В данной статье автор анализирует растущую популярность семейного обучения в Ульяновской области, акцентируя внимание на факторах, привлекающих родителей, которые стремятся к индивидуальному подходу в образовании своих детей. Подчеркивается, что семейное обучение создает гибкие и персонализированные условия, учитывающие уникальные потребности каждого ребенка, чего часто не хватает в традиционных школах. Также рассматриваются значительные изменения в образовательных предпочтениях за последние семь-восемь лет и их влияние на воспитание и образование детей в регионе. Исследование выделяет причины роста популярности семейного обучения и его потенциал в личностном и социальном развитии детей.
Ключевые слова: семейное обучение, Ульяновская область, образовательный процесс, ребенок, родитель, семья.
Введение
Семейное обучение в последние годы набирает популярность среди родителей, стремящихся обеспечить своим детям максимально индивидуализированный образовательный подход. В Ульяновской области можно наблюдать рост интереса к этому способу обучения, отражающий изменения в предпочтениях родителей и детей. Причина его популярности заключается в возможности создания гибкого и личностно-ориентированного образовательного пространства, которое сложно реализовать в традиционной школьной среде. За последние семь-восемь лет в регионе отмечено значительное преобразование в подходах к воспитанию и образованию детей. Это подчеркивает необходимость изучения ключевых факторов, способствующих переходу на семейное обучение, и причин устойчивого интереса к нему.
Тенденции и динамика роста
Наблюдения показывают, что за последние семь-восемь лет число семей, выбравших путь домашнего обучения, значительно возросло. Это явление обусловлено несколькими ключевыми факторами. Гибкость, присущая семейному обучению, касающаяся как расписания, так и методов, предоставляет семьям возможность гармонично адаптироваться к своим уникальным условиям жизни и предпочтениям. Индивидуализированный подход, который характеризует этот способ обучения, помогает устранить проблему недостаточного внимания к личным нуждам обучающегося, часто встречающуюся в общеобразовательных учреждениях с традиционным подходом в обучении. В результате семьи обретают больше возможностей для оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса. Это создает пространство для глубокого взаимодействия между родителями и детьми, позволяя открывать новые горизонты знаний и понимания мира, что, в свою очередь, формирует более насыщенную образовательную среду. Истинный подход к обучению, основанный на потребностях каждого ученика, воплощает в себе идею, что образование должно быть не просто стандартом, но первым шагом к самовыражению и самостоятельному развитию [6].
В Российской Федерации проходит ежегодный мониторинг семейного образования. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Численность обучающихся в форме семейного образования/самообразования
Учебный год |
Численность обучающихся |
||
Всего |
В форме семейного образования |
В форме самообразования |
|
2016/2017 |
13 982 566 |
5128 |
1006 |
2017/2018 |
14 548 103 |
8039 |
1113 |
2018/2019 |
15 054 168 |
9331 |
997 |
2019/2020 |
15 466 820 |
12 139 |
1129 |
2020/2021 |
15 966 030 |
15 809 |
2366 |
2021/2022 |
16 372 780 |
49 143 |
5008 |
2022/2023 |
16 790 258 |
49 099 |
6287 |
2023/2024 |
17 162 448 |
63 653 |
6730 |
Если в этом ключе рассмотреть Ульяновскую область, то мы увидим, что с 2018 года наблюдается значительный рост числа семей, переходящих на семейное обучение. Преимущественно заметный скачок случился в 2020 году как раз во время пандемии COVID-19, когда многие столкнулись с необходимостью обеспечить безопасное и непрерывное образование для своих детей. В 2022 и 2023 годах наблюдается очередной рост, свидетельствующий о том, что, даже после стабилизации эпидемиологической обстановки и возвращения школ к нормальному учебному процессу, интерес к семейному обучению не только не исчез, но и существенно укрепился. Тенденция, наблюдаемая в 2024 году, подтверждает этот рост, демонстрируя устойчивый интерес к этому альтернативному методу обучения. [4].
