Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации муниципального проекта «Дарите детям доброту»
Авторы: Безрукова Марина Ивановна, Кожина Елена Николаевна, Лысенко Людмила Васильевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.
Дата публикации: 28.06.2021
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Безрукова, М. И. Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации муниципального проекта «Дарите детям доброту» / М. И. Безрукова, Е. Н. Кожина, Л. В. Лысенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6499/ (дата обращения: 16.12.2024).
Игровая деятельность — ведущая деятельность для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, т. к. игра — способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности.
Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась, и она тесно связана с возможностями и интересами родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, фильмы и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику, профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы. Следует отметить, что в настоящее время дошкольники мало играют и общаются со своими сверстниками во дворе, дети по большей части заинтересованы компьютерными играми и просмотром телевизионных передач и мультфильмов. Наблюдается и тенденция к полному исчезновению русских народных подвижных игр, таких, как лапта, салки, чехарда, городки, веревочки, чиж и многие другие.
С принятием ФГОС игра действительно становится содержанием и формой организации жизни детей. И сегодня игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Именно игра становится сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Современные требования и введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования предлагают нам осознанно переосмыслить подходы в организации образовательного процесса и определить особенности формирования игровой деятельности детей в режиме дня.
Наш детский сад участвует в реализации муниципального проекта «Дарите детям доброту» (Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Губкинского городского округа).
Цель проекта: Создать к декабрю 2021 года доброжелательную развивающую предметно-пространственную среду и психолого-педагогические условия в 100 % дошкольных образовательных организациях Губкинского городского округа.
С целью реализации мероприятий проекта в детском саду провели конкурс зимних спортивных игр «Сам играй и друга приглашай!». Дети приняли активное участие в эстафетах, играх. Мероприятие на свежем воздухе принесло воспитанникам много положительных эмоций, радостное настроение.
В фестивале детской игры «Планета добрых игр» приняло участие 2 группы воспитанников и 4 педагога. Было организовано 4 игровых площадки:
— «Сюжетно-ролевые игры» (Морские путешествие) с сюжетными играми;
— «Движение помогает развитию» (Веселый стадион) с подвижными играми;
— «Дети любят играть» (Помоги цветочной фее) со свободными играми;
— «Дружба зарождается в игре» (Мы рисуем этот мир; Сказка своими руками; Строительные фантазии) представляющие собой творческую мастерскую.
Площадки располагались свободно на групповых участках, спортивной площадке, тематических зонах и образовательных центрах. На площадке «Движение помогает развитию» с дошкольниками были организованы: малоподвижная игра «Кораблик», подвижные игры: «Бездомный заяц», «Попади мешочком в круг», русская народная игра «Мы веселые ребята», игра-эстафета «Кто быстрее». На площадке «Сюжетно-ролевые игры», герой «Юнга» предлагал определить метеоусловия и совершить увлекательное «Морское путешествие». Увлеченно дети играли и в свободной зоне «Дети любят играть» (Помоги цветочной фее), здесь детям предлагалось придумать что сделать и как сделать, чтобы помочь «Цветочной фее» украсить беседку и т. д. На площадке «Дружба зарождается в игре» герои предлагали детям поучаствовать в творческих мастерских, изготовить из конструктора необыкновенные постройки, принять участие в рисовании нашего мира, сделать самую лучшую поделку из природного материала. Организация и проведение муниципального фестиваля детской игры «Планета добрых игр» прошла успешно. Педагоги сумели создать игровые условия, способствующие активному участию детей в играх.
В ДОО на основе примерного сценарного плана был разработан свой сценарий фестиваля «Техно — club» «Построй свою историю», подобраны разноплановые задания для технического творчества, сюжетные линии с включением сказочных персонажей.
Ведущий, «Волшебник звездочет», пригласил детей старшей и подготовительной к школе групп на фестиваль по конструированию «Построй свою историю».
