Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ
Авторы: Чадченко Анна Николаевна, Васюкова Оксана Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.03.2019
Статья просмотрена: 742 раза
Библиографическое описание:
Чадченко, А. Н. Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ / А. Н. Чадченко, О. Н. Васюкова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14935/ (дата обращения: 16.12.2024).
В условиях современных требований к дошкольному образованию, которые определяется ФГОС, инновационные технологии являются условием эффективности качественных изменений деятельности ДОУ. Цель новых современных технологий заключается в том, чтобы содействовать формированию социально успешной личности ребёнка. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является социально — нравственное развитие детей. В своей педагогической практике мы активно работаем над внедрением технологий эффективной социализации дошкольников, разработанных старшим научным сотрудником Института социологии Российской академии наук Натальей Петровной Гришаевой.
Одной из таких технологий является технология «Ситуация месяца», которая предполагает проживание детьми всех возрастных групп в течение одного месяца определенной ситуации. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» необходимо исходить из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад, проблем приобщения ребенка к мировой культуре освоения им социальных ролей: я — как личность, я — как член коллектива, я — как член семьи, я — как житель города, я — как часть природы, я — как гражданин и т. д.
Нами был разработан круг ситуаций на весь учебный год. Каждый месяц учебного года посвящён одной из нравственных категорий, которыми должен овладеть маленький гражданин своей страны: сентябрь — месяц Знаний и новых Открытий, октябрь — месяц Труда, ноябрь — месяц любимой Родины и т. д.
По завершении каждой ситуации, каждого тематического месяца проводится итоговое мероприятие. Так ситуация месяца в октябре «Кто любит труд, того люди чтут» завершилась ярмаркой «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», а в февральской ситуации «Где смелость там и победа» заключительной стала спартакиада «Северные старты», итоговым мероприятием июльской ситуация «Где родился, там и пригодился» был праздничным концертам «Норильские звездочки».
Проживая «Ситуацию месяца», дети расширяют свой кругозор, обогащают свои представления по изучаемым темам.
Воспитателю в «Ситуации месяца» отводиться роль организатора. Главное, действующее лицо — дети и их родители. Воспитатель организует среду и побуждает действовать в ней. Дети вместе с родителями ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей.
Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе, позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца» даёт возможность проявлять всему коллективу инициативу и творчество.
«Ситуации месяца», как правило, мы начинаем с «зачина», т. е. вместе с детьми разбираем определенную проблему. Например, март — это месяц Добра. Старшие дети детского сада показали театральную постановку «Заюшкина избушка». Но сказка не закончилась тем, что лиса убежала, оставив Зайчику домик. Лиса очень захотела, чтобы её все полюбили, и у неё стало много друзей, а для этого, как подсказали ей дети, нужно обязательно стать доброй. А вот где найти доброту в окружающем нас мире — это и стало проблемой, с которой предстояло разобраться детям. Таким образом, мы вместе с детьми пришли к выводу, что доброте можно поучиться у мамы, у добрых докторов, а можно и у наших ребят, которые тоже умеют совершать добрые поступки, например, ухаживать за комнатными цветами, как за младшими друзьями; а ещё доброту можно найти в старых добрых сказках, которые вместе с ребятами мы инсценируем в рамках театральной недели, которая проходит в конце марта. Отсюда возникли и названия тематических недель месяца:
- «Нет лучше дружка, чем родная матушка»
- «Слава добрым докторам»
- «Наши зелёные друзья»
- «Добрые сказки для добрых детей»
В рамках каждой тематической недели дети вместе с взрослыми пытаются оценивать поступки реальных людей или сказочных персонажей, видеть в них добро, результаты добрых поступков, стараются сами делать добрые дела, вместе с родителями сочиняют добрые сказки.
«Ситуация месяца Добра» проходившая под девизом «Не хвались серебром, а хвались добром» завершилась клубным часом «Твори добро на всей земле» — это ещё одна технология социализации дошкольников, которая особенно полюбилась всем участникам нашего педагогического процесса.
«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка, которая заключается в том, что дети могут в течение одного часа, свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду соблюдая определенные правила поведения, и по «звону колокольчика» возвращаться в группу.
Для проведения «Клубного часа» мы проводим предварительную работу и с детьми, и с взрослыми.
Воспитатели и специалисты обсуждают организационные моменты проведения клубного часа, разрабатывают сценарий, планируют различные виды деятельности детей в рамках тематики клубного часа.
C детьми старшей и подготовительной групп так же проводится предварительная работа:
− организуется беседа «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время клубного часа, и кто хотел бы на него пойти?»
− определяются, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает.
− дети знакомятся с планом помещений, что, где происходит, где какой деятельностью можно будет заняться;
− непосредственно перед проведением клубного часа, дети обсуждают и определяют правила поведения во время «Клубного часа»:
- Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
- Если взял игрушку поиграть — положи ее на место, когда уходишь.
- Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
- Помогай проводить занятие, если оно походит во время клубного
часа.
- Говори спокойно.
- Ходи спокойно.
- Возвращайся в группу по сигналу звонка.
- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в
своей группе или вернуться в нее, если устал.
После завершения клубного час, все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре и обсуждают свою деятельность в течение «Клубного часа»:
− Где ребенок был?
− Что ему запомнилось?
− Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
− Планировал ли он перед клубным часом куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
− Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
По завершению ситуации месяца «Не хвались серебром, а хвались добром» мы провели Клубный час под названием «Твори добро на всей земле». А «творить добро» ребят учила «Фея Добра» со своими сказочными друзьями, которые пришли к ребятам, чтобы вместе с ними делать добрые дела.
В начале «Клубного часа» все ребята и взрослые собрались в спортивном зале, где Фея Добра предложила всем распределиться по центрам, а сделать это можно было с помощью билетиков, которые находились в «Волшебном мешочке». Каждый ребенок вытянул билетик, на котором была, изображена эмблема центра и отправился в путь, но Фея предупредила ребят, что когда они услышат звон «волшебного колокольчика», то должны будут вернуться в спортивный зал.
Работа в центрах активности длилась около 20–25 минут. Растишка с Незнайкой вместе с ребятами сажали лук, чтобы среди весны у ребят выросли витамины, которыми можно потом поделиться со своими друзьями из детского сада, а весёлый повар Пончик учил ребят печь вкусное печенье для всех на угощенье. Вместе с Умелочкой и Рукодельницей ребята мастерили птиц Добра, который потом «полетели» к детям, которые не смогли присутствовать на «Клубном часе» из-за болезни или по другим причинам. Малыш и Карлсон учили детей делать красивые книжки с картинками, для малышей.
Сделав работу в своем центре, ребенок уже самостоятельно мог отправиться в другой, на свой выбор. По сигналу колокольчика все сказочные герои и ребята собрались в спортивном зале, где представили результаты своих добрых дел.
Очевидно, эффективность технологии «Клубный час» заключается в том, что дети учатся самостоятельно планировать свои действия, становятся самостоятельными. Данная технология развивает у дошкольников навыки свободного общения с окружающими. Дети становятся эмоционально отзывчивыми, готовыми к совместной деятельности.
Эффективной социализации дошкольников способствует и технология «Дети— волонтеры». Эта технология помогает развивать навыки общения в разновозрастном детском коллективе, развивать самостоятельность и ответственность, прежде всего в отношение младших детей, формировать игровую деятельность и игровой опыт в естественной среде, а не по показу взрослого.
Для реализации данной технологии мы вместе с «Феей Добра» (педагогом — психологом) нашего детского сада провели акцию — опрос «Хочу помогать» среди старших детей, и выявили, кто хочет играть с малышами и помогать им. По итогам прошедшей акции было решено создать «Школу добрых дел». В этой школе «Фея Добра» разъяснила ребятам, что значит быть волонтером, рассказала, как научить малышей мыть руки, научить одеваться на прогулку, научить играть, разучить вместе стихотворение и т. д…
После того как дети — волонтеры прошли обучения в школе Доброй феи, был разработан еженедельный план «Добрых дел» для посещения волонтерами малышей, это было сделано для того, чтобы специально в каждый режимный момент предоставить старшим детям возможность оказывать помощь малышам.
Детям было предложено придумать правила поведения, которые должны соблюдать «волонтеры»:
− «Приходя в группу, поздоровайся»
− «Обращайся к малышам спокойно, вежливо»
− «Доведи начатое дело до конца»
− «Уходя из группы, попрощайся и поблагодари за совместно сделанное дело».
Вместе с ребятами мы оформили в группах «Уголок волонтера», где расположили необходимые атрибуты (галстуки, эмблемы), фотовыставку добрых дел. Тем самым мы привлекаем других детей к волонтёрской деятельности.
Так во время тематической недели «Зимняя прогулка» помогали одевать куклу Машу, и сами помогали одеваться малышам после дневного сна и на прогулку.
Во время подготовки к встрече Нового года наши волонтёры рассказывали малышам новогодние стихи, показывали новогоднюю сказку, разучивали, вместе песни к празднику, мастерили вместе с ними ёлочные игрушки для их ёлочки.
На прогулке старшие ребята организовывают подвижные игры с малышами, катают их на санках, строят вместе с малышами горки или постройки из снега или песка.
Наши малыши с нетерпением ждут своих старших товарищей, всегда радостно встречают их в группе, а потом вместе играют в настольные и сюжетно-ролевые игры, конструируют, лепят и рисуют.
Таким образом, волонтерство, помогает детям старшего дошкольного возраста развивать свои коммуникативно-речевые умения и навыки, навыки социализации. Дети-волонтеры осознают свою важную миссию — считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим. Тем самым они получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
Новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения в школе, а также для жизни в современном обществе.
Литература:
- Гришаева Н. П. 1997. Проблемные педагогические ситуации в детском саду // Обруч. № 3. С.35–38.
- Гришаева Н. П. 2002. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания // Управление в дошкольном образовании. № 5. С. 24–26.
- Гришаева Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. — М.: Вентана-граф.