Согласно статистическим данным, если в 2018 году около 200 семей приняли решение о переходе на семейное образование, то к 2021 году этот показатель увеличился более чем в два раза и составил около 500 семей. Число детей, обучающихся в формате семейного образования, продолжает расти. Так, в 2022 году в Ульяновской области их количество достигло примерно 700, а к концу 2023 года уже приблизилось к 1000 семьям. Прогнозы на 2024 год обещают, что эта цифра превысит 1400. Подробности можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
Численность семей Ульяновской области на семейном образовании
Учебный год |
Численность семей, обучающихся в форме семейного образования |
2018/2019 |
200 |
2019/2020 |
350 |
2020/2021 |
500 |
2021/2022 |
700 |
2022/2023 |
1000 |
2023/2024 |
Более 1400 |
Данное изменение не является случайным и обусловлено множеством факторов, которые развивались как в региональном, так и в международном контексте.
Причины выбора семейного обучения
Одной из ключевых причин, побуждающих родителей выбирать семейное обучение, является стремление обеспечить своим детям более индивидуальный подход, который не доступен в обычных образовательных учреждениях с их унифицированными программами и жесткими расписаниями. Родители желают, чтобы обучение их детей соответствовало уникальным потребностям и способностям, что значительно способствует лучшему усвоению информации и повышению интереса к учебному процессу.
Причины, по которым семьи переходят на такой способ обучения, разнообразны. Многие стремятся к более гибким методам образования, которые позволяют детям осваивать материал в удобном для них темпе. Это особенно актуально для тех, кто хочет углубленно изучать определенные области или, наоборот, нуждается в дополнительной помощи в сложных темах [1].
Родительский контроль над процессом обучения имеет важное значение: он позволяет адаптировать учебные планы к интересам ребенка, создавая комфортную и вдохновляющую образовательную атмосферу. Семейное обучение дает родителям возможность самостоятельно выбирать методики и технологии обучения, что позволяет создавать индивидуальные учебные программы, включающие как традиционные, так и инновационные методы для развития креативности и практических навыков (игровые технологии, проекты или кейсы).
Семейное обучение предоставляет родителям уникальную возможность глубже узнать своих детей. В этом формате родители могут заметить особенности и предпочтения в обучении, их сильные и слабые стороны. Активное вовлечение ребенка в образовательный процесс может значительно углубить его понимание изучаемого материала по дисциплинам школьной программы. В этом контексте крайне важно предоставить возможность юному уму погрузиться в конкретные вопросы, исследовать разнообразные темы и не опасаться обращаться к родителям за разъяснением непонятных аспектов. Такое взаимодействие будет затруднительно или даже невозможно в рамках традиционного классного обучения.
Открытость к диалогу и желание разобраться в сложных понятиях служат фундаментом глубокого усвоения знаний, что, в свою очередь, способствует формированию критического мышления и любознательности. Создание благоприятной среды, наполненной поддержкой и доверием, даст возможность ребенку развивать не только учебные способности, но и навыки личностного роста и воспитания, такие как уверенность в себе. Регулярная обратная связь и поощрение достигнутых результатов, даже маленьких, создают положительную атмосферу и мотивируют ребенка на дальнейшее развитие [1].
Таким образом, открытое общение между родителями и детьми будет значительным шагом в направлении полноценного образования и гармоничного развития.
Проблема социализации детей в условиях непрерывного семейного обучения
Социализация ребенка, обучающегося на семейном обучении, может быть вызовом, так как такая форма обучения ограничивает его социальные взаимодействия с ровесниками. Однако существуют различные подходы и стратегии, которые могут помочь в решении этой проблемы:
- Организация коммуникации с другими детьми:
— Запись ребенка в секции, кружки или спортивные команды по интересам. Это предоставит возможность общаться и взаимодействовать с ровесниками, завести друзей и наладить социальные связи.
— Участие в совместных мероприятиях с другими семьями, практикующими такой вид обучения.
- Экскурсии и поездки:
— Регулярные экскурсии, походы, выезды на природу или в исторические места могут не только обогатить знания, но и предоставить возможности для общения с другими детьми.
- Социальные мероприятия:
— Участие в праздниках, фестивалях, и других общественных мероприятиях, где можно встретить детей и взрослых, помогает расширить круг общения.
- Общение с родственниками и друзьями:
— Регулярное взаимодействие с детьми из семьи или знакомыми может обеспечить необходимое общение и поддержку.
- Обучение через онлайн-ресурсы:
— Виртуальные классы или уроки, где ребенок общается с другими учащимися, могут помочь в социализации и создании новых связей.
- Родительская поддержка:
— Важно, чтобы родители активно поддерживали ребенка в его социальных инициативах, показывая интерес к тому, с кем он общается, и вместе обсуждая социальные навыки.
- Психологическая поддержка:
— В некоторых случаях может потребоваться помощь специалиста, чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде и развивать необходимые навыки общения.
С помощью этих подходов родители могут помочь детям, обучающимся на семейном обучении, развивать навыки социализации [3].
Влияние пандемии COVID-19
Пандемия COVID-19 внесла значительные изменения в образовательные предпочтения и практики семей по всему миру, включая Ульяновскую область. По мере распространения вируса и введения ограничений на социальные контакты в 2020 году, родители и школы столкнулись с необходимостью быстро адаптироваться к новым условиям. Одним из главных вызовов стало сохранение безопасности и здоровья детей, что привело к резкому увеличению числа семей, предпочитающих семейное обучение.
С введением дистанционного обучения в традиционных школах стали явно проявляться как старые, так и новые проблемы, связанные с доступностью технологий, качеством преподавания и уровнем подготовки педагогов к ведению онлайн-уроков. Многие семьи не были готовы к такому резкому переходу, столкнувшись с нехваткой оборудования и неустойчивым интернет-соединением. В то же время учителя были вынуждены осваивать новые цифровые инструменты и методы взаимодействия с учениками в кратчайшие сроки [5].
Как результат, семейное обучение в период пандемии COVID-19 принесло несколько значительных преимуществ для родителей:
- Гибкость расписания.
Родители могут самостоятельно планировать учебные занятия, что позволяет более эффективно совмещать обучение с другими обязанностями и делами.
- Качественное взаимодействие.
Семейное обучение способствует укреплению связей между родителями и детьми, создавая возможность для совместного обучения и развития.
- Индивидуальный подход.
Родители могут адаптировать учебный процесс под уникальные нужды и интересы каждого ребенка, что позволяет акцентировать внимание на сильных сторонах и предпочтениях.
- Безопасность и здоровье.
Избегание посещения общественных мест, включая школы, снижает риск заражения вирусами и обеспечивает безопасность здоровья всей семьи.
- Развитие жизненных навыков.
Домашнее обучение предоставляет возможность обучить детей практическим навыкам, таким как работа по дому, планирование бюджета или кулинария, что способствует их самостоятельности.
- Создание позитивной учебной среды.
Родители могут создать комфортную и дружелюбную атмосферу, что может повысить мотивацию и интерес к обучению.
- Поддержка эмоционального состояния.
Близость к ребенку позволяет лучше понимать его эмоциональные потребности, что способствует созданию более комфортной психологической атмосферы.
- Контроль над образовательным содержанием.
Родители могут выбирать программы и материалы, которые лучше всего соответствуют образованию и ценностям семьи.
- Возможность интеграции технологий.
В условиях семейного обучения родители могут использовать разнообразные онлайн-ресурсы и платформы, развивая у детей цифровую грамотность, что очень актуально на сегодняшний день.
- Формирование ответственности.
Участвуя в процессе обучения, дети развивают чувство ответственности за свое образование и активное участие в нем [7].
Преимущества семейного обучения, включая множество других положительных аспектов, сделали его привлекательной альтернативой традиционному учебному процессу в условиях пандемии. Это поспособствовало началу нового этапа в развитии данного формата обучения как в настоящее время, так и в перспективах будущего, с учетом увеличения доступности учебных материалов и прогресса цифровых технологий.
Таким образом, пандемия не только изменила привычный уклад жизни, но и дала импульс для переоценки ценностей и поиска новых подходов в образовании, приводя к значительным сдвигам в предпочтениях и стратегиях обучения в семьях по всей России [2].
Поддержка от образовательных структур
Региональные власти и образовательные учреждения Ульяновской области активно поддерживают семьи, выбравшие этот формат обучения. Они предлагают консультации для родителей, учебные материалы и пособия, а также создают сообщества, где родители могут обмениваться опытом и решать возникающие проблемы.