Волшебник звездочет детям предложил построить по образцу из конструктора LEGO. Участники объединились в группы по 2 человека. Дети справились с заданием, собрали быстро и правильно свои модели. Со вторым заданием «Конструирование по памяти» участникам справиться было трудней. Дети приняли участие в флеш-мобе «Фиксики».
Завершил конкурс творческое домашнее задание «Построй свою историю» на темы «Мир космоса» и «Транспорт». Все участники фестиваля получили сладкие призы. В ходе фестиваля использовались следующие виды конструкторов: «LEGO», деревянный конструктор Томик. С дошкольниками были организованы: словесная игра, загаданы загадки по теме фестиваля.
Самыми увлекательными были такие задания как «Конструирование по образцу» и домашнее задание «Построй свою историю».
В результате оформлена выставка «Космические дали», которую могут посетить и дети и родители других возрастных групп.
В соответствии с планом управления муниципального проекта «Дарите детям доброту!» с 11 мая 2020 года по 31августа 2020 года на территории ДОО были созданы образовательные центры:
— «Птицеград» — здесь с детьми закрепляются и систематизируются знания о птицах. Воспитывают у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
— «Метеостанция» — на этой площадке с детьми закрепляют знания о погоде, узнают направление ветра и т. д.
— «Зеленая аптека» — способствует формированию представлений детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
— «Пруд» — создан для знакомства детей с природным водоемом, с явлениями, происходящими у воды.
— «Поляна сказок» — создана для знакомства детей с разнообразием сказок, литературных произведений о природе, формирование запаса литературных художественных впечатлений, привитие интереса к театральной деятельности.
— «Веселый огород» — для знакомства с овощами, способах посадки и ухода за ними.
— «Автогородок» — для ознакомления детей с правилами дорожного движения, привития им навыков безопасного поведения в условиях современного села. «Автогородок» — это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория, имитирующая часть села с дорогой и пешеходным переходом, оборудована элементами дорожного движения, дорожными знаками, светофором, транспортными средствами и т. д.
В детском саду оборудованы уголки уюта и уединения, создан центр релаксации в кабинете учителя-логопеда. В старшей группе «Теремок» оформили постеры «Что мы умеем», тип постеров «Мои достижения».
Центр детского технического творчества в подготовительной к школе группе пополнился данным видом конструктора. Конструктор позволяет создать условия для развития и формирования технического творчества и освоение пространственных отношений у детей дошкольного возраста. Ребёнок проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности, знает различные виды и детали конструктора и вариативные способы крепления элементов, владеет умением создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям и словесной инструкции.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
Для реализации образовательной программы ДОУ, построенной в целом на игре, дети должны желать и уметь играть. Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств детей, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту.
В режиме дня учреждения выделяется специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей (утром до занятий и во вторую половину дня), ценное время для творчества, когда дети имеют возможность развернуть ту самую свободную самодеятельную («спонтанную») игру (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-экспериментирования, и пр.), о необходимости которой говорится в стандарте.
Воспитатели наблюдают за играми детей, чтобы оценить уровень их развития, продумывают, какие моменты следует включить впоследствии в совместно разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий. Поощряются проявления разнообразной игровой активности, творчества, инициативности, самостоятельности; предоставляют возможность свободного выбора тематики, партнёров, способов и средств реализации собственной деятельности. Воспитатели используют разнообразные формы организации игровой деятельности в режиме дня: «Час игры», «День театра», «Поиграем в сказку» и др. Так создаются условия для становления и развития возрастных новообразований и целевых ориентиров, ожидаемых у воспитанников к концу дошкольного возраста.
Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Организация предметно-игровой среды в группах предполагает не только учёт возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс педагоги используют разнообразные формы работы: совместные мероприятия по физической культуре, родительский день, творческие конкурсы, квест и др. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Это способствует развитию у родителей навыков игры со своими детьми.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в различных видах детской деятельности необходимо для развития их собственного ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.