Становление А. Н. Канцева как ученого-педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 30.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Майгельдиева, Ш. М. Становление А. Н. Канцева как ученого-педагога / Ш. М. Майгельдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52.1 (551.1). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121048/ (дата обращения: 09.01.2025).



В статье описывается становление профессора, кандидата педагогических наук Канцева Александра Николаевича как ученого-педагога.

Ключевые слова: Канцев Александр Николаевич, гурьевское педучилище, участник Великой Отечественной войны, Кызылординский педагогический институт имени Н. В. Гоголя, методика преподавания русского языка, ошибки в письменной речи учащихся, казахская школа.

The article describes the development of professor, candidate of pedagogical sciences Kantsev Alexander Nikolaevich as a scientist and teacher.

Keywords: Kantsev Alexander Nikolaevich, Gurevsky Pedagogical College, participant of the Great Patriotic War, Kyzylorda Pedagogical Institute named after N. V. Gogol, methods of teaching Russian, errors in students' written speech, Kazakh school.

Профессор Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата Канцев Александр Николаевич родился в 1924 году в поселке Кулагино Испульского района Гурьевской (ныне Атырауской) области. Начал учиться в первом классе в ауле № 3 Испульского района, там жила семья, отец работал рабочим — строителем. Учились на казахском языке, семь учеников из восьми были казахи. Учились в юрте, сидели на полу на кошме. В связи с переездом семьи в поселок Кулагино (это райцентр), со второго полугодия первого класса продолжил учебу в средней школе имени Жамбыла.

После окончания 7 классов с похвальной грамотой Александр Канцев был принят студентом Гурьевского педучилища. В 1941 году окончил педучилище и был направлен в поселок Кулагино. С сентября там начал работать учителем начальных классов. В декабре 1941 года призван в армию, окончил вторую Московскую военно-авиационную школу авиационных механиков спецслужб, служил в авиационных частях механиком по спецоборудованию самолетов. Александр Николаевич — участник Великой Отечественной войны, он участвовал в боях на первом Белорусском фронте. В июне 1944 года был ранен, лечился в госпитале в городе Беково Пензенской области. Госпиталь был расположен в бывшем графском дворце на живописном берегу реки Хопер. В конце сентября был выписан из госпиталя как непригодный к воинской службе, демобилизован из армии и возвратился на родину. Его не покидала мысль о необходимости учиться. По пути домой (солдаты ехали на товарном поезде, в вагонах, которые назывались «теплушкми»), подолгу стояли на каждой станции. Во время остановки в городе Саратове Александр Николаевич успел сходить в университет имени Чернышевского. Он был принят проректором университета, показал свои документы. На вопрос о возможности учиться ему ответили: «Считайте, что вы зачислены студентом университета, поезжайте домой, отдохните и возвращайтесь» [1].

Уже в дороге строились планы. Но осуществиться этим планам было не суждено. По возвращении домой его поразило увиденное. В семье было 8 человек — отец, мать, братишка 16 лет, 5 сестренок от 12-до 3-х лет. Отец работать не мог, он только что вернулся с фронта со многими ранениями, ходил на костылях. Единственным работником был братишка: перевозил людей через Урал на лодке с Самарской стороны на Бухарскую и обратно (так назывались правобережная и левобережная стороны реки). Все были полураздеты, полуголодны. От поездки в Саратов пришлось отказаться. Но не от учебы. Через год он поступил в Уральский педагогический институт на заочное отделение и окончил его в 1950 году. Но главное — надо было работать, чтобы сделать все возможное для жизни родителей и сестренок.

С сентября 1944 года началась педагогическая жизнь Александра Николаевича, он начал работать в школе имени Жамбыла. До 1949 года работал сначала учителем, затем завучем, директором. В 1949 году был переведен в Гурьевский областной институт усовершенствования учителей, работал методистом, затем директором. В 1951 году был приглашен в Кызылординский педагогический институт имени Н. В. Гоголя, и с того времени боле 55 лет Канцев Александр Николаевич проработал в этом вузе. В течение 24 лет заведовал кафедрой русского языка и литературы, кафедрой методики преподавания русского языка и литературы. Канцев А. Н. занимал высокопоставленные должности: работал проректором по заочному обучению, деканом факультета, проректором по научной работе в период с 1965 по 1983 годы, проректором по учебной работе в 1983–1987 годах.

