В данной статье будут рассмотрены такие вопросы по участию государственных органов в обеспечении кадрами медицинских учреждений. Анализ и оценка работы органов государственной власти.
Ключевые слова: медицина, дефицит, здравоохранение, кадры, квалификация, меры, обучение.
Кадровая политика Министерства здравоохранения Российской Федерации является государственной стратегией в сфере здравоохранения, она направлена на развитие профессионального уровня и компетенций медицинских работников.
Кадровая политика Министерства здравоохранения Российской Федерации наиболее значима в развитии медицины в целом и признана на всех уровнях управления данной сферой в качестве наиважнейших задач для повышения качества оказания медицинской помощи. По уже имеющемуся опыту можно сделать выводы, что без высоко квалифицированного персонала Российское здравоохранение может оказаться в пагубной ситуации.
Сегодня недостаток высококвалифицированных сотрудников считается первостепенной проблемой по всей территории Российской Федерации, затрагивающей безусловно все сферы и ветви.
Увы, но область медицины не послужила исключением. Напротив, каждый день мы встречаемся с недостаточной квалификацией медицинского персонала, нередко слышим из СМИ сообщения об отсутствии квалифицированной поддержке медицинского персонала, жители, обращающиеся в лечебно-профилактические учреждения, получают вред самочувствию и даже жизни.
Только лишь образованный и грамотный кадровый состав, обладающий превосходным развитием, большой степенью ответственности и самоорганизации, готовы гарантировать эффективность концепции здравоохранения в полной мере, результативно устраивая службу в единичных субъектах и текстурах здравоохранения.
Ключевыми трудностями обеспечения кадрами считаются:
– деление на сегменты рынка труда, не совпадающая ни с делением на сегменты образования, ни с запросами работников;
– снижение степени качества высокопрофессионального образования;
– ухудшение высокопрофессиональной подготовки на рабочих местах.
Основные положения реализации кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации закреплены в Национальном проекте “Здоровье”. Данный проект был представлен Президентом Российской Федерации 5 сентября 2005 года.
Национальный проект “Здоровье” направлен на:
- укрепление первичного звена медико-санитарной помощи;
- повышение предупредительной ориентированности здравоохранения;
- совершенствование организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
- на улучшение кадрового обеспечения медицинских организаций [1].
По ходу работы проекта “Здоровье” увеличилась значимость кадрового механизма правительственной регулировки концепции здравоохранения, а непосредственно стало необходимым обеспечить грамотными врачами и медицинскими сестрами медицинские учреждения Российской Федерации, а кроме того построить логистику в целом хода предложения врачебной поддержки, последовательно в абсолютно всех стадиях.
Для реализации Национального проекта «Здоровье» задействованы различные силы в сфере повышения квалификации: Центры повышения квалификации медицинских специалистов, отделения по повышению квалификации при медицинских училищах и колледжах, а так же задействованы и Врачебные палаты регионов [4].
На сегодняшний день отмечается большой дефицит кадров в сельской местности и отдаленных от центральной части городов России. В данный момент уже не работает Советская система государственного распределения выпускников медицинских средних и высших учебных заведений. Молодые специалисты не хотят работать в отдалённых от развитых городов районах, с плохо развитой инфраструктурой и низким условием социального благополучия.
Конституция гарантирует право на образование, которое не предусматривает обязательного распределения. А государство конечно должно соблюдать принципы демократии в данной проблеме, но в то же время нельзя оставить сельскую местность без высококвалифицированных медицинских кадров. Для этого нужна государственная кадровая политика, которая замотивирует и привлечет кадры на периферию и позволит укомплектовать медицинские учреждения по всей стране как средним медицинским персоналом, так и врачами.
Хорошо зарекомендовала себя Программа “Земский доктор”, которая начала работать по инициативе Правительства Российской федерации. Программа отлично мотивирует и разработана для привлечения на периферию медицинских специалистов. В качестве мотивации медикам предоставляется разовая выплата в размере 1 миллиона рублей
в качестве стартового капитала для переезда к месту работы. Как потратить миллион подъемных средств можно решить самому, но чаще всего эти деньги используется на покупку или строительство жилья.
Эта программа начала работать с 2012 года и активно используется на всей территории нашей страны. (ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ») [2].
Для повышения уровня квалификации медиков, был создан еще один проект “Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26.07.2017 N 8) [3].
Суть данного проекта заключена в обеспечении отрасли квалифицированными специалистами за счет внедрения процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности.
Итак, с 2016 года отменена интернатура и введена процедура первичной, а с 2019 года первичной специализированной аккредитации специалистов. С 2021 года должна запуститься процедура периодической аккредитации. Аккредитация проводится в 97 аккредитационно-симуляционных центрах, которые функционируют на базе образовательных и научных организаций. Для проведения аккредитации медицинских специалистов созданы 17 независимых аккредитационных центров. Данные центры функционируют в каждом федеральном округе, а также 9 в городах с населением более 1 млн. человек.
Так, на сегодняшний день, аккредитовано и допущено к профессиональной деятельности более 2 млн. специалистов, включая средний медицинский персонал, из которых около 100 тысяч — специалисты “участковой службы” [5].
Проект финансируется из Федерального бюджета. Информация об источниках финансирования и годах реализации проекта приведена в таблице 1.
Таблица 1
Бюджет приоритетного проекта
Год реализации |
Источники финансирования |
||
Бюджетные источники |
Внебюджетные источники |
||
Федеральное методологическое обеспечение внедрения аккредитации иНМО |
Дооснащение функционирующих симуляционных центров иввод вэксплуатацию 17 независимых аккредитационных центров |
||
2018 |
239,7 |
2775,0 |
- |
2019 |
239,7 |
2822,1 |
- |
2020–2025 |
1438,2 |
3174,86 |
- |
Всего |
1917,6 |
8771,96 |
- |
По этим данным мы можем наблюдать, что органами государственной власти проводится активная работа в области кадровой политики в здравоохранении и работа по развитию сферы здравоохранения в целом. В последнее время проводится совершенствование нормативной правовой базы в области кадровой политики. Выделяется финансирование из бюджета на реализацию программ по привлечению медицинских кадров в сельскую местность и на проведение аккредитации медицинских специалистов.
Литература:
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
- Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” от 29.11.2010 N 326-ФЗ
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 “О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения”.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 614-р “О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года”.
- “Паспорт приоритетного проекта “Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26.07.2017 N 8).