Анализируются порядок и особенности трудоустройства беженцев по Конвенции ООН «О статусе беженцев» и по законодательству России. На основании сравнения опыта миграционных процессов с 1998 года по 2021 год, авторами выдвигается предположение о недостаточной подготовленности нормативно-правовой базы России к современным реалиям, вызванным увеличением потока граждан, вынужденно покинувших территорию Украины. Предлагаются поэтапные действия, направленные на предупреждение возникновения и развития правовых проблем.
Ключевые слова: беженцы, Украина, трудоустройство, трудовые права, международно-правовые нормы, национальное законодательство.
21 февраля 2022 года Российская Федерация признала независимость ДНР и ЛНР, а с 24 февраля 2022 года была начата Специальная военная операция по денацификации и демилитаризации на территории Украины. Стоит вспомнить, что, начиная с 2013 года и по сей день, Россия проводит активную миграционную и гуманитарную политику по отношению к украинским гражданам, которые вынужденно покидают свое государство и приезжают на территорию Российской Федерации. Однако правовые механизмы приема и трудоустройства мигрантов из Украины 2013–2014 гг. и последующих лет, принципиально отличались от ситуации 2022–2024 гг., поскольку чаще всего таковые не признавались беженцами, а получали возможность трудиться в России на основании статуса лица, имеющего право на временное проживание.
В настоящее же время российское государство столкнулось с вызовом иного масштаба и иной социальной значимости — трагедией миллионов граждан, членов их семей, потерявших жилье, имущество, средства к жизни и возможность трудиться из-за неонацистской идеологии киевского режима. Так, с 1998 г. и по 2021 г. официальным статусом беженца суммарно обладало 5368 человек (в том числе 1206 человек с 2013 г. по 2021 г.) [7], однако уже к февралю 2023 года с юго-востока Украины в Российскую Федерацию прибыло свыше 5,3 млн человек [8]. Соответственно, если в прошлом проблема социально-трудового обеспечения этих лиц не вызывала значительных затруднений у отечественного правоприменителя, то в реалиях сегодняшнего дня проблемы содействия занятости и труда данной категории приобретают иной характер. Таким образом, кардинально изменяющиеся социально-экономические и политические условия, в которых оказалась Российская Федерация в результате военного конфликта на юго-востоке Украины, обуславливают необходимость рассмотрения и, как следствие, оперативного решения возникших и возможных социально-трудовых проблем беженцев с территории данной страны.
В первую очередь важно заметить, что отношения, складывающиеся по вопросам правового статуса беженцев, находятся в рамках регулирования международного законодательства. Так, в 1951 г. ООН была принята Конвенция «О статусе беженцев» (далее по тексту — Конвенция), в которой были изложены фундаментальные основы правового положения беженцев, а также принципы защиты их прав принимающим государством [1] (затем, в 1967 г., Конвенция была дополнена Протоколом). Полагается необходимым определить, что, в соответствии со ст. 1 Конвенции, под беженцем понимается лицо, которое в виду независящих от него обстоятельств (например, войны, религиозных преследований, политических волнений, стихийного бедствия) изгнано с территории своего государства и вынуждено искать убежища в другой стране. При этом, Конвенция, устанавливая права беженцев, в III Главе предусмотрела для них право на труд: согласно ч. 1 ст. 17 принимающее государство обязано предоставить беженцу, желающему трудиться, наиболее благоприятные правовые возможности, которыми пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах. То есть, принимающее государство должно гарантировать предоставление возможности вступать в трудовые отношения. Кроме того, ч. 3 ст. 17 Конвенции декларирует возможность уравнения прав всех беженцев в отношении работы по найму с правами граждан, что подробнее раскрыто в предписаниях ст. 24 Конвенции: оплаты труда, продолжительности рабочего дня, оплачиваемых отпусков, минимального возраста трудоустройства, а также положений о несчастных случаях на работе, профессиональных заболеваний, безработицы и др. Таким образом, ООН, осознавая важность разрешения социально-трудовых вопросов, возникающих у беженцев, декларировала ряд фундаментальных положений. Однако следует заметить, что положения Конвенции носят скорее обобщенный характер и предписывают основные права и обязанности, поскольку разрешение специальных вопросов отнесено к компетенции принимающего государства, что отражено в ч. 1 ст. 12 Конвенции.