Канцев Александр Николаевич уделял большое внимание подготовке научно-педагогических кадров. За время работы проректором 49 работников института защитили диссертации в Москве, Киеве, Алматы, Ташкенте, Саратове. Канцев А. Н. руководил научными исследованиями аспирантов, является квалифицированным преподавателем, на высоком научно-теоретическом м методическом уровне читал курсы «Современный русский язык», спецкурсы «Синтаксическая синонимия», «Русская пунктуация», работал и изготовил серию наглядных пособий по синтаксису современного русского языка [1]. Канцев А. Н. много внимания уделяет развитию научно-исследовательской работы студентов.

С 1959 года начал работать над кандидатской диссертацией. В аспирантуре Канцев А. Н. не учился, не было возможности. Работу выполнял самостоятельно, без научного руководителя. Экзамены кандидатских экзаменов сдавал в Москве в научно-исследовательском институте национальных школ. Тема диссертации «Методика предупреждения и устранения ошибок в письменной русской речи учащихся 5–7 классов казахской школы», выполняемая Канцевым А. Н., там же была одобрена. Работа была завершена и представлена к защите в октябре 1963 года. Защита состоялась на Ученом совете КазПИ имени Абая в ноябре 1963 года. На защите выступили известные в то время ученые — академик Ривлин Е. И. (оппонент), профессор Сайкиев Ж. М. (оппонент), академик Кенесбаев С. К., профессор Гуревич Г. Ф. [1]. Члены Ученого совета единогласно проголосовали за присвоение Канцеву Александру Николаевичу ученой степени кандидата педагогических наук. Диссертация утверждена ВАК СССР в декабре 1963 года. В 1964 году ВАК СССР Канцеву А. Н. присвоено ученое звание доцента, в 1991 году решением ВАК СССР присвоено ему звание профессора.

Научный вклад профессора Канцева Александра Николаевича в теорию и практику обучения русскому языку не только в казахской школе, но и на казахских отделениях вузов очень весом, значителен. Им разработаны принципы и система обучения русской орфографии, дано лингвистическое описание русского и казахского языков в методических целях, заложены основы школьной лексикографии.

Теоретические положения разрабатываемой им проблемы изложены в пособиях «Система лексико-грамматической работы по русскому языку в казахской школе» (1975), «Методика преподавания русского языка в начальных классах» [1]. Эти пособия использовались на спецкурсах филологического факультета и факультета «Педагогика и методика начального обучения». Практическое внедрение эти положения получили в работе учителей национальных школ республики, в разработанных им программах по русскому языку и в школьных учебниках, по которым казахские школы работают многие годы [1].

В 1965 году был опубликован впервые в Казахстане составленный А. Н. Канцевым «Лексический и грамматический минимум по русскому языку для 1–4 классов казахской школы». В минимуме произведен количественный и качественный отбор русских слов, их форм, словосочетаний и типов предложений, подлежащих усвоению учащимися-казахами.

В Списках слов для активного усвоения даны слова с переводом на казахский язык в определенном значении. Все слова сгруппированы по темам. В разделе «Грамматический минимум» указаны грамматические формы на весь период обучения. Слова в определенных формах введены в типичные словосочетания, составлены речевые модели. Минимум лег в основу новой программы по русскому языку, составленной им же и утвержденной Министерством просвещения республики. Один из его словарей был экспонирован на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в 1980 году в Москве [1].

Всего им опубликовано более 80 научно-методических работ, школьных учебников, руководств к ним, русско-казахских словарей и других пособий. Перечислим основные труды профессора, кандидата педагогических наук Канцева Александра Николаевича:

