К вопросу о дидактических взглядах профессора А. Н. Канцева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Амантайкызы, Аида. К вопросу о дидактических взглядах профессора А. Н. Канцева / Аида Амантайкызы, Ш. М. Майгельдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52.1 (551.1). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121050/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматриваются дидактические взгляды профессора А. Н. Канцева, осуществляется анализ научных и методических трудов ученого.

Ключевые слова: дидактические взгляды, А. Н. Канцев, русско-казахский словарь, методика, методист, методика преподавания русского языка как неродного.

The article examines the didactic views of Professor A. N. Kantsev, and analyzes the scientific and methodological works of the scientist.

Keywords: didactic views, A. N. Kantsev, Russian-Kazakh dictionary, methodology, methodologist, methodology of teaching Russian as a foreign language.

В современных условиях возрастают требования к использованию наиболее эффективных дидактических технологий. Говоря о педагогических технологиях, мы имеем в виду методическое обеспечение, в котором используются модели, рационально сочетающие в себе традиционные и инновационные компоненты процесса познания. Современная казахстанская школа, отвергая устаревшее и непригодное, использует все лучшее из наследия передовых учителей и методистов. Идет тщательный отбор наиболее эффективных приемов работы, и этот отбор немыслим без знания исторического опыта, без опоры на уже сделанные в области дидактики открытия. В этой связи перед казахстанской дидактикой раскрываются широкие возможности в плане реализации накопленного опыта. Становится объективной потребность в новом анализе и переосмыслении всего имеющегося богатого отечественного наследия.

Сегодня русский язык изучается как официальный язык, употребляемый наравне с государственным казахским языком, и как язык межнационального общения. Учителю-практику следует всегда помнить, что преподавание русского языка с учетом статуса и его функционирования в государстве имеет свои особенности. Этой позиции придерживались и продолжают придерживаться ученые, в чьих исследованиях представлена методика преподавания русского языка как языка межнациональной культуры, сотрудничества и согласия. В связи с этим считаем, что на сегодня, в эпоху модернизации образования в республике, важным предметом в вузе, необходимым будущему учителю в практической деятельности, является методика преподавания русского языка.

Благодаря содержанию данной вузовской дисциплины будущий учитель, обучающийся на образовательной программе «Русский язык и литература», знакомится и изучает развитие и становление дидактико-методической науки в Казахстане. Становление и развитие методической науки связано с именами известных в Казахстане ученых, как Е. И. Ривлин, М. А. Глазман, Х. Х. Махмудова, Х. А. Бекмухамедова, Г. Ф. Гуревич, А. Н. Канцев, Р. Б. Нуртазина, Н. Н. Шманова и др. Они заложили основы теории и практики преподавания русского языка в казахской аудитории, создали учебники, пособия по развитию русской речи у детей-казахов, а также подготовили национальные кадры в этой области.

В ряду этой плеяды ученых немаловажное место занимает имя профессора Александра Николаевича Канцева. В 2024 году 22 марта ему исполняется 100 лет со дня его рождения. Мы гордимся тем, что учились философии жизни и педагогической науки у него! Канцев А. Н. — кандидат педагогических наук, основоположник Русско-казахских словарей для учащихся казахских школ, более 55 лет проработал в Кызылординском государственном университете имени Коркыт Ата. Нужно особо подчеркнуть, что Александр Николаевич — ветеран Великой Отечественной войны, был летчиком, защищал Родину, имел правительственные награды за героизм на войне. А его жизнь является примером для молодежи, как воспитать в себе чувства патриотизма, чувства мужественного человека, смелого идеями, умеющего в любой жизненной ситуации найти правильный выход, решение. А его научные идеи, рекомендации позволяют сделать обобщения и определить оптимальные пути в преподавании русского языка.

В процессе исследования дидактического наследия профессора А. Н. Канцева мы имели возможность познакомиться с рядом диссертационных работ, в которых предметом пристального внимания было изучение педагогического наследия выдающихся казахских деятелей, просветителей на различные проблемы организации учебно-воспитательного процесса [1; 2; 3].Определенный интерес в плане нашего исследования представляли работы, посвященные вопросам обучения и воспитания в контексте отечественной педагогики: Н. Д. Хмель, Л. К. Керимова, Б. И. Мукановой, К. К. Жампеисовой, В. В. Трифонова. Мы изучили и проанализировали научно-практические труды Канцева А. Н., а также публикации, посвященные его педагогической деятельности и опубликованные еще при жизни ученого. Это отзывы и рецензии отечественных дидактов Г. Ф. Гуревич, Р. Абузярова, К. Барлыбаевой, Н. Е. Шумейко, А. Н. Корниловой, Ш. М. Майгельдиевой. В научных трудах А. Н. Канцева, посвященных, в основном, вопросам преподавания русского языка в казахской аудитории, нашли яркое выражение те дидактические проблемы, которые были актуальны в середине двадцатого столетия. Ученый исследовал вопросы методического обеспечения конкретного предмета, но делал это не просто с опорой на методические положения, а в значительной мере проектируя на них основные направления изысканий, которые были актуальны в тот период и сегодня представляют существенный интерес для ученых-дидактов.

