и перспективам обучения школьников с речевыми проблемами английскому языку, ставит очень интересные вопросы перед преподавателями и методистами. Авторы отмечают, что обучение школьников с общим недоразвитием речи (далее — ОНР) иностранным языкам — достаточно новое явление, и на настоящий момент недостаточно научных данных о том, какие факторы влияют на этот процесс. Кроме того, науке неизвестно, какие методики преподавания иностранных языков наиболее эффективны в ситуации ОНР 11, с. 238.

Среди предложений авторов по изменению ситуации привлекает внимание следующее: «Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка после тщательного сбора и анализа предварительной информации о ребенке и его семье, где на этапе сбора информации и целеполагания основной задачей администрации школы будет договориться с родителями о единой стратегии обучения английскому языку. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в коммуникативном развитии ребенка, исходя из его речевых возможностей. В соответствии с целями учитель английского языка и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения, коррекции и социальной адаптации ребенка. Разрабатывая дополнительную адаптированную образовательную программу по английскому языку для школьников с ОНР, важно соотнести все лексические темы по родному языку с тематическим планом коррекционной работы учителя-логопеда по преодолению ОНР» 11, с. 240.

Об индивидуальной траектории обучения в процессе овладения иностранном языком в контексте развития soft skills пишет и С. В. Самарская. Ее предложение — наполнить общую фундаментальную подготовку универсализмом, который и подразумевает те самые «мягкие навыки», что позволит каждому выпускнику добиться успеха в ситуации постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности 9, с. 103. Автор ведет речь о студентах, но ее предложение вполне актуально и для школьников, в том числе — с нарушениями речи.

В. В. Зайцева и А. С. Фомина выделяют следующие soft skills применительно к дисциплине «Иностранный язык»:

  1. умение производить анализ, синтез материалов на иностранном языке и давать оценку;
  2. толерантность к членам других культур, умение организовывать взаимодействие в многокультурной среде;
  3. умение рационально организовывать свое время и самодисциплина как необходимый навык для самостоятельного изучения иностранного языка;
  4. умение грамотно формулировать собственную точку зрения на определенную проблему и выражать ее на иностранном языке;
  5. умение работать в команде при изучении материалов и решении задач, составленных на иностранном языке;
  6. стремление и готовность проводить эксперименты, желание решать новые коммуникативные задачи, связанные с изучением иностранного языка;
  7. умение ориентироваться в иноязычном цифровом контенте 1.

Безусловно, развитие некоторые из этих навыков — таких, как умение выражать свою точку зрения на иностранном языке и решать коммуникативные задачи — потребует особых усилий от педагога, но, по большому счету, это и так является одним из целевых показателей результатов обучения английскому языку, разумеется, с уточняющей корректировкой. Процитирую коллегу из МАОУ СОШ № 40 г. Томска: «Основной целью изучения курса «Английский язык» обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в средней школе является формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов» 4, с. 3. Данная программа предназначена для варианта 5.1.

В нашей школе (ГБОУ СОШ № 367 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга) учебный предмет «Иностранный (английский) язык» реализуются в варианте 5.2. Целью освоения данной учебной дисциплины является следующее: «В результате изучения курса иностранного языка у детей с тяжелыми нарушениями речи формируются начальные навыки общения на иностранном языке, первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека в поликультурном мире. Знание иностранного языка обеспечивает формирование представлений об особенностях культуры стран изучаемого языка, что в свою очередь является необходимым условием для воспитания толерантного отношения к представителям его культуры» 3, с. 2.

Очевидно, что озвученные в программах целевые показатели частично совпадают с перечисленными выше «мягкими» навыками. Нашу мысль можно подчеркнуть цитатой из статьи Е. В. Нарбут, В. В. Михалевой и А. С. Лятавской: «Ведь если посмотреть на те универсальные учебные действия (УДД), которые прописаны во ФГОС и которые мы уже развиваем у учащихся, то большинство из них и есть те самые soft skills» 7, с. 111.

На какие моменты предлагается обратить внимание в контексте обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) при формировании soft skills? В первую очередь на эмоциональное состояние детей, способствовать развитию их эмоционального интеллекта и навыков управления собой. Это достаточно сложная задача в заданных условиях, однако она будет способствовать повышению успешности выпускников, на что указывает М. В. Снитко 10, с. 217–218.

Успешная коммуникация даже в условиях наличия ТНР зависит от таких составляющих эмоционального интеллекта как эмпатия, самооценка, самосознание, социальная осознанность, потребность в поддержке окружающих и готовность оказывать поддержку. При этом ядром является эмпатия, это фундаментальная часть коммуникативной компетенции 10, с. 218.

Второй по значимости момент — это развитие активной лексики, для чего необходимо погружение в языковую среду, общение (по возможности) с носителями языка.

