Подготовка, переподготовка, непрерывное медицинское образование и повышение квалификации в системе здравоохранения Республики Узбекистан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подготовка, переподготовка, непрерывное медицинское образование и повышение квалификации в системе здравоохранения Республики Узбекистан / Г. К. Худайкулова, С. М. Мирхамидова, Ш. А. Абдурашитова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17134/ (дата обращения: 03.12.2024).



Целью данной обзорной статьи является объективное рассмотрение степени изученности проблемы образование и повышение квалификации в системе здравоохранения Республики Узбекистан. Выдать обоснованную оценку опубликованных работ отечественных и зарубежных исследователей, сделать логические выводы из проделанных исследований.

Поиск литературных источников осуществлялся с помощью библиографических баз Web of Science, Scopus, DBLP, Medline. При подборе источников, обращали внимание на экспериментальные статьи, литературные обзоры, количество их цитирования за последний год.

Ключевые слова: образование, повышение квалификации, система здравоохранения, подготовка, переподготовка, непрерывное медицинское образование.

Потенциал любой отрасли формируется качественным составом человеческих ресурсов. Современные требования социально-экономического развития общества, медицинской и педагогической науки постоянно формируют новые задачи. Принятая в стране Государственная программа реформирования здравоохранения стала ключевым нормативным документом планирования и прогнозирования кадров здравоохранения в стране. Отправными пунктами реформирования системы медицинского образования послужили: законы Республики Узбекистан «О здравоохранении», «Об образовании», «О Национальной программе повышения квалификации» и ряд других нормативно-правовых актов. На сегодняшний день завершены два этапа Национальной программы обучения. С 2005 года на основе анализа результатов первых двух этапов работы ведется работа по дальнейшему развитию, совершенствованию и внедрению опыта, полученного при обучении. В свою очередь, эффективность любого программного документа зависит от накопленного опыта, меняющихся потребностей общества, возможности его дальнейшего развития в соответствии с социальными и мировыми тенденциями развития. В плане решения поставленных в связи с этим задач необходимо подчеркнуть достижения и проблемы медицинского образования. Статьей 41 Закона «Об охране здоровья граждан» установлено, что лица, окончившие высшее медицинское учебное заведение в Республике Узбекистан, имеют право заниматься медицинской деятельностью. Организационная структура подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров в системе здравоохранения Республики Узбекистан утверждена Приложением 5 к Указу Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310 и состоит в следующем [3].

Указом Президента Республики Узбекистан № ПФ-3629 от 19 июля 2005 года были созданы два медицинских института: Ташкентская медицинская академия на базе Первого и Второго Ташкентских медицинских институтов, являющаяся головным государственным образовательным учреждение в стране. Высшее медицинское образование направлено на подготовку врачей общей практики, врачей общей практики — педиатров, стоматологов, гигиенистов, эпидемиологов, а также врачей общей практики — педагогов в соответствии с утвержденными Государственными образовательными стандартами. Обучение осуществляется на основе государственных образовательных стандартов по всем специальностям. По результатам государственной аттестации выпускникам медицинских институтов присваивается диплом специалиста — врача, имеющего право самостоятельной работы в сфере первичной медико-санитарной помощи.

Приложением 3 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310 утвержден перечень «Направления высшего образования в области медицины и фармации, сроки обучения и осваиваемые специальности». В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11.12.2020 г. ПФ-6110 «О мерах по внедрению совершенно новых механизмов в деятельность органов первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности реформ в системе здравоохранения» переименован, а научные программы в медицинских вузах были адаптированы для подготовки семейных врачей [2].

Начиная с 2020–2021 учебного года, в Ташкентской медицинской академии в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2020 года № ПП-4668 «О дополнительных мерах по развитию народной медицины Республики Узбекистан».

Специалист по народной медицине в системе здравоохранения, семейных клиниках, бюджетных и частных клиниках. Занимаются: применением основных методов народной медицины (фитотерапия, иглорефлексотерапия, аюрведа, гомеопатия, йога, моксотерапия, натуропатия, остеопатия, термальная медицина, хиропрактика, цигун и др.) в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

С 2021–2022 учебного года Ташкентская медицинская академия принимает студентов по направлению «Менеджмент: Менеджмент в здравоохранении». Цель — подготовка научно-педагогических кадров для решения практических и фундаментальных вопросов, связанных с организацией и управлением здравоохранением в учреждениях здравоохранения, медицинских центрах, специализирующихся на научной практике, учреждениях медицинского образования, научно-исследовательских институтах и других медицинских учреждениях.

Много проблем накопилось в силу объективных и субъективных причин, связанных с трудоустройством медицинских кадров по специальностям. В медицинских учреждениях ощущается нехватка врачей-психиатров, фтизиатров, рентгенологов и лаборантов. Нехватка этих специалистов очевидна в учреждениях Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областей. Нынешняя ситуация свидетельствует о наличии недостатков в планировании, подготовке и расстановке кадров. Многие выпускники медицинских вузов не хотят работать там, где есть вакансии. Обеспеченность врачами в сельской местности в 2 раза ниже, чем в городской.

Непрерывное обучение с помощью электронного обучения помогает поддерживать интерес и мотивацию учащихся, поскольку учебные блоки могут быть дополнены видео или интерактивными элементами. Они могут быть приостановлены и продолжены позже или повторяться до тех пор, пока участник полностью не поймет их суть. Недавние данные свидетельствуют о том, что электронное обучение в большинстве случаев более эффективно, потому что учащиеся получают знания, навыки и установки быстрее, чем традиционные методы, основанные на преподавании, что приводит к повышению мотивации и производительности.

Технологии обучения, используемые для электронного обучения, разнообразны. К ним относятся веб-трансляции, инструменты моделирования приложений, обучение системе управления контентом, поддержка производительности, мобильные приложения, подкасты и многое другое. Все они хорошо воспринимаются пользователями, а работодатели все больше склоняются к использованию новейших технологических разработок. На самом деле, все больше и больше студентов и компаний обращаются к курсам электронного обучения и онлайн-тренингам для достижения своих личных и профессиональных целей.

Один из способов опережать постоянно меняющийся и растущий рынок здравоохранения — это реализовать бизнес-стратегию, которая максимизирует синергию между обучением на протяжении всей жизни и эффективностью рабочей силы. Исследования показали, что электронное обучение — отличный способ добиться качественных результатов за короткий промежуток времени. Таким образом, в контексте непрерывного образования онлайн-обучение следует рассматривать как стратегическую часть планов подготовки и обучения медицинских работников. Согласно опросу Deloitte Human Capital Trends Survey 2016 года, руководители высшего звена занимают 5-е место в своих 10 главных тенденциях — 84 % респондентов заявили, что чтение очень важно для них [5].

Подводя итоги, можно сказать, что «Обучение — это не эпизодическое событие, а непрерывный процесс». Постоянное чтение и обучение — ключ к успеху. Отрасль здравоохранения представляет собой высоко конкурентную среду, и медицинские учреждения должны не выходить за рамки бюджета и предоставлять более качественную медицинскую помощь. Квалифицированный и увлеченный своим делом персонал, который всегда в курсе последних достижений в области технологий и технологий, является большим конкурентным преимуществом.

Рекомендации: Руководители каждого учреждения должны создавать условия и возможности для постоянного развития своих подчиненных.

Литература:

  1. https://lex.uz/docs/1561591
  2. https://lex.uz/docs/5100677
  3. https://lex.uz/docs/4323169
  4. Таджиева, У. Х. Подготовка кадров с высшим образованием в системе здравоохранения Республики Узбекистан / У. Х. Таджиева. — Текст: непосредственный // Новые задачи современной медицины: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 135–137. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/51/1594/
  5. The Importance of Continuous Education in Healthcare// Volume 17 — Issue 2, 2017 — Special Edition on e-Learning

Похожие статьи

Направления совершенствования рынка образовательных услуг в Таджикистане

В статье обосновывается необходимость постоянного пересмотра образовательных программ и улучшение проведения производственных практик студентов ВУЗов Таджикистана с целью обеспечения рынка труда страны квалифицированными и востребованными специалиста...

Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: состояние и резервы улучшения (на примере Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан)

В статье описана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ, приведены результаты опроса ее эффективности, а также выявлены резервы улучшения.

Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и на...

Кадровая политика в медицинской организации

Данная статья посвящена исследованию вопроса обеспечения кадровой политики в медицинских организациях на современном этапе. В публикации раскрываются основные проблемы кадровой политики государства в целом и в система здравоохранения в частности; даю...

Проблемы доступности высшего образования

В данной статье рассматриваются различные критерии доступности высшего образования: обеспеченность местами, финансовая и территориальная доступность. Делаются выводы на основании данных, приведенных ВШЭ о возможности реализации права на высшее образо...

Система государственного управления сферой здравоохранения

Систематизированные выводы, изложенные в данной статье, сделаны на основе проанализированных материалов опубликованных статей в СПС «Консультант Плюс», а также мнения специалистов, изложенные в научных журналах. Проведенные магистрантом исследования ...

Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...

Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения

В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных ...

Дошкольное образование в Узбекистане: тенденции и современное состояние

В данной статье анализируется деятельность дошкольных образовательных учреждений в Узбекистане. Отмечается, что за счет создания здоровой конкурентной среды среди государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений в республике ...

Анализ экономической эффективности управления персоналом в учреждениях здравоохранения Республики Бурятия

В статье рассмотрены вопросы эффективности управления персоналом в учреждениях здравоохранения Республики Бурятия на примере ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница», подведены итоги анализа количественного и качественного состава персонал...

Похожие статьи

Направления совершенствования рынка образовательных услуг в Таджикистане

В статье обосновывается необходимость постоянного пересмотра образовательных программ и улучшение проведения производственных практик студентов ВУЗов Таджикистана с целью обеспечения рынка труда страны квалифицированными и востребованными специалиста...

Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: состояние и резервы улучшения (на примере Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан)

В статье описана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ, приведены результаты опроса ее эффективности, а также выявлены резервы улучшения.

Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и на...

Кадровая политика в медицинской организации

Данная статья посвящена исследованию вопроса обеспечения кадровой политики в медицинских организациях на современном этапе. В публикации раскрываются основные проблемы кадровой политики государства в целом и в система здравоохранения в частности; даю...

Проблемы доступности высшего образования

В данной статье рассматриваются различные критерии доступности высшего образования: обеспеченность местами, финансовая и территориальная доступность. Делаются выводы на основании данных, приведенных ВШЭ о возможности реализации права на высшее образо...

Система государственного управления сферой здравоохранения

Систематизированные выводы, изложенные в данной статье, сделаны на основе проанализированных материалов опубликованных статей в СПС «Консультант Плюс», а также мнения специалистов, изложенные в научных журналах. Проведенные магистрантом исследования ...

Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...

Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения

В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных ...

Дошкольное образование в Узбекистане: тенденции и современное состояние

В данной статье анализируется деятельность дошкольных образовательных учреждений в Узбекистане. Отмечается, что за счет создания здоровой конкурентной среды среди государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений в республике ...

Анализ экономической эффективности управления персоналом в учреждениях здравоохранения Республики Бурятия

В статье рассмотрены вопросы эффективности управления персоналом в учреждениях здравоохранения Республики Бурятия на примере ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница», подведены итоги анализа количественного и качественного состава персонал...