Познавательное развитие дошкольников в контексте реализации ФОП ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 27.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Захарова, О. В. Познавательное развитие дошкольников в контексте реализации ФОП ДО / О. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121237/ (дата обращения: 16.01.2025).



Познавательное развитие дошкольников представляет собой одну из ключевых задач в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста. В рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) эта задача приобретает особое значение, так как направлена на формирование основ будущей личности. Познавательное развитие предполагает вовлечение ребенка в активную самостоятельную деятельность, развитие его воображения, любознательности и познавательных интересов. Исследования в этой области показывают, что на протяжении дошкольного возраста именно познавательная активность является основным стимулом для всестороннего развития ребенка.

М. В. Ломоносов писал: «Любопытство — одна из самых постоянных и ценных детских черт, которую следует поощрять и развивать» [1]. В соответствии с этой мыслью, деятельность в детских дошкольных учреждениях должна быть организована таким образом, чтобы она способствовала удовлетворению детского любопытства. Такой подход способствует не только приобретению ребенком новых знаний, но и развитию его психических и волевых процессов, интеллектуальных способностей и эмоциональной сферы.

ФОП ДО предлагает четкий набор задач, направленных на познавательное развитие. Эти задачи включают в себя, например, поощрение детской любознательности и выявление познавательных интересов, что способствует развитию сознательной деятельности и формированию знаний о мире. Кроме того, программа делает акцент на развитие творческих задатков и воображения, а также на формирование знаний о себе, других людях и окружающей среде.

И. П. Павлов отмечал: «Знание не может быть навязано, его нужно добыть» [2]. Об этом стоит помнить, организуя образовательный процесс в детских учреждениях. Воспитателю следует выбирать такие методы работы, которые способствуют самостоятельному поиску знаний. К примеру, занятия могут строиться таким образом, чтобы дети самостоятельно исследовали предоставленный материал. Для этого в ДОУ создаются тематические зоны, где дети могут самостоятельно взаимодействовать с объектами и явлениями окружающего мира. Зимой, например, детям предоставляется материал, связанный с холодным временем года: книги, карточки, тематические игры и прочее. Такие зоны становятся источниками новых идей и способствуют развитию детского мышления.

Деятельность по познавательному развитию в ДОО включает и использование экспериментов и опытов. Это позволяет детям не только наблюдать, но и участвовать в процессе познания, делать открытия, что неизменно способствует формированию интереса к научному познанию мира. Психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что «обучение ведет за собой развитие» [3]. Это утверждение подтверждает необходимость акцентирования внимания на познавательных действиях детей в образовательной среде, обеспечивающей их всестороннее развитие.

Огромное внимание в ФОП ДО уделяется ознакомлению детей с окружающим миром и его многообразием. Темы познавательных занятий выбираются с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, а также в соответствии с требованиями программы. Воспитатели, работая с детьми, должны учитывать уровень познавательного развития детей и их индивидуальные особенности, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным.

Опыт работы показывает, что одной из ключевых составляющих познавательного развития является способность детей анализировать поставленную задачу. Когда воспитатель предлагает детям познавательную задачу, важно, чтобы процесс её выполнения начинался с анализа. Дети должны проанализировать, что им уже известно, а что предстоит выяснить. Этот этап крайне важен, так как именно здесь у детей формируются первичные навыки анализа и синтеза, которые будут необходимы на всех последующих этапах их обучения.

Выявление известных и неизвестных факторов помогает детям научиться критически оценивать ситуацию. На данном этапе важно, чтобы воспитатель не только направлял детей, но и мотивировал их к самовыражению. Дети должны научиться высказывать свои предположения о течении явления и его причинах. Эти гипотезы могут быть как правильными, так и ошибочными, более того, они могут быть противоречивыми между собой. В этой ситуации воспитателю важно оставаться внимательным к каждому ребёнку, уметь слышать и принимать все идеи, даже если они кажутся на первый взгляд неправильными.