Активное говорение — это одновременно и социальная, и коммуникативная компетенция, на что указывают Е. В. Нарбут, В. В. Михалева и А. С. Лятавская. Для того, чтобы сформировать эту компетенцию на иностранном языке, учащимся необходимо в процессе обучения погрузиться в приближенные к реальным ситуации общения, как устного, так и письменного, в различных сферах — бытовой, социально-культурной, учебной, профессиональной. В учебном процессе необходимо моделировать ситуацию общения со всеми присущими ей параметрами, а также развивать у учащихся умения использовать иноязычные средства адекватно ситуации 7, с. 111.

Коммуникативный компонент soft skills на уроках английского языка реализуется через вербальную и невербальную коммуникацию средствами родного и иностранного языков: активное слушание и умение адекватно реагировать на вопросы собеседника; аналитический подход к выбору средств речевого воздействия для решения конкретных задач; владение голосом, насколько это возможно — его силой, интонацией, темпом, эмоциональной окраской; выбор линии поведения при общении 5, с. 130.

Опыт формирования мягких навыков показывает, что наиболее эффективными средствами являются так называемые кейс-технологии, которые включают игровое проектирование, ситуационно-ролевые игры, метод дискуссии и кейс-стади 5, с. 132. Конечно, все эти методы должны быть адаптированы под обучающихся с ТНР.

Подытоживая, отметим, что одна из целей иноязычного образования — развитие личности как результат двух взаимосвязанных процессов — становления самоидентичности и усвоение иноязычной культуры. При этом у учителей и обучающихся есть определенная свобода выбора, каким образом они будут внедрять каждый компонент для получения желаемого результата 7, с. 112.

Формирование soft skills у школьников с ОНР и ТНР позволяет повысить эффективность изучения предмета «Иностранный язык», так как повышают вовлеченность обучаемых в образовательный процесс, более продуктивно формируют межпредметные связи и знания. Как отмечает К. С. Морозова, применение «soft skills» на уроках иностранного языка отвечает современному заказу общества и ФГОС нового поколения 6, с. 87.

Литература:

  1. Зайцева, В. В. Потенциал предмета «Иностранный язык» для развития гибких навыков (soft skills) / В. В. Зайцева, А. С. Фомина // Ratio et Natura. — 2021. — № 1(3).
  2. Ильиных, Г. С. Специфика формирования soft skills в процессе обучения иностранному языку / Г. С. Ильиных, Е. Ю. Стрелкова, Ю. И. Лукьянова // Педагогический журнал. — 2022. — Т. 12, № 3–1. — С. 456–465.
  3. Кондурова, Е. А. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Иностранный (английский) язык» для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (Вариант 5.2.) для 5–9 классов / Е. А. Кондурова. — СПб., 2024. — 28 с.
  4. Коновалова, Т. Ю. Адаптированная рабочая программа по предмету «Английский язык» для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи 5–9 классы / Т. Ю. Коновалова. — Томск, 2021. — 65 с.
  5. Мазнева, Ю. А. Формирование социальных навыков “soft skills” в процессе обучения иностранному языку / Ю. А. Мазнева // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2023. — № 2(51). — С. 128–133.
  6. Морозова, К. С. Роль «soft skills» в обучении младших школьников иностранному языку / К. С. Морозова // Новые педагогические исследования: сборник статей IV Междунар. научно-практ. конф., Пенза, 15 апреля 2021 года. — Пенза, 2021. — С. 83–87.
  7. Нарбут, Е. В. Развитие soft skills при изучении иностранного языка / Е. В. Нарбут, В. В. Михалева, А. С. Лятавская // Вестник Северо-Восточного государственного университета. — 2023. — № 40. — С. 108–113.
  8. Раицкая, Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта / Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2018. — № 3. — С. 350–363
  9. Самарская, С. В. Развитие soft skills в процессе обучения иностранным языкам на основе игровых технологий / С. В. Самарская // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 2–3(116). — С. 102–105.
  10. Снитко, М. В. Формат публичной презентации в рамках занятий по иностранному языку как средство развития soft skills / М. В. Снитко // Современные исследования: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Междунар.одной научно-практ. конф., Пенза, 23 мая 2023 года. — Пенза: Наука и Просвещение, 2023. — С. 216–220.
  11. Эльгарт, Е. А. Обучение школьников с общим недоразвитием речи английскому языку: реалии и перспективы / Е. А. Эльгарт, Е. Л. Холодцева, В. А. Каменева, А. И. Сергеева // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2021. — Т. 5, № 3(19). — С. 238–243.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, навык, нарушение речи, развитие, тяжелое нарушение речи, умение, коммуникативная компетенция, учебная дисциплина, эмоциональный интеллект.


Похожие статьи

Задать вопрос