Процессуальные особенности порядка исполнения административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 14.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Коробова, О. В. Процессуальные особенности порядка исполнения административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации / О. В. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120650/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует вопросы процессуальных особенностей порядка исполнения административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, рассмотрены особенности данного вида административного наказания, отдельное внимание уделено проблемам, возникающим при исполнении принудительного выдворения.

Ключевые слова: административное выдворение за пределы Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства отнесено к числу административных наказаний.

Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства определен в ст. 32.10 КоАП РФ [1]. В частности, в статье предусматривается, что исполнением административного выдворения считается передача иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого иностранное лицо или лицо без гражданства выдворяется, или путем самостоятельного контролируемого выезда.

Самостоятельный контролируемый выезд осуществляется под надзором органов МВД России, после подтверждения выезда сведения о закрытии права въезда иностранному лицу или лицу без гражданства на территорию Российской Федерации вносятся в соответствующие информационные системы МВД России.

Принудительное выдворение осуществляется ФССП России. Принудительное выдворение назначается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае наличия в административном деле доказательств, что выдворяемое из Российской Федерации лицо может уклониться от исполнения судебного решения. Правоприменительная практика свидетельствует, что такими доказательствами являются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие постоянной работы, постоянного места жительства, отсутствие обстоятельств, препятствовавших своевременному выезду за пределы Российской Федерации, отсутствие каких-либо социальных связей на территории Российской Федерации.

В ходе принудительного исполнения требований исполнительных документов о принудительном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации ФССП России осуществляет взаимодействие с государственными органами в сфере миграции, МИД России и ФСБ России порядке, предусмотренном совместным Приказом Минюста России, МИД России, ФМС России, ФСБ России.

По смыслу ч. 5 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3].

Содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения судебного решения.

Сроки содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальных учреждениях определены в ст. 27.19.1 КоАП РФ.

Срок содержания в специальном учреждении не должен превышать 90 суток, за исключением случаев, если данный срок продлен судом. При этом, в случае отсутствия у должника необходимых для выдворения документов, срок необходимо продлевать. Для этой цели судебный пристав-исполнитель обязан обратиться в суд с соответствующим ходатайством.

Вместе с тем, в судебной практике до сих пор встречаются случаи отсутствия указания конкретного срока содержания в специальном учреждении. Так, в постановлении районного суда от 01.10.2024 суд постановил назначить наказание с административным выдворением с обязательным помещением в центр временного содержания иностранных граждан до момента выдворения. В случае отсутствия у должника соответствующих документов срок пребывания в специальном учреждении может существенно затянуться.

Необходимо также учитывать, что в случае отсутствия действующего паспорта органами МВД России запрашивается свидетельство на возвращение на родину, срок получения которого может быть весьма длительным. Свидетельство на возвращение на родину является временным документом, удостоверяющим личность гражданина и дающим ему право только на въезд (возвращение) на родину.

Порядок исполнения вступившего в законную силу постановления о принудительном выдворении определен требованиями ст. 109.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [2]. Данный порядок определяется следующими действиями со стороны судебного пристава-исполнителя:

1) вынесение постановления о препровождении иностранного гражданина (лица без гражданства) до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток с момента поступления документов, позволяющих должнику пересечь Государственную границу Российской Федерации. Примерная форма постановления о препровождении утверждена приказом ФССП России от 04.05.2016 № 238 [4];

2) приобретение судебным приставом-исполнителем проездных документов для лица, подлежащего выдворению, а также лиц, сопровождающих его до пункта пропуска;

3) препровождение лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (на практике это чаще всего пограничный орган в аэропорте);

4) передача лица пограничным органам, которая фиксируется в акте о передаче иностранного гражданина, лица без гражданства, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации;

5) осуществление пограничными органами контроля за непосредственным пересечением лицом, привлеченным к административной ответственности, Государственной границы Российской Федерации. Исполнение контрольных функций фиксируется в акте о пересечении иностранным гражданином или лицом без гражданства Государственной границы Российской Федерации.

Указанная последовательность действий, направленных на исполнение административного выдворения в принудительном порядке, не может быть изменена в силу объективных причин [5].

Вместе с тем, имеется ряд особенностей, которые оказывают влияние на порядок исполнения постановлений о принудительном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Во-первых, это вопросы исполнения постановления о принудительном выдворении лица, имеющего несовершеннолетних детей. В этом случае суду необходимо разрешать вопрос о судьбе таких несовершеннолетних. Действующее законодательство в настоящее время не дает однозначного ответа на данный вопрос, правоприменительная практика складывается таким образом, что несовершеннолетних детей зачастую помещают в специальные учреждения вместе с родителями [6].

Во-вторых, это вопросы исполнения постановления о принудительном выдворении лица, в отношении которого на территории Российской Федерации начато уголовное преследование. Данные вопросы на законодательном уровне также не урегулированы, правоприменительная практика складывается таким образом, что в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, подвергнутого административному наказанию в виде принудительного выдворения, рассматривается вопрос об отложении исполнения наказания в виде выдворения.

Таким образом, на сегодняшний день имеется необходимость обобщения сложившейся правоприменительной практики по вопросам порядка исполнения административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации и внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, а также порядок межведомственного взаимодействия.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: по состоянию на 23 нояб. 2024 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — No 1.
  2. Об исполнительном производстве [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 14 сентября 2007 г.: одобр. Советом Федерации 19 сентября 2007 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007.
  3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г.: по состоянию на 08 авг. 2024 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — No 30.
  4. Приказ ФССП России от 04.05.2016 № 238 (ред. от 25.10.2019) «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства».
  5. Кудрявцева, В. П. Исполнение требований неимущественного характера [Текст] / В. П. Кудрявцева. — М.: Статут, 2015. — С.172.
  6. Галястов, М. О. Проблемы исполнения постановления об административном выдворении в рамках реализации функций органов внутