Настоящая статья исследует интеграцию политического участия молодежи в цифровую среду. Актуальность исследования объясняется увеличением проникновения цифровой информации во все сферы общественной жизни, в том числе, конечно, политическую. Автор уделяет особое внимание исследованию популярности цифрового медиаконтента среди молодежи и его взаимосвязи с политическим участием. Исходя из этого, как новая форма политической коммуникации молодежи рассматривается онлайн-участие. Понимание того, как цифровое медиапространство влияет на политическое участие молодежи необходимо для разработки стратегий, направленных на улучшение медиаграмотности и повышение уровня активного участия молодых людей в демократических процессах, способствуя минимизации распространения антигосударственных настроений. В заключение подчеркивается важность создания безопасного и инклюзивного информационного пространства, способствующего осознанному политическому участию молодежи в сети.
Ключевые слова: молодежь, политическая активность молодежи, политика, цифровое медиапространство, Интернет.
В условиях стремительного развития информационных технологий и цифровизации общественной жизни тема влияния медиапространства на политическую активность молодежи становится особенно актуальной. По данным доклада о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год, численность молодого поколения составляет 25,9 % от общей численности населения или 37,9 миллиона человек [1, с. 6]. Потому очевидно, что молодежь оказывает значительное влияние на трансформацию политической коммуникации.
В 2024 году Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством пользователей в Интернете, занимая 8 место с отметкой в 129,8 млн (89,5 %) [2]. По данным исследования ФОМ, только около трети молодых респондентов используют как основной источник информации телевидение [3]. Это говорит о том, что данная категория граждан входит в подавляющее большинство процента российских Интернет-пользователей, предпочитая получать информацию о политических событиях в стране и мире через социальные сети, форумы, мессенджеры, подкасты и видеохостинги. Молодежь, как наиболее активная аудитория в цифровом пространстве, все чаще формирует свои политические взгляды и ценности, посредством участия в политической жизни через систему онлайн-контактирования (голосование, обсуждение политических процессов). Согласно исследованиям MediaScope за 2-й квартал 2023 года, в число наиболее популярных цифровых платформ в России вошли 3 площадки: YouTube — 77,8 % охвата, ВКонтакте — 72,3 %, Telegram — 66,9 %. Поскольку выборкой нашего исследования является молодежь, необходимо упомянуть 4-ю площадку по популярности среди российских пользователей — социальная сеть коротких видео Tik-Tok (55,5 %), которая сыграла не последнюю роль в формировании политических демонстраций, происходящих в стране в 2021 году.
Статистика популярности конкретно перечисленных выше платформ позволяет сделать вывод о том, что молодежь, действительно, проявляет заинтересованность к потреблению цифровой информации. Это способствует формированию новой политической коммуникации за счет многоформатности восприятия политического контента, который имеет место быть на данных платформах.
Перечислим несколько причин, которые способствуют интеграции молодежи в цифровую среду:
Во-первых, для современной молодежи характерно «беглое» или «просмотровое чтение контента», что обусловлено «гипертекстовым характером среды», так и постепенная утрата способности линейного восприятия текста» [4, с. 106]. Молодое поколение отдает предпочтение коротким роликам до 1 минуты, вместо просмотра традиционных новостей по телевидению. Кроме того, имеет место многоформатность контента, которого нельзя наблюдать в традиционных каналах коммуникации.
Во-вторых, на изменение формата политической коммуникации среди молодежи повлияла стремительно возрастающая популярность смартфонов — именно с них в сеть выходит больше 80 % россиян [3].
В-третьих, среди молодого поколения имеет место фрагментарность восприятия. Поэтому для создателей политического контента ставится принципиально новая задача, которая заключена в его адаптации в виде интерактивности и краткости.
Понятие цифрового медиапространства, как совокупности информационных платформ, позволяющих пользователям создавать, распространять и потреблять информацию в цифровом виде, актуализируется нарастающей противоречивостью происходящих в нем процессов. С одной стороны, многовариативность форм онлайн-коммуникации предоставляет молодежи широкий спектр возможностей для взаимодействия с государством, молодежными/общественными организациями. Молодое поколение имеет доступ к мгновенному получению политической информации с возможностью обмена мнениями, участию в политике и общественной жизни. При этом стоит учитывать, что «интерес к негативным новостям в молодежной среде явно выше, чем к позитивным» [5, с. 170].
Раскрывая понятие политического участия молодежи, обратимся к классификации, предложенной А. Маршем и М. Каазе, которые обозначили пять основных типов граждан, участвующих в политике:
- неактивные, которые вообще не участвуют в политике; а также те, которые изредка могут читать политическую прессу или время от времени участвовать в выборах;
- конформисты, большинство которых избегает непосредственного политического участия, однако некоторые из них принимают активное участие в конвенциональных формах и даже политических кампаниях;
- реформисты — более активно принимают участие в конвенциональных формах, а также используют законные формы политического протеста;
- активисты, как наиболее активные участники политической жизни общества, которые демонстрируют и конвенциональные, и неконвенциональные формы;
- протестующие — активные участники политического процесса, которые используют неконвенциональные формы участия [6].
Ярким примером позитивного влияния цифрового медиапространства на политическую активность молодежи является интеграция Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» в цифровую среду. Агентство имеет собственный сайт, который помогает осуществлять главную миссию государственного проекта: «создать среду, которая поможет молодым найти и реализовывать свои мечты и таланты в нашей стране» [7]. В число приоритетных задач агентства входит развитие гражданского общества и участия граждан в волонтерстве. Кроме сайта, «Росмолодежь» имеет официальную страницу «ВКонтакте», число подписчиков которой на момент написания статьи составляет более 282 тысяч человек. Агентство способствует популяризации участия молодых граждан в политических голосованиях, патриотических движениях и конкурсах, национальных проектах, формируя и возвращая молодежи чувство «причастности к своей стране».
