Данная статья посвящена проблеме дефицита медицинских кадров в России. Анализируется текущая ситуация, характеризующаяся значительным дефицитом врачей и среднего медицинского персонала, особенно в амбулаторном звене и отдельных регионах. Выявляются причины дисбаланса кадрового обеспечения, включая недостатки в практике планирования: отсутствие среднесрочных и долгосрочных планов, недостаточная детализация прогнозов по специальностям, ориентация на текущую, а не перспективную потребность. Текст рассматривает эволюцию методов планирования кадрового обеспечения в здравоохранении, от советской системы к современным подходам, основанным на математическом моделировании и экспертных оценках. В заключение предлагаются конкретные меры по улучшению ситуации, включая установление целевых показателей, обязательное распределение выпускников, разработку перспективного плана развития кадровых ресурсов и усиление регулирования приема в ординатуру.
Ключевые слова: здравоохранение, кадровая политика, управление, прогнозирование, планирование.
В современных условиях функционирования системы здравоохранения и формирования рынка медицинских услуг возникает вопрос о необходимости реализации эффективной, продуманной кадровой политики, которая позволит прогнозировать процесс воспроизводства трудовых ресурсов медицинских учреждений на основе того, что роль квалифицированного медицинского сотрудника является ключевой в предоставлении медицинских услуг.
Если обратиться к статистике, то по данным Минздрава РФ, отрасли не хватает более 27 тыс. врачей (12,5 тыс. из них — в амбулаторном звене) и 58,2 тыс. среднего медперсонала (10,7 тыс. в амбулаторном звене). Укомплектованы 82,15 % амбулаторных ставок врачей и 84,5 % среднего медперсонала. Причем заполненность штатного расписания не всегда корректно отражает реальную картину обеспеченности кадрами, поскольку работают медики в среднем на 1,2–1,3 ставки.
Еще одна проблема — региональные различия в уровне обеспеченности врачебными кадрами. Согласно официальным оценкам, существенный дефицит врачебных кадров в 2022 году отмечен в 22 субъектах Российской Федерации, профицит врачей — в 11 регионах. В 7 субъектах РФ отмечается крайне низкая по сравнению с потребностью численность среднего медицинского персонала, необходимого для выполнения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Избыток среднего медицинского персонала зафиксирован в 18 регионах.
Дисбаланс кадрового обеспечения обусловлен множеством факторов, в том числе и действующей практикой планирования кадров. Отсутствуют среднесрочные и долгосрочные планы кадрового обеспечения, необходимые для обоснования подготовки врачей по отдельным специальностям. Федеральный проект «Обеспечение здравоохранения квалифицированными кадрами» предусматривает оценку потребности в кадрах только на ближайшие годы его реализации, причем в очень укрупненном виде (общее число врачей и среднего медицинского персонала, а также число сотрудников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях) без разбивки по отдельным врачебным специальностям. Более детальные квоты на места по программам ординатуры в медицинских вузах отражают текущую потребность регионов в кадрах, которая определяется на основе оценки неукомплектованных штатных должностей. В результате невозможно определить, будет ли достаточно конкретных категорий специалистов после окончания учебы студентов [3]. С высокой вероятностью могут возникнуть новые диспропорции.
Определение необходимой численности медицинских работников для выполнения задач, возложенных на систему здравоохранения — элемент общей системы планирования и прогнозирования медицинской организации. С помощью элемента кадрового планирования можно ответить на ряд важных вопросов: сколько специалистов, какого профиля, когда и где будет необходимо, как использовать кадры в соответствии с их квалификацией, какие мероприятия необходимо провести для устранения недостатка и дисбаланса кадров [5].
В ходе решения кадрового обеспечения системы здравоохранения планирование основывается на необходимости выпуска числа врачей и средних медицинских кадров в соотношении медицинских работников и численности населения, а также показателей спроса на медицинские услуги.
В Советском Союзе прогнозирование потребности в медицинских кадрах опиралось на количество выпускников медицинских образовательных учреждений. В ходе дальнейших преобразований к концу 50-х годов при планировании стали учитывать уровень заболеваемости населения.