Профессор Канцев А. Н. в своих работах уделял внимание как ученый-практик на решение вопросов, имеющих дидактическую значимость, отражающих лингводидактические проблемы и непосредственно связанные с методикой преподавания русского языка как неродного. Изучение и анализ его дидактического наследия обусловлено стремлением объективно оценить его вклад в развитие отечественной педагогической науки. Анализ научной литературы был необходим для определения содержания и описания направлений дидактических идей ученого, чтобы путем обращения к сравнительно-сопоставительному методу определить их соотнесенность с теми положениями, над которыми работали видные казахстанские педагоги.

В 1962 году Канцевым А. Н. была успешно защищена кандидатская диссертация на тему: «Методика предупреждения и устранения ошибок в письменной русской речи учащихся 5–7 классов казахской школы» [4]. В диссертации и в последующих научных трудах профессор А. Н. Канцев дает всестороннюю характеристику ряду общедидактических принципов: активности, систематичности, последовательности, концентричности, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, принципа развивающего и воспитывающего характера обучения, связи теории с практикой, связи обучения с жизнью, рационального использования средств обучения. Определяя их в качестве основных условий, обеспечивающих совершенствование учебного процесса, автор располагает названные принципы в определенной иерархии и описывает их специфику применительно к конкретному учебному предмету. Интерпретация общедидактических принципов обучения в трудах Александра Николаевича Канцева отличается высоким уровнем научности и их сущностной доказательностью. Среди них следует указать на значимость принципов наглядности, систематичности, последовательности и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. По Канцеву А. Н. реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность — с прочностью, доступность — с научностью, преемственность — с последовательностью и т. д. Все вместе они отражают особенности процесса обучения. Все рассмотренные принципы спроецированы на осуществление ведущего принципа, определяющего развивающий и воспитывающий характер обучения. Исходя из этого Александр Николаевич Канцев строит предлагаемую им методику предупреждения и устранения ошибок учащихся-казахов в письменной речи. В последующие годы профессор разрабатывает систему организации лексико-грамматической работы по русскому языку в казахской школе, направленную на повышение грамотности учащихся. В 1975 году вышло учебно-методическое пособие Канцева А. Н. на тему «Система лексико-грамматической работы по русскому языку в казахской школе», в которой он обозначил методику организации и проведения данной работы с учащимися-казахами на уроках русского языка [5]. Автор считает, что содержание данной работы направлены на развитие грамотной связной устной и письменной речи в целом и на проверку навыков обучающихся в употреблении изученной лексики и грамматики по определенным темам в частности. В связи с этим при организации работы такого порядка, по мнению Канцева А. Н., необходимо при составлении заданий использовать лексический минимум, соответствующий требованиям к словарному запасу обучающихся конкретно каждого класса.

Канцев А. Н. создает и Грамматический минимум для учащихся 5–7 классов казахской школы [6]. Ведущим принципом при отборе грамматического материала по русскому языку для казахской школы, по мнению ученого, является принцип необходимости, который заключается в отборе практически необходимых знаний и навыков по данному предмету для каждого этапа обучения. В соответствии с этим предлагает весь грамматический материал программы отбирать в первую очередь с точки зрения необходимости и нужности каждого отдельного грамматического явления для практического изучения языка, чтобы не загружать память учащихся излишним, а иногда малоупотребительным материалом. Вторым важным принципом при отборе грамматического материала ученый считает принцип учета особенностей родного языка учащихся. Соблюдение этого принципа — обязательное требование для составителей словарного и грамматического минимума по русскому языку. Так как учет специфических особенностей родного языка имеет большое значение, потому что такой учет дает возможность: а) провести строгий отбор грамматического материала, который бы способствовал развитию речевой активности; б) определить трудности изучаемого материала, вытекающих из особенностей русского языка по сравнению с родным языком учащихся; в) правильно его расположить; г) разчленить (дозировать), дифференцировать этот грамматический материал; д) и наконец, отводить на него достаточное время (часов). Отметим, что и вышеназванные принципы способствуют в целом рациональному отбору грамматического материала с учетом познавательных возможностей учащихся и практического овладения ими изучаемого языка.

Нужно отметить, что в трудах Канцева А. Н. особо отмечается, что активизация всех видов учебной деятельности должна осуществляться комплексно и должна быть направлена при преподавании русского языка нерусским учащимся на развитие речи. Это требует подчинения всех ее форм (методов, приемов, выполняемых на уроке) коммуникативной цели обучения. Принцип коммуникативной направленности предполагает такую постановку обучения, при которой учащиеся не просто механически повторяют типовые структуры фраз, но и создают свои по законам изучаемого языка, так как «человек пользуется языком в своей речи для выражения не столько прежних, сколько новых, впервые возникающих у него мыслей. Поэтому ошибочно и неправильно упражнять учащихся в воспроизведении лишь изученных предложений и в восприятии и понимании столь же привычных вопросов, утверждений и отрицаний. Развивая у своих учащихся устную речь на иностранном языке, учитель должен руководствоваться принципом новизны языкового или, вернее, речевого материала» [7]. Поэтому Александр Николаевич Канцев, руководствуясь данным психологическим положением, считал, что накопление материала для речи происходит не только путем овладения речевыми образцами, построенными по известным моделям, но и навыками варьирования этих образцов, навыками трансформации и расширения структурных моделей, лежащих в их основе. Не менее важным условием, обеспечивающим развитие коммуникативных способностей учащихся, является выработка навыка связывать отдельные предложения и располагать их в логической последовательности в соответствии с темой высказывания. И наконец, приближение обучения к живой творческой речи достигается, по мнению профессора, соблюдением такого условия активизации коммуникативной деятельности, как привитие навыков использования заученного языкового материала в определенных речевых ситуациях.

По Канцеву А. Н. соблюдение требований коммуникативной направленности способствует повышению результативности обучения, так как приближает учебный процесс к жизненным ситуациям и, усиливая мотивацию обучения, формирует устойчивый интерес к предмету-русский язык. Интерес, побуждение к учению — это важнейший стимул обучения вообще, и он имеет особое значение при усвоении неродного языка. Обеспечение интереса к учению стало одним из важнейших факторов активизации учащихся и оптимизации процесса обучения русскому языку в национальной школе.

Канцев Александр Николаевич внес свой непосильный вклад в развитие проблемы по определению теоретических основ, содержания и методики построения основной формы организации учебного процесса в школе — урока. В методике построения урока ученый предлагал исходить из требований новых программ и учебников по предмету, которые ориентируют учителей на осуществление практической направленности преподавания в нашем случае русского языка, на развитие интереса к предмету путем реализации принципа развивающего обучения, развития активной познавательной деятельности учащихся, наблюдательности, воображения, путем применения элементов проблемного обучения и индивидуального подхода в работе по развитию умственных и речевых способностей учащихся.

Именно в этом плане интересно высказывание ученого-педагога М. Н. Скаткина: «Урок — это ступенька лестницы, ведущей к более широким педагогическим целям и задачам целостной темы программы. Готовясь к уроку, учитель должен ставить перед собой такие вопросы: На что я буду опираться из предыдущих уроков? Какие новые кирпичики буду добавлять к ранее положенным? Как буду ухаживать за ранее посеянными семенами знаний? Что мне надо сделать сегодня, чтобы подготовить почву для будущих посевов, для получения будущего высокого урожая?» [8].

Среди условий, особенно основного ее требования — максимальной активизации учащихся, следует выделить прежде всего умение учителя методически и педагогически грамотно построить урок. А для этого учитель должен хорошо усвоить требования, предъявляемые к современному уроку. Канцев Александр Николаевич в своих трудах особо обращает внимание, подчеркивая важность этих требований. Дадим им характеристику. Первое требование — с целью обеспечения активной мыслительной деятельности учителю необходимо применять разнообразные формы и методы работы не только при изложении нового материала, но и на других этапах урока. Второе требование — активизация мыслительной деятельности учащихся путем постановки и решения учебных проблем на любом этапе урока. «Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность — это значит поставить цель умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога» [9]. Третье требование — среди условий, обеспечивающих высокое качество урока, большое место отводится повторению. Эффективным считает такое повторение (хотя многократное повторение не исключает) при которым устанавливаются связи между изученным и новыми знаниями и таким образом получает реализацию один из важнейших принципов дидактики — вести к неизвестному от известного, опираясь на ранее изученное. Однако это простое, казалось бы, положение дидактики нередко предается забвению чаще всего по той причине, что учителю кажется, будто его ученики помнят все пройденное. Ученый подчеркивает, что не надо забывать, что усвоение даже самого простого правила требует от учеников довольно большого объема знаний и практических навыков. Четвертое требование — активизация учащихся путем использования наглядных пособий: таблиц, схем, рисунков, диапозитивов. Нужно отметить, что А. Н. Канцевым созданы наглядные пособия по русскому языку для учащихся казахских школ с целью прочного усвоения материала по данному предмету. Уже работая в вузе, он создал наглядные схемы, таблицы по современному русскому языку для студентов, обучающихся на филологическом факультете. Пятое требование, выделяемое Канцевым А. Н., — качество учебного процесса определяется и другим фактором, умением учителя вести индивидуальную работу с учащимися с целью предупреждения и преодоления неуспеваемости слабых учеников. Реализация принципа дифференцированного обучения на уроке достигается различными путями:

— варьирования общеклассного задания;

— делением учащихся на группы, работающие по вариантам;

— индивидуализации заданий при проведении работы над ошибками;

Частичная индивидуализация достигается путем изменения объема, способов и сроков выполнения общеклассного задания для слабо успевающих учеников. Таким образом в них вселяется уверенность с своих силах, и они постепенно подтягиваются до уровня хорошо успевающих учащихся.

Что касается этапов урока, то ученый считает, что при усвоении любого материала можно установить две основные стадии: введение, или объяснение материала, и его закрепление. Если, говоря об усвоении материала, делается в известной мере упор на его введение или на его закрепление и прослеживается связь с характером изучаемой дисциплины, то отсюда ни в какой мере не следует вывод о противопоставлении этих двух процессов, воспринимаемых в их неразрывности и в их взаимном влиянии друг на друга.

В заключении нужно отметить, что дидактические идеи профессора Александра Николаевича Канцева о необходимости высокого качества преподавания учебного предмета, построенного на соблюдении основных общедидактических и частно-методических принципов обучения, эффективном применении методов и приемов обучения, направленных на активизацию мыслительной и познавательной деятельности обучающихся, на системную организацию лексико-грамматической работы по русскому языку являются актуальными и сегодня, когда в педагогической практике реализуются личностно ориентированные технологии с инновационными методами и приемами обучения [10].

Литература:

  1. Канцев А. Н. Русско-казахский словарь [Текст]: для уч-ся IV-VIII кл. каз. шк. / А. Н. Канцев, Е. К. Тулемисов. — Алма-Ата: Мектеп, 1970. — 175 с.
  2. Есенжолова Р.Д, Канцев А. Н., Камшилина В. К., Масгутова С. С., Нармухаметова А. Ф., Бадамбаева Г. А. Методика обучения русскому языку в начальных классах казахской школы и др. — Алма-Ата: Мектеп, 1982. -223 с.
  3. Канцев А. Н., Жанпейсова У. А., Масгутова С. С., Нармухаметова А. Ф., Бадамбаева Г. А., Абдыкаликова А. Ж. Основы методики обучения русскому языку в казахской школе. — Алма-Ата, 2000
  4. Канцев А. Н. Методика предупреждения и устранения ошибок в письменной русской речи учащихся 5–7 классов казахской школы–Алма-Ата, 1962. -18с.
  5. Система лексико-грамматической работы по русскому языку в казахской школе» — Алма-Ата, 1975. -59с.
  6. Канцев А. Н. Лексический и грамматический минимум по русскому языку для учащихся 1–4 классов казахской школы. –Алма-Ата,1965
  7. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам -М.,1969-с.105
  8. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. — М.,1991. — С.154
  9. Бакеева Н. З. Методические приемы изучения фонетики и орфоэпии. — М., 1984.-С.275
  10. Майгельдиева Ш. М. Интегративный подход к обучению разносистемным языкам/ переиздан. — Saarbrucken, Germany: Рalmarium-publishing, 2014. — 12,4п.л.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, грамматический материал, казахская школа, методика преподавания, учащийся, учебный процесс, лексико-грамматическая работа, принцип, путь, этап урока.


Ключевые слова

методика, дидактические взгляды, А. Н. Канцев, русско-казахский словарь, методист, методика преподавания русского языка как неродного

Похожие статьи

Задать вопрос