Трудовые права мигрантов: привлечение к труду иностранных граждан в рамках международной организации ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 17.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Ветрова, К. Д. Трудовые права мигрантов: привлечение к труду иностранных граждан в рамках международной организации ЕАЭС / К. Д. Ветрова, А. А. Лесных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — URL: https://moluch.ru/archive/550/120748/ (дата обращения: 18.12.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена аспектам трудовых отношений иностранных граждан стран-участниц Евразийского экономического союза. Проведена сравнительная характеристика федерального законодательства и договора. Сделан вывод о том, что правильная политика в области миграции и трудового законодательства может значительно улучшить ситуацию на рынке труда и способствовать устойчивому развитию стран-участниц.

Ключевые слова: рабочая сила, договор о Евразийском экономическом союзе, привилегии и ограничения в трудоустройстве.

В современном мире миграция рабочей силы становится все более актуальной темой. Основным документом, который регламентирует права иностранцев в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому иностранные граждане пользуются аналогичными трудовыми правами наравне с гражданами РФ [1].

В соответствии с законом иностранные граждане имеют существенные ограничения. Они могут работать на территории РФ при наличии специального разрешения, если въехали в порядке, требующем получение визы, и при наличии патента, выданного управлением по вопросам миграции, если получение визы не требуется. Мигранты не могут заниматься отдельными видами труда или занимать определенные должности, не имеют права состоять на государственной и муниципальной службе. Эти ограничения направлены на защиту конституционного строя, общественного порядка и безопасности РФ.

Необходимо учитывать, что значимым аспектом в регулировании потоков трудовой миграции из-за рубежа становится международное сотрудничество. Важным событием данного сотрудничества стало заключение Договора о Евразийском экономическом союзе между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Беларусь, Республика Арменией и Кыргызской Республикой. Члены этого союза преследуют установленную цель, которая заключается в создании единого рынка на базе четырех «свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. [2]

Договор содержит вопросы, касающиеся передвижения трудовых ресурсов в рамках интеграционного объединения. Нормы Договора ЕАЭС обеспечивают свободу осуществления трудовой деятельности на территориях государств-членов. Граждане государств-членов могут работать в любой стране Союза. Иностранные лица могут осуществлять трудовую деятельность как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору. Доходы трудящихся с первого дня работы облагаются налогом по такой же ставке, что и доходы граждан государства трудоустройства.

Так, по данному соглашению мигранты стран-участниц вправе заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с квалификацией, прописанной в документах об образовании. Согласно ст. 107 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Российская Федерация признает документы об образовании, полученные в иностранном государстве, что также подтверждается соглашением между Правительствами государств-членов. Согласно п. 45 «Договора о Евразийском экономическом союзе» для трудящихся дружественных стран предусмотрены нормы по социальному обеспечению в том же объеме, что и для граждан РФ. Наряду с этим экономическая комиссия разработала «Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, что способствует стабильному развитию стран и повышению уровня социальной защищенности населения.

Мигранты данного союза имеют множество других привилегий, например:

1) иностранный гражданин и члены его семьи имеют право находиться на территории государства трудоустройства без регистрации в течение 30 суток с даты въезда, затем они регистрируются на срок заключенного договора;

2) для граждан государств–членов предусмотрен расширенный перечь документов, по которым они могу въезжать, выезжать передвигаться через территории стран, заключивших этот договор;

3) их социальное страхование осуществляется на тех же условиях, что и для граждан Российской Федерации;

4) трудящиеся и члены их семьи имеют право на получение бесплатной медицинской помощи;

5) на равных условиях с гражданами РФ их дети могут посещать образовательные учреждения, получать бесплатное образование [3, с. 45–58]

Проанализировав ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Договор о Евразийском экономическом союзе, следует отметить, что существуют значительные различия в правовом статусе, процедурах трудоустройства и других условиях работы граждан из ЕАЭС. Граждане стран-членов ЕАЭС имеют право на свободное передвижение и трудоустройство в других странах ЕАЭС без необходимости получения разрешения на работу, что закреплено в договорах о свободном перемещении рабочей силы. Иностранные граждане могут иметь ограниченный доступ к социальным гарантиям, правам и льготам, что зависит от условий их визы и статуса. Граждане ЕАЭС, в свою очередь, имеют равные права с местными работниками по вопросам оплаты труда, социальных гарантий и условий труда, что закреплено в законодательстве стран-членов [4, с. 10–25].

Закон предусматривает ограничения в трудоустройстве. Для иностранных граждан полностью запрещено трудоустройство в отрасли государственной деятельности, оборонной промышленности, правоохранительной деятельности, предусмотрены ограничения в сфере образования и здравоохранения.

Ч. 9. ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе предусматривает, что в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Несмотря на существующие вызовы, правильная политика в области миграции и трудового законодательства может значительно улучшить ситуацию на рынке труда и способствовать устойчивому развитию стран-участниц.

Литература:

  1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция)
  2. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)
  3. Кузнецова, О. С. Трудовые права мигрантов: международные стандарты и реализация в ЕАЭС. Вестник международного права, 2021, № 2, с. 45–58.
  4. Беляева, И. П. Сравнительный анализ трудового законодательства стран ЕАЭС и его влияние на миграцию. Права человека и их защита, 2023, № 1, с. 10–25.


Задать вопрос