С другой стороны, возрастают риски, которые способствуют негативному влиянию цифровой среды на политическое сознание молодежи, в частности, угрозе национальным интересам и суверенитету РФ, формированию деструктивного отношения к существующей власти и революционным настроениям.
Ярким примером негативного воздействия цифрового медиапространства на политическое сознание и активность молодежи может являться политическая ситуация в России в 2021 году. Главным событием, которое почти полностью охватило молодежь России, стал арест главного оппонента Президента РФ — Алексея Навального, и, начавшаяся по всей стране, на фоне данной информационной повестки, протестная активность, как одна из важнейших форм неконвенционального политического участия граждан, нарушающего указанные законы и нормы. На ход протестных движений особое влияние оказали цифровые технологии, а именно — социальные сети. Призывы молодежи к участию в демонстрации осуществлялись посредством социальной сети Tik-Tok, которая на тот момент только набирала высокую популярность среди молодежи. Видео с призывами выйти 23 января на улицу собрали более трехсот миллионов просмотров. 20 января Роскомнадзор по запросу российской Генпрокуратуры направил ТikТok «уведомление о необходимости удаления информации, вовлекающей несовершеннолетних в противоправные действия». А уже 22 января ведомство сообщило, что социальная сеть удалила 38 % информации с «призывами к детям участвовать в несанкционированных акциях». Таким образом, социальная сеть ТikТok стала главной протестной площадкой, а протестное движение в нем получило авторитет среди молодого поколения страны.
Не последнюю роль в «разжигании информационной войны» сыграли «молодежные лидеры мнения», которые за поддержку антигосударственных настроений были признаны инагентами, но так или иначе — способствовали национальному разобщению и давлению на неокрепшую психику.
Данный пример иллюстрирует важность государственного контроля над цифровым медиапотреблением, лидерами мнений и молодежью, поскольку «от того, каким образом молодой человек будет вовлечен в политику, зависят его политические взгляды и политическая культура, как минимум, на ближайшие несколько лет» [5, с. 167].
Таким образом, мы выявили прямую взаимосвязь между цифровым медиапространством и его влиянием на политическую активность молодежи, которое не всегда способствует формированию правильных политических взглядов и настроений. Данный феномен вызывает ряд серьезных проблем и вызовов для современного общества:
Во-первых, молодежь эмоционально более подвержена влиянию деструктивной информации и популяризации распространения негативного контента в массы, что может создавать искаженное представление о политических событиях, фигурах и инициативах, способствуя дезорганизации и разобщенности;
Во-вторых, молодежь подвержена влиянию современных лидеров мнений в лице блогеров, которые публикуют независимый политический контент, способствуя поляризации мнений. Это может приводить к снижению готовности к открытому диалогу, что негативно сказывается на демократических процессах;
В-третьих, молодежь может не обладать достаточными навыками критического анализа информации, что делает её уязвимой к манипуляциям. Без умения отличить факты от мнений, молодые люди легко становятся жертвами незаконных демонстраций и пропаганды в интересах противоборствующих государству сторон.
Для снижения рисков негативного влияния цифрового медиапространства на политическую активность молодежи автор статьи предлагает следующие рекомендации для информационной и молодежной политики:
- Интеграция курсов по медиаграмотности и развитию критического мышления в учебные программы среднего, профессионального и высшего образования, чтобы молодежь могла эффективно анализировать информацию в Интернете и различать надежные источники.
- Поддержка конвенциональных молодежных инициатив (сайтов, блогов, чатов, форумов, интернет-газет и журналов с политической направленностью), которые информируют молодежь о достоверной информации по политическим процессам, происходящим в стране.
- Создание инклюзивного, безопасного информационного пространства, посредством ужесточения контроля за цифровыми платформами, лидерами мнений, чтобы предотвращать распространение дезинформации и обеспечивать защиту молодых граждан от политических манипуляций и участия в антигосударственной деятельности.
Обращение к решению рассмотренных проблем поможет активизировать безопасное политическое участие молодежи, сделать его более результативным на благо развития национальных интересов государства и общества.
Литература:
- Петрова О. В. Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год [Электронный ресурс] https://minobrnauki.gov.ru/upload/2024/10/Доклад_ПМ2023_ЭЦП_Петрова1.10.24.pdf#:~:text=Численность %20молодежи %20Российской %20Федерации %20по,(26 %2C3 %25 %20от %20общей %20численности %20населения)
- Internet Users by Country 2024 [Электронный ресурс] https://worldpopulationreview.com/country-rankings/internet-users-by-country
- Как молодежь меняет потребление информации / Медиахолдинг РБК (20 сентября 2024) // [Электронный ресурс] https://companies.rbc.ru/news/wl5L2jDHnU/kak-molodezh-menyaet-potreblenie-informatsii/
- Горшкова М. С., Юферева А. С. Мультимедийные лонгриды как формат в интернет-журналистике: анализ специфических особенностей. / Интернет-технологии в журналистике. С. 105–110.
- Деревянченко А. А., Калинин Д. В. Политическая активность молодежи в цифровом обществе // Гражданин. Выборы. Власть. № 2 (16)/2020. С. 155–173.
- Kaase M., Marsh A. Political Action: A Theoretical Perspective // Barnes S. H., Kaase M., et al. Political Action: Mass Participation in Five Western Democracies. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1979. 607 р.
- Росмолодёжь. Официальный сайт [Электронный ресурс] https://fadm.gov.ru/