Таким образом, на современном этапе при планировании численности медицинского персонала для учреждений здравоохранения учитывается на основе показателей численности населения территории, за которым закреплено учреждение здравоохранения и на основе показателей финансовых возможностей, располагаемых ресурсов. В расчет берется число медицинских работников по специальностям на определенную численность населения, которая закреплена за учреждением здравоохранения. При этом при относительном расширении региональных прав и полномочий утверждается не только возможность, но и обязанность регионов и административно-территориальных субъектов, начиная с 2012 года, выполнять ряд функций (включая прогностическую) по управлению трудовым потенциалом [5].
Важно отметить, что величина государственного задания, состав подразделений, коечный фонд, численность основного и вспомогательного персонала, величина структура основных фондов, используемые технологии для оказания медицинской помощи и т. д. т.п. также влияет на оценку необходимого числа персонала в учреждение здравоохранения.
Минтруд в 2024 году разработал методику определения необходимого персонала в основных отраслях и, в частности, в здравоохранении (приказ Минтруда от 22.03.2024 № 137н). Согласно предложенной ведомством схеме, потребность в кадрах необходимо определять методом математического моделирования с учетом экспертных мнений.
Разработаны нормативные документы, регламентирующие целевые показатели эффективности пополнения кадрового ресурса отрасли, унифицирующие подход к расчету нормативов численности и структуры специалистов учреждений здравоохранения, программы по привлечению и закреплению врачей и средних медицинских работников. Вместе с тем дефицит кадров в сфере здравоохранения остается глобальной проблемой. Оценка будущих потребностей в кадрах здравоохранения — это не только прогнозирование численности, но и специальностей, квалификаций, условий работы, производительности и качества [2].
Для существенного облегчения острой проблемы дефицита врачей, можно предложить несколько направлений деятельности:
– устанавливать целевые показатели снижения разрыва в уровне обеспеченности врачами сельской и городской местности. На сегодняшний день этот разрыв очень велик и составляет 14,5 и 45,2 врачей соответственно на 10 тыс. жителей. Методика планирования кадров для сельской местности должна устанавливать сближение этих показателей как минимум до двукратного уровня;
– установить обязательное распределение выпускников медицинских вузов, которые обучались на бюджетной основе;
– обеспечить разработку перспективного плана развития кадровых ресурсов. Текущее планирование кадров должно дополняться перспективным с расширением горизонта до 2030–2035 гг., для чего необходимо создать новую институциональную структуру планирования кадров. Недостатки планирования в России во многом определяются ограниченными ресурсами для проведения детальной плановой работы, чрезмерной централизацией планирования;
– усилить регулирование структуры приема на внебюджетные места в ординатуре. Предлагается внести поправки в закон «Об образовании», предусматривающие установление государственного регулирования приема студентов в ординатуру в медицинских вузах по специальностям на все места обучения независимо от источника его финансирования. Главный механизм этого регулирования — определение структуры ресурсов вузов по отдельным специальностям, в том числе состава учебных кафедр и профессорско-преподавательского состава, т. е. регулирование предложения образовательных услуг.
Литература:
- Гайдаров Г. М., Гашенко А. В.; Планирование и нормирование труда в здравоохранении: учебное пособие / ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. — Иркутск: ИГМУ. 2016:51
- Иванова А. А., Завалева Е. В., Шувалов С. С., Андрузская А. Г. Кадровый ресурс в системе здравоохранения // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2023. — № 2. С. 59–66.
- Омельяновский В. В., Безденежных Т. П., Алхасов Т. Г., Лукъянцева Д. В. Международный опыт планирования кадровых ресурсов здравоохранения // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2019. — № 3(37). — С. 32–45.
- Сибурина Т. А., Девишев Р. И., Мирошникова Ю. В., Вечорко В. И. Прогнозирование кадрового потенциала в здравоохранении на принципах стратегического планирования. Методическое пособие. М.:РИО ЦНИИОИЗ МЗ РФ. 2017. — 128 с.
- Тишкина С. Н., Алхасов Т. Г., Лукъянцева Д. В., Безденежных Т. П. Российский опыт использования подходов к расчету потребности во врачебных кадрах. Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. — 2019. — № 12(3). — С. 230–238
- Шейман, И. Н. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики / И. Н. Шейман, В. И. Шевский // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2015. — № 1. — С. 143–167.