В свою очередь, с учетом сложившейся геополитической обстановки, представляется актуальным провести исследование законодательства Российской Федерации по вопросам гарантирования и охраны социально-трудовых прав беженцев, поскольку у таковых, личным законом признается закон России [6, с. 68]. При том, что по данным от Управления Верховного комиссара ООН, наибольшее количество вынужденных мигрантов и беженцев было принято именно Россией. Представляется, что данный анализ позволит выявить возможные правовые угрозы и риски и, как следствие, сформулировать необходимые нововведения по их минимизации и устранению.
Так, определение понятия «беженец», приведенное в п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528–1 (ред. от 13.06.2023) «О беженцах» [3] (далее по тексту — ФЗ «О беженцах»), схоже с тем, что приведено в Конвенции: соответствующим статусом признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, которому из-за ряда объективных причин — угроз и посягательств на его жизнь и здоровье, — предоставляется защита в лице нашего государства. Также в ФЗ «О беженцах» определяется в целом правовой статус беженца, одним из гарантированных прав является возможность вступать в трудовые отношения, в том числе с момента получения свидетельства об его ходатайствовании на получение данного статуса, что в свою очередь дополняет права беженцев, предусмотренных Конвенцией. Кроме того, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О беженцах», на официальном портале Правительства Ростовской области описывается организация помощи беженцам с Украины с указанием номеров телефонов для бесплатных круглосуточных консультаций по вопросам трудоустройства [9].
По установленным законодательством России правилам: ч. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [4] (далее по тексту — Закон № 115-ФЗ), иностранные граждане и лица без гражданства имеют право работать в России только при наличии разрешения на работу, а работодателю для их приема на работу необходимо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Однако на основании п. 11 ч. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, признанных беженцами на территории РФ, до утраты ими (лишения их) статуса беженца. Равно как и, в силу п. 12 ч. 4 ст. 13, украинцам, получившим временное убежище на территории РФ, разрешение на работу не требуется, оно также не требуется и работодателю. Поэтому прием на работу иностранца-беженца ничем не должен отличаться от приема на работу гражданина РФ. С иностранцем, имеющим статус беженца, заключается трудовой договор в общем порядке, однако, помимо документов, предусмотренных ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации [2] (далее по тексту — ТК РФ), он обязан также предъявить работодателю удостоверение беженца в качестве документа, подтверждающего личность.
Также поскольку в соответствии со ст. 65 ТК РФ одним из необходимых документов для трудоустройства является трудовая книжка, то иностранцу необходимо будет завести ее, но российского образца, т. к. трудовая книжка, например, украинского образца на территории РФ не признается. Исключением является, если беженец предоставит работодателю трудовую книжку советского образца, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории Российской Федерации. Одним из условий для непредставления данного документа является ситуация, при которой беженец трудоустраивается впервые, в данном случае работодатель оформляет трудовую книжку российского стандарта самостоятельно.
Стоит отметить, что если беженец работает по трудовому договору на срок свыше шести месяцев, то он должен подлежать обязательному пенсионному страхованию. Но в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.10.2024) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [5] (далее по тексту — ФЗ № 167) данная категория лиц в законодательстве не отнесена ни к одной из категорий граждан, на которых распространяется обязательное страхование. А поскольку в частном праве нельзя исключить возможность применения аналогии закона, то при возникновении описанной ситуации необходимо применять иную норму, регулирующую порядок страхования временно пребывающих иностранцев: п. 1 ст. 7 ФЗ № 167.