  1. Канцев А. Н. Об основных принципах и некоторых приемах работы в письменной русской речи/ Ученые записки Кзыл-ординского ПИ.-№ 4.-1958
  2. Канцев А. Н. Словарно-фразеологическая работа в национальной школе/Русский язык в национальной школе.-М.,-№ 3.-1961
  3. Канцев А. Н. Система и методика работы по русской орфографии в казахской школе–Алма-Ата, 1962.-111с.
  4. Канцев А. Н. Методика предупреждения и устранения ошибок в письменной русской речи учащихся 5–7классов казахской школы: Автореф. дис.на соискание уч.степ.к.п.н.-Алама-Ата,1962.-18с.
  5. Канцев А. Н. Система и методика работы по русской орфографии в казахской школе –Алма-Ата: Мипрос КазССР,1962
  6. Канцев А. Н. О практической направленности в преподавании русского языка/Русский язык в казахской школе.-№ 7.-1963
  7. Канцев А. Н. О практическом изучении русского языка в казахской школе//ж. Института усовершенствования учителей.-Кзыл-Орда,1963
  8. Канцев А. Н. Лексический и грамматический минимум по русскому языку для 1–4классов казахской школы. — Алма-ата: Мектеп,1965.-103с.
  9. Канцев А. Н. Повышение грамотности учащихся по русскому языку в казахской школе — Алма-Ата, 1962.-111с.
  10. 10.Канцев А. Н. О практической направленности в преподавании русского языка/Русский язык в казахской школе.-№ 7.-1963
  11. Канцев А. Н., Мейрамов Г. А., Бекмухамедова Х. А. Русский язык для 6 класса каз.шк.-Алма-Ата,1970.-151с.
  12. Канцев А. Н., Бекмухамедова Х. А. Методическое руководство к учебникам русского языка для 4,5 и 6 классов казахской школы. –Алма-Ата, 1973.- 176с.
  13. Канцев А. Н. Система лексико-грамматической работы по русскому языку в казахской школе — Алма-Ата, 1975.-59с.
  14. Канцев А. Н., Тулемисов Е. К. Русско-казахский словарь для учащихся 1–3 классов каз.школы –Алма-Ата: Мектеп, 1981.-128с.
  15. Канцев А. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах казахской школы –Алма-ата,1982–223с.
  16. Канцев А. Н., Тулемисов Е. К. Русско-казахский словарь: для учащихся 1–3 классов каз.шк. –Алма-Ата: Мектеп, 1988. -158с.
  17. КанцевА.Н., Жанпейсова У. А. Русский язык для 7 класса каз.шк.-Алма-Ата,1991.
  18. Канцев А. Н., Жанпейсова У. А., Масгутова С. С., Нурмухабетова А. Ф. Бадамбаева Г. А., Абдыкаликова А. Ж. Основы методики обучения русскому языку в казахской школе. –Алма-Ата, 2000.

Канцев А. Н. исследовал проблему совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в казахской школе, в частности связанные с этой проблемой вопросы внутриязыковой и межъязыковой (русский и казахский языки) интерференции [1].

Канцев Александр Николаевич — участник многих конференций, как областных, республиканских, так и международных. Неоднократно он был организатором этих научно-практических конференций.

Профессор Канцев А. Н. гордился и рассказывал молодому поколению студентов-филологов о незабываемых встречах с корифеями теории и практики преподавания русского языка в национальной школе, крупными учеными, как Н. М. Шанский, В. В. Виноградов в Москве; С. Кенесбаевым в Алматы, В. Решетовым в Ташкенте, А. Бедаловым в Баку.

Проблема практического овладения языком — одна из самых важных проблем, изученных Канцевым А. Н. Для решения данной проблемы им предложены рациональные пути, как привлечение проблемного обучения, системной организации лексико-грамматической работы, использование наглядных пособий, различного характера и типа упражнений по развитию связной русской речи у учащихся-казахов. С этой целью им были созданы учебники, словари, лексический и грамматический минимумы, наглядные пособия, которые имеют огромное значение и сегодня. Дидактические взгляды профессора Канцева А. Н. помогают современному учителю ориентироваться в тех или иных педагогических ситуациях.

Предлагаемые Канцевым А. Н. дидактические идеи имеют свою историю развития и внедрения в учебном процессе школы, а самое главное они были направлены на совершенствование преподавания предмета «Русский язык».

Сегодня, когда одним из приоритетных направлений в модернизации казахстанского образования является создание инновационной, полиязычной модели образования, направленной на воспитание поликультурной личности, понимающей роль и место казахского языка, культуры и истории казахского народа в мировом историческом процессе, конкурентоспособной в условиях глобализации, мобильной, свободно владеющей тремя языками, готовой к постоянному самообразованию, научно-педагогическое наследие профессора Александра Николаевича Канцева остается бесценным.

Литература:

  1. Александр Николаевич Канцев. Биобиблиография. — Кызылорда, 2023. — 20 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, казахская школа, Алма-Ата, канец, казахский язык, канец Александр, класс, Москва, грамматический минимум, лексико-грамматическая работа.


Похожие статьи

Задать вопрос