Влияние цифрового медиапространства на политическую активность молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 28.12.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Хорошавина, О. Н. Влияние цифрового медиапространства на политическую активность молодежи / О. Н. Хорошавина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121284/ (дата обращения: 16.01.2025).



Настоящая статья исследует интеграцию политического участия молодежи в цифровую среду. Актуальность исследования объясняется увеличением проникновения цифровой информации во все сферы общественной жизни, в том числе, конечно, политическую. Автор уделяет особое внимание исследованию популярности цифрового медиаконтента среди молодежи и его взаимосвязи с политическим участием. Исходя из этого, как новая форма политической коммуникации молодежи рассматривается онлайн-участие. Понимание того, как цифровое медиапространство влияет на политическое участие молодежи необходимо для разработки стратегий, направленных на улучшение медиаграмотности и повышение уровня активного участия молодых людей в демократических процессах, способствуя минимизации распространения антигосударственных настроений. В заключение подчеркивается важность создания безопасного и инклюзивного информационного пространства, способствующего осознанному политическому участию молодежи в сети.

Ключевые слова: молодежь, политическая активность молодежи, политика, цифровое медиапространство, Интернет.

В условиях стремительного развития информационных технологий и цифровизации общественной жизни тема влияния медиапространства на политическую активность молодежи становится особенно актуальной. По данным доклада о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год, численность молодого поколения составляет 25,9 % от общей численности населения или 37,9 миллиона человек [1, с. 6]. Потому очевидно, что молодежь оказывает значительное влияние на трансформацию политической коммуникации.

В 2024 году Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством пользователей в Интернете, занимая 8 место с отметкой в 129,8 млн (89,5 %) [2]. По данным исследования ФОМ, только около трети молодых респондентов используют как основной источник информации телевидение [3]. Это говорит о том, что данная категория граждан входит в подавляющее большинство процента российских Интернет-пользователей, предпочитая получать информацию о политических событиях в стране и мире через социальные сети, форумы, мессенджеры, подкасты и видеохостинги. Молодежь, как наиболее активная аудитория в цифровом пространстве, все чаще формирует свои политические взгляды и ценности, посредством участия в политической жизни через систему онлайн-контактирования (голосование, обсуждение политических процессов). Согласно исследованиям MediaScope за 2-й квартал 2023 года, в число наиболее популярных цифровых платформ в России вошли 3 площадки: YouTube — 77,8 % охвата, ВКонтакте — 72,3 %, Telegram — 66,9 %. Поскольку выборкой нашего исследования является молодежь, необходимо упомянуть 4-ю площадку по популярности среди российских пользователей — социальная сеть коротких видео Tik-Tok (55,5 %), которая сыграла не последнюю роль в формировании политических демонстраций, происходящих в стране в 2021 году.

Статистика популярности конкретно перечисленных выше платформ позволяет сделать вывод о том, что молодежь, действительно, проявляет заинтересованность к потреблению цифровой информации. Это способствует формированию новой политической коммуникации за счет многоформатности восприятия политического контента, который имеет место быть на данных платформах.

Перечислим несколько причин, которые способствуют интеграции молодежи в цифровую среду:

Во-первых, для современной молодежи характерно «беглое» или «просмотровое чтение контента», что обусловлено «гипертекстовым характером среды», так и постепенная утрата способности линейного восприятия текста» [4, с. 106]. Молодое поколение отдает предпочтение коротким роликам до 1 минуты, вместо просмотра традиционных новостей по телевидению. Кроме того, имеет место многоформатность контента, которого нельзя наблюдать в традиционных каналах коммуникации.

Во-вторых, на изменение формата политической коммуникации среди молодежи повлияла стремительно возрастающая популярность смартфонов — именно с них в сеть выходит больше 80 % россиян [3].

В-третьих, среди молодого поколения имеет место фрагментарность восприятия. Поэтому для создателей политического контента ставится принципиально новая задача, которая заключена в его адаптации в виде интерактивности и краткости.