Несмотря на то, что принятые в 2014 г. изменения в Законе № 115-ФЗ, которые упрощают процедуру получения озвученного статуса и бесплатную юридическую помощь для вынужденно покинувших территорию Украины [10], проблемой является ряд беженцев, которые, с одной стороны, в достаточной степени не осведомлены в правовой стороне вопроса, а с другой, не желают находиться на иждивении у приютившего их государства, поэтому они ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью.
Одним из таких способов для беженца является неофициальное трудоустройство, которое позволит получать ему так называемую «серую» заработную плату, с учетом того, что Россия уже обеспечила и продолжает обеспечивать данную категорию граждан необходимыми социальными выплатами. От этого негативного явления и до начала миграции из Украины страдала экономика нашего государства. Вопрос неофициального трудоустройства и до 2024 года являлся злободневным, так как около 18 % от рабочей силы страны работало в теневом секторе труда [11]. Сейчас эта ситуация может серьезно осложниться. Реалии сегодняшнего дня показывают рост количества беженцев, которые будут попадать в сферу неофициального трудоустройства. Представляется, что это явление необходимо пресечь путем развития правовых механизмов содействия занятости, данной категории граждан. Полагается, что выходом из вышеуказанной ситуации, могут стать следующие поэтапные действия со стороны Российской Федерации:
- Для вынужденно покинувших территории Украины, изъявивших желание официально трудоустроиться в Российской Федерации, объективно необходимо сократить сроки оформления статуса беженца;
- Создать в системе государственной службы занятости и миграционной службы РФ специальные органы, осуществляющие меры содействия легальной занятости беженцев из Украины;
- Системно контролировать состояние трудовой занятости этих групп лиц, проводить консультационную и разъяснительную работу о возможных последствиях уклонения от официальных трудовых отношений;
- В качестве обязательного правового последствия при однократном участии беженца в отношениях нелегальной трудовой занятости предусмотреть в законе лишение права на получение соответствующего социального пособия, предусмотренного актами субъектов РФ;
- Ст. 64 ТК РФ дополнить гарантиями заключения трудового договора с потенциальным работником, направленное на запрет работодателю отказывать в трудоустройстве лицу, по мотивам обладания статусом беженца;
- В Налоговом кодексе РФ предусмотреть стандартные налоговые вычеты из трудовых доходов беженца, а также предусмотреть налоговые льготы для работодателей, которые приняли на работу беженца официально;
- Предусмотреть на срок до 6 месяцев возможность получения ежедневных социальных выплат беженцу и заработной выплаты в сумме не превышающей минимального размера оплаты труда или прожиточного минимума в регионе.
Таким образом, возможно заключить, что только комплексное решение указанной проблемы приведет к положительным результатам и позволит государству обеспечить законность в сфере занятости и труда лиц, прибывших в Россию и признаваемых беженцами из-за военно-политической ситуации, сложившейся в настоящее время.
Литература:
- Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.), принятая 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. от 28 июля 1951 г. // Бюллетень международных договоров. — 1993 г. — № 5.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 22.11.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
- Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528–1(ред. от 13.06.2023) «О беженцах» // Российская газета, № 126, 03.06.1997.
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.11.2024) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
- Костенко М. А. Международное частное право: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. — 150 с.
- Численность беженцев с начала регистрации (1993 г.) // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bezhenczy_1998–2023.xlsx — Дата доступа: 01.12.2024.
- За год с Украины и из Донбасса на территорию РФ прибыло 5,3 млн беженцев // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/17091725 (дата обращения: 01.12.2024).
- Организация помощи беженцам из Украины, ДНР и ЛНР на территории Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.donland.ru/activity/2784/. — Дата доступа: 03.12.2024.
- Права лиц, прибывших на территорию России из Украины, Луганской и Донецкой республик // Уполномоченный по правам человека в Московской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://upch.mosreg.ru/deyatelnost/protyani-ruku-pomoshi/10–03–2022–11–26–03-prava-lits-pribyvshikh-na-territoriyu-rossii-iz-uk. — Дата доступа: 03.12.2024.
- Исследование: теневой сектор дает работу 13 миллионам россиян // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20191210/1562188896.html. — Дата доступа: 03.12.2024.