В статье рассматриваетсяисследование целесообразности внедрения массовых открытых онлайн-курсов в систему высшего медицинского образования, которые будут способствовать успешному обучению студентов высших медицинских учебных заведений.
Ключевые слова: онлайн-обучение, образовательные технологии, онлайн-курсы, дистанционная форма, социальная сеть.
На сегодня возникает вопрос: возможно ли применять дистанционное обучение в современном высшем медицинском вузе? Много лет преподаватели высших медицинских учебных заведений утверждали, что заочного обучения в медицине не существует. Что же говорить о дистанционном обучении или даже онлайн-обучение? Однако научно-технический прогресс не стоит на месте. Во многих ведущих университетах мира дистанционное обучение существует много лет и является достаточно эффективным. Следует отметить, что мы не рассматриваем вопрос полной замены традиционных образовательных технологий новыми. Речь идет о возможности применения дистанционных технологий в отдельных разделах, при изучении теоретических вопросов, при выполнении самостоятельной работы студентов, когда нет необходимости находиться непосредственно в учебных аудиториях.
Научно-теоретический уровень актуальности онлайн-обучения связан с поиском путей повышения качества подготовки специалистов-медиков, профессиональной компетентности врача, что обусловливает необходимость пересмотра содержания и технологий образовательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий.
Актуальность онлайн-обучения в системе медицинского образования заключается в расширении и углублении знаний студентов. Дистанционное обучение, а именно внедрение массовых открытых онлайн-курсов, становится сегодня значимой составляющей системы вуза.
Необходимость образования связана не только с доступностью получения каждого из следующих уровней образования, но и с самообразованием, которое кроме доступности для студентов и преподавателей к информационным базам кафедр, направлено также на внедрение таких информационных технологий обучения, как дистанционное онлайн-обучение, которое будет обеспечивать фундаментальную подготовку специалистов в соответствии с условиями настоящего. Современные критерии образовательного процесса отказываются от алгоритмов получения знаний прошлого, а именно того, что знания студент должен получать непосредственно в аудитории или из печатных трудов, что размещены в библиотечных фондах учреждений образования, поскольку на сегодняшний день значительное количество информации студенты черпают из всемирной сети “Интернет”.
Учитывая то, что у будущего врача должен быть, сформирован алгоритм постоянного, непрерывного самообразования, это требует развития у студентов потребностей в обучении, получении новых знаний, овладении новыми навыками. Самостоятельной поисковой работой студенты занимаются при работе с учебно-методической и справочной литературой. Это достаточно сложный, последовательный процесс, который требует постоянного самоконтроля, систематизации полученных знаний, умения обобщать и мыслить в целом.
При внедрении новых, современных методов обучения в образовательный процесс главными критериями являются доступность и информативность. При этом не следует забывать основные цели занятия, стремиться выполнять основные задачи в соответствии с поставленной целью, руководствуясь доступными в дистанционном образовании методами обучения, которые будут направлены на реализацию принципа активного обучения.
Существует несколько точек зрения по вопросу готовности действующего законодательства к переходу на новые образовательные технологии в государственном масштабе. Наиболее часто возникают споры вокруг того, является ли дистанционное обучение новой формой обучения или технологией обучения в уже существующих формах, кто отвечает за организацию деятельности и формирование системы дистанционного обучения в образовательном учреждении, как считать нагрузку преподавателей и студентов при данном типе обучения, из каких параметров рассчитывается ставка участников дистанционного обучения, как защищаются имущественные и авторские права разработчиков массовых учебных онлайн-курсов и тому подобное. Вопросы стандартизации и нормативного регулирования дистанционного обучения должны учитывать международный опыт и практику.
Правовая и организационно-нормативная базы процесса дистанционного обучения должны включать перечень нормативных и правовых документов, регламентируют и организуют процесс поступления в вуз, обучения на различных ступенях, переход с одной ступени на другую, присвоении квалификации, выдаче дипломов и сертификатов, создание учебных центров при школах, библиотеках и других учреждениях, их сертификацию и тому подобное.
Дистанционная форма обучения, как любая другая форма обучения не может быть изолированной от общей системы образования. Дистанционное обучение — не довольно распространенная форма, поэтому много непонятного и много трудностей возникает в процессе ее применения.
Основной задачей данных образовательных технологий обучения в медицинских вузах является органическое воплощение существующих форм дистанционных технологий обучения и узаконивания их на первых порах в отраслевом масштабе.
Для системы дистанционного обучения целесообразно использовать модульный принцип организации учебного процесса. Разрабатывать дистанционные курсы необходимо до дисциплин, предусмотренных государственными стандартами и образовательно-квалификационными характеристиками. Поскольку студент занимается более самостоятельно, то в этом случае обучение невозможно без хорошо подготовленных учебных курсов, поэтому следующей задачей управленческого процесса является обеспечение учебного процесса качественным учебным материалом. Дисциплины имеют разное назначение и характер изложения материала, а также разное количество часов в учебном плане, и поэтому не всем дисциплинам нужно иметь учебно-методические пособия. Поскольку дистанционный курс рассчитан на взаимодействие преподавателя со студентом, то соответственно и требования к нему, принципы отбора и организации, структурирования материала, обеспечение контроля будут определяться особенностями этого взаимодействия.
Выводы. Практический опыт создания и использования в учебном процессе электронных ресурсов и онлайн-курсов, систем для автоматизации управления и контроля результатов обучения, технологий сетевого общения является основой для решения актуальных задач развития массовой открытого образования в вузах, таких, как: формирование электронных онлайн-курсов для реализации совместных образовательных программ; дальнейшее развитие внутривузовских системы электронного обучения и аттестации; сотрудничество с внешними держателями онлайн-курсов и открытых медиа-коллекций.
Литература:
1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. М., 2004.
- Николаев А. Б., Остроух А. В. Интеллектуальные системы. М., 2012.