Навыки анализа и выдвижения предположений являются основой для развития критического мышления. Воспитатель не должен навязывать «правильное» мнение, но обязательно должен обращать внимание детей на противоречивость их идей. Это способствует формированию у детей умения сомневаться и искать истину путём сравнения различных точек зрения. Такой метод преподавания стимулирует детей на развитие самостоятельности и уверенности в себе, помогая им становиться небольшими исследователями окружающего мира.

Однако не всегда дети способны самостоятельно выдвигать те или иные гипотезы. В таких случаях роль воспитателя становится ещё более значимой. Он должен аккуратно направить детей, подсказать какие-то идеи, которые могли бы стимулировать детей на дальнейшие размышления. Обладая более глубокими знаниями и опытом, воспитатель ненавязчиво мотивирует детей, показывая непосредственно на практике, как может происходить процесс анализа и выдвижения гипотез.

Эффективность обучения, согласно ФОП ДО, во многом определяется использованием различных методов и приемов, одним из которых является проектная деятельность. Этот метод позволяет не только развивать познавательные интересы, но и даёт возможность детям самостоятельно конструировать свои знания. Проектная деятельность способствует развитию умения детей ориентироваться в информационном пространстве, что становится особенно важным в современном мире, где информация поступает лавинообразно и требует умения фильтровать и критически относиться к её содержанию.

В процессе проектной деятельности воспитатель направляет детей на воплощение их идей в реальность. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, распределять обязанности, что способствует не только их познавательному, но и социальному развитию. Обсуждая проекты, дети улучшают свои коммуникативные навыки, учатся презентовать свои идеи и принимать критику. Воспитатель в этой ситуации больше выступает в роли тьютора, который направляет, поддерживает и вдохновляет детей, оставаясь в то же время в стороне и позволяя им совершать собственные открытия и даже ошибки.

ФОП ДО акцентирует внимание на том, что формирование познавательных интересов является одним из принципов дошкольного образования. Именно интерес к познанию лежит в основе успешного обучения на всех уровнях. Это значит, что воспитатели должны способствовать развитию у детей не только знания о конкретных предметах, но и желания и стремления узнавать новое.

К концу своего пребывания в детском саду ребенок должен иметь представление об основных понятиях естествознания, математики, истории. На это обращается внимание воспитателей на протяжении всего дошкольного обучения. Помимо фактических знаний, дети учатся вырабатывать собственное мнение, принимать самостоятельные решения в различных ситуациях. Эти навыки окажутся им полезными не только в начальной школе, но и в дальнейшей жизни.

Воспитатель здесь играет роль наставника, направляющего ребенка на более глубокое понимание окружающего мира, поддерживающего его начинания и подбадривающего в случае неудач. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и его образовательный маршрут может отличаться от маршрута других детей. Задача воспитателя — учитывать эту индивидуальность и, исходя из неё, строить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок мог максимально раскрыть свой потенциал.

Таким образом, познавательное развитие детей в дошкольном учреждении по ФОП ДО — это сложный и многогранный процесс, требующий от воспитателя большого профессионализма, внимательности к нуждам детей и готовности быть для них проводником в мир знаний. Воспитатель должен не только обучать, но и вдохновлять, мотивировать и поддерживать ребят в их стремлении узнавать и понимать окружающий мир.

Литература:

  1. Ломоносов М. В. Избранные произведения. — М.: Наука, 1987.
  2. Павлов И. П. Полное собрание сочинений: в 18 т. — М.: Наука, 1951.
  3. Выготский Л. С. Психология развития. — М.: Педагогика, 1984.
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // Судебные и нормативные акты РФ URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 22.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, воспитатель, познавательное развитие, проектная деятельность, развитие, дошкольное образование, дошкольный возраст, образовательный процесс, познавательное развитие детей.


Похожие статьи

Задать вопрос