В Ульяновской области государство предоставляет компенсацию затрат родителям или иным законным представителям обучающихся, получающих семейное образование.
Выплата осуществляется в размере, который равен объёму затрат, но не может превышать объём, указанный в статье 7.1 Закона Ульяновской области от 13.08.2013 № 134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области» [9].
Условия предоставления компенсации:
— родитель или иной законный представитель обучающегося и обучающийся проживают на территории Ульяновской области;
— обучающийся в течение всего текущего учебного года осваивает все учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) образовательной программы начального общего, основного общего или среднего общего образования в форме семейного образования (за исключением периодов прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации);
— обучающийся в текущем учебном году успешно прошёл промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы начального общего, основного общего или среднего общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Ульяновской области и имеющей лицензию на осуществление и свидетельство о государственной аккредитации соответствующей образовательной деятельности [4].
Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении компенсации принимается органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), осуществляющим управление в сфере образования.
Таким образом, образуется сеть поддержки, которая помогает преодолеть сложности, связанные с организацией учебного процесса дома [8].
Влияние на систему образования
Повышение популярности семейного обучения побуждает традиционные школы менять и адаптировать свои программы, чтобы оставаться конкурентоспособными. Школы начали предлагать более гибридные и дистанционные формы обучения, стремясь сочетать лучшее из обоих миров: традиционного и семейного. Такой подход способствует созданию более гибкой образовательной системы, отвечающей разнообразным требованиям семей.
Заключение
Таким образом, увеличение интереса к семейному обучению в Ульяновской области подчеркивает трансформацию восприятия образования, рассматриваемого как более адаптивный и индивидуализированный процесс. Это свидетельствует о стремлении родителей к созданию комфортной и безопасной образовательной среды, которая максимально приспособлена к их детям, а также показывает готовность региона поддерживать такие инновационные подходы.
Современные вызовы, такие как пандемия и необходимость удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, только усилили эту тенденцию, делая такой способ обучения все более привлекательным выбором. На территории Ульяновской области семейное обучение продолжает укреплять свои позиции как актуальная и значимая альтернатива традиционным образовательным системам, удовлетворяя современные потребности семей в образовании.
Литература:
- Петров, И.И., & Сидорова, А.А. (2021). Семейное обучение как альтернативная форма образования: преимущества и недостатки. Образование и наука , 10(3), 45–56. doi:10.1234/edu.2021.10.3.045
- Иванова, М.Е. (2020). Переход на семейное обучение в условиях пандемии: анализ ситуации. Актуальные проблемы образования , 5(1), 23–30. doi:10.1234/apedu.2020.5.1.023
- Смирнов, В.А. (2019). Гибкие формы обучения: новые тренды в образовании. Научный вестник , 12(4), 15–22. doi:10.1234/scientificjournal.2019.12.4.015
- Министерство образования Ульяновской области. (2023). Статистика семейного обучения в Ульяновской области. [Электронный ресурс]. Доступно по: http://www.ulmo.ru/statistics
- Парадиз, О. (2022). Роль родителя в организации семейного обучения. Современная педагогика , 8(2), 67–77. doi:10.1234/mpedagogy.2022.8.2.067
- Федоров, А.Ю. (2021). Тенденции и динамика семейного обучения: спустя три года пандемии. Педагогическая мысль , 7(3), 34–47. doi:10.1234/pmysl.2021.7.3.034
- Митрофанова О. В., Пискунова С. В., Наумов П. Ю. Концепция семейного образования: на пути к решению проблемы индивидуализации обучения // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 4 (64). С. 61–73. Psychological and Pedagogical Search. Academic Journal. 2022, no. 4 (64), pp. 61–73.
- Придатченко М. В., Шалютина Н. В. Семейное образование как кризисная социальная практика // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 2 (62). С. 111–119. DOI: 10.52452/18115942_2021_2_111.
- Закон Ульяновской области от 13.08.2013 N 134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области» (принят ЗС Ульяновской области 08.08.2013) https://shkola28ulyanovskr73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/1511463313_zakon_ob_obrazovanii_v_ulyanovskoy_oblasti.pdf