В статье представлена технология социализации ребенка-дошкольника, позволяющая эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Ключевые слова: инновационные технологии, инициатива, социализация.
В настоящее время ответ на запросы общества и государства педагоги всё время стремятся найти методы эффективной воспитательной работы, совершенствовать методики и технологии с учётом современных тенденций развития. Внедряют в работу инновационные технологии, которые открывают перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, для развития личности ребёнка в целом.
Социализация является важным условием в жизни ребёнка. Процесс социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации — целенаправленная профессиональная работа всех субъектов образовательной деятельности по осуществлению эффективных мер в целях социализации и развития детской личности в едином социальном пространстве. Для успешной и эффективной социализации рекомендуется применять интересные и современные технологии социального проектирования.
Для её решения мы используем технологию «Клубный час». Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение определённого времени перемещаться по всему зданию или территории детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по определённому сигналу возвращаться в группу.
Задачи «Клубного часа»:
– воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки, дружеские отношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
– формировать ориентировку в пространстве, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
– развивать умения планировать свои действия о оценивать их результаты;
– формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
– помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Для внедрения и реализации данной технологии необходима подготовительная работа. В первую очередь — это определение тематики.
Типы клубного часа:
- Свободный. Дети перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых. Дети могут посетить малышей, помочь им в различных видах деятельности: одеться, нарисовать рисунок, построить башню. Также не исключено посещение специалистов: решить кроссворд с учителем-логопедом, поиграть в мяч с инструктором по физкультуре, спеть песню с музыкальным руководителем.
- Тематический. Это когда «Клубные часы» включены в план месяца. Например, тема недели «В гостях у книги» могут быть организованы мини экскурсии к хранителю книг, помощь младшим детям в ремонте книг «Книжкина больница» и т. д.
- Творческий. Дети старшего дошкольного возраста сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей. Например: организация творческой мастерской по изготовлению оформления к празднику детского сада.
- Квест — игра. Это решение умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игроков.
- Музейный. Дети собирают у себя музейные экспонаты по определённой теме, а затем самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей. Например: «День победы», «День рождения А. С. Пушкина», «Музей матрешки» и т. д.
«Клубный час» проходит 1 раз в неделю. По длительности не менее 1 часа, чтобы дети смогли приобрести собственный жизненный опыт.
Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончанию «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), например с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» с детьми обсуждаются правила. Каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
По окончанию «Клубного часа» дети с воспитателем проводят рефлексивный круг. Проходит обсуждение, где они были, что узнали какие впечатления получили. Так у дошкольника формируется не только самостоятельность и ответственность за свои поступки, но и умение аргументировать свою точку зрения, планировать свою деятельность. А это крайне необходимо при развитии речи у детей.
Таким образом, с помощью технологии «Клубный час» педагоги создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми. Дети с удовольствием и интересом осваивают новые виды деятельности, учатся моделировать различные ситуации, выстраивать разновозрастное общение по интересам.
Следует отметить то, что успешность проведения «Клубного часа» зависит не только от освоения технологии воспитателем, но и от того насколько основополагающие идеи, принципы воспитания понятны и приняты воспитателем.
Литература:
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. М., 2016.
- Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (Работаем по ФГОС дошкольного образования) — М.: Просвещение, 2015.