Понятие цифрового медиапространства, как совокупности информационных платформ, позволяющих пользователям создавать, распространять и потреблять информацию в цифровом виде, актуализируется нарастающей противоречивостью происходящих в нем процессов. С одной стороны, многовариативность форм онлайн-коммуникации предоставляет молодежи широкий спектр возможностей для взаимодействия с государством, молодежными/общественными организациями. Молодое поколение имеет доступ к мгновенному получению политической информации с возможностью обмена мнениями, участию в политике и общественной жизни. При этом стоит учитывать, что «интерес к негативным новостям в молодежной среде явно выше, чем к позитивным» [5, с. 170].

Раскрывая понятие политического участия молодежи, обратимся к классификации, предложенной А. Маршем и М. Каазе, которые обозначили пять основных типов граждан, участвующих в политике:

  1. неактивные, которые вообще не участвуют в политике; а также те, которые изредка могут читать политическую прессу или время от времени участвовать в выборах;
  2. конформисты, большинство которых избегает непосредственного политического участия, однако некоторые из них принимают активное участие в конвенциональных формах и даже политических кампаниях;
  3. реформисты — более активно принимают участие в конвенциональных формах, а также используют законные формы политического протеста;
  4. активисты, как наиболее активные участники политической жизни общества, которые демонстрируют и конвенциональные, и неконвенциональные формы;
  5. протестующие — активные участники политического процесса, которые используют неконвенциональные формы участия [6].

Ярким примером позитивного влияния цифрового медиапространства на политическую активность молодежи является интеграция Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» в цифровую среду. Агентство имеет собственный сайт, который помогает осуществлять главную миссию государственного проекта: «создать среду, которая поможет молодым найти и реализовывать свои мечты и таланты в нашей стране» [7]. В число приоритетных задач агентства входит развитие гражданского общества и участия граждан в волонтерстве. Кроме сайта, «Росмолодежь» имеет официальную страницу «ВКонтакте», число подписчиков которой на момент написания статьи составляет более 282 тысяч человек. Агентство способствует популяризации участия молодых граждан в политических голосованиях, патриотических движениях и конкурсах, национальных проектах, формируя и возвращая молодежи чувство «причастности к своей стране».

С другой стороны, возрастают риски, которые способствуют негативному влиянию цифровой среды на политическое сознание молодежи, в частности, угрозе национальным интересам и суверенитету РФ, формированию деструктивного отношения к существующей власти и революционным настроениям.

Ярким примером негативного воздействия цифрового медиапространства на политическое сознание и активность молодежи может являться политическая ситуация в России в 2021 году. Главным событием, которое почти полностью охватило молодежь России, стал арест главного оппонента Президента РФ — Алексея Навального, и, начавшаяся по всей стране, на фоне данной информационной повестки, протестная активность, как одна из важнейших форм неконвенционального политического участия граждан, нарушающего указанные законы и нормы. На ход протестных движений особое влияние оказали цифровые технологии, а именно — социальные сети. Призывы молодежи к участию в демонстрации осуществлялись посредством социальной сети Tik-Tok, которая на тот момент только набирала высокую популярность среди молодежи. Видео с призывами выйти 23 января на улицу собрали более трехсот миллионов просмотров. 20 января Роскомнадзор по запросу российской Генпрокуратуры направил ТikТok «уведомление о необходимости удаления информации, вовлекающей несовершеннолетних в противоправные действия». А уже 22 января ведомство сообщило, что социальная сеть удалила 38 % информации с «призывами к детям участвовать в несанкционированных акциях». Таким образом, социальная сеть ТikТok стала главной протестной площадкой, а протестное движение в нем получило авторитет среди молодого поколения страны.

Не последнюю роль в «разжигании информационной войны» сыграли «молодежные лидеры мнения», которые за поддержку антигосударственных настроений были признаны инагентами, но так или иначе — способствовали национальному разобщению и давлению на неокрепшую психику.

Данный пример иллюстрирует важность государственного контроля над цифровым медиапотреблением, лидерами мнений и молодежью, поскольку «от того, каким образом молодой человек будет вовлечен в политику, зависят его политические взгляды и политическая культура, как минимум, на ближайшие несколько лет» [5, с. 167].

Таким образом, мы выявили прямую взаимосвязь между цифровым медиапространством и его влиянием на политическую активность молодежи, которое не всегда способствует формированию правильных политических взглядов и настроений. Данный феномен вызывает ряд серьезных проблем и вызовов для современного общества:

Во-первых, молодежь эмоционально более подвержена влиянию деструктивной информации и популяризации распространения негативного контента в массы, что может создавать искаженное представление о политических событиях, фигурах и инициативах, способствуя дезорганизации и разобщенности;

Во-вторых, молодежь подвержена влиянию современных лидеров мнений в лице блогеров, которые публикуют независимый политический контент, способствуя поляризации мнений. Это может приводить к снижению готовности к открытому диалогу, что негативно сказывается на демократических процессах;

В-третьих, молодежь может не обладать достаточными навыками критического анализа информации, что делает её уязвимой к манипуляциям. Без умения отличить факты от мнений, молодые люди легко становятся жертвами незаконных демонстраций и пропаганды в интересах противоборствующих государству сторон.

Для снижения рисков негативного влияния цифрового медиапространства на политическую активность молодежи автор статьи предлагает следующие рекомендации для информационной и молодежной политики:

  1. Интеграция курсов по медиаграмотности и развитию критического мышления в учебные программы среднего, профессионального и высшего образования, чтобы молодежь могла эффективно анализировать информацию в Интернете и различать надежные источники.
  2. Поддержка конвенциональных молодежных инициатив (сайтов, блогов, чатов, форумов, интернет-газет и журналов с политической направленностью), которые информируют молодежь о достоверной информации по политическим процессам, происходящим в стране.
  3. Создание инклюзивного, безопасного информационного пространства, посредством ужесточения контроля за цифровыми платформами, лидерами мнений, чтобы предотвращать распространение дезинформации и обеспечивать защиту молодых граждан от политических манипуляций и участия в антигосударственной деятельности.

Обращение к решению рассмотренных проблем поможет активизировать безопасное политическое участие молодежи, сделать его более результативным на благо развития национальных интересов государства и общества.

Литература:

  1. Петрова О. В. Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год [Электронный ресурс] https://minobrnauki.gov.ru/upload/2024/10/Доклад_ПМ2023_ЭЦП_Петрова1.10.24.pdf#:~:text=Численность %20молодежи %20Российской %20Федерации %20по,(26 %2C3 %25 %20от %20общей %20численности %20населения)
  2. Internet Users by Country 2024 [Электронный ресурс] https://worldpopulationreview.com/country-rankings/internet-users-by-country
  3. Как молодежь меняет потребление информации / Медиахолдинг РБК (20 сентября 2024) // [Электронный ресурс] https://companies.rbc.ru/news/wl5L2jDHnU/kak-molodezh-menyaet-potreblenie-informatsii/
  4. Горшкова М. С., Юферева А. С. Мультимедийные лонгриды как формат в интернет-журналистике: анализ специфических особенностей. / Интернет-технологии в журналистике. С. 105–110.
  5. Деревянченко А. А., Калинин Д. В. Политическая активность молодежи в цифровом обществе // Гражданин. Выборы. Власть. № 2 (16)/2020. С. 155–173.
  6. Kaase M., Marsh A. Political Action: A Theoretical Perspective // Barnes S. H., Kaase M., et al. Political Action: Mass Participation in Five Western Democracies. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1979. 607 р.
  7. Росмолодёжь. Официальный сайт [Электронный ресурс] https://fadm.gov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): молодежь, политическая активность молодежи, молодое поколение, социальная сеть, цифровая среда, общественная жизнь, политическая коммуникация, политический, политическое участие молодежи, Россия.


Ключевые слова

Интернет, молодежь, политика, политическая активность молодежи, цифровое медиапространство

Похожие статьи

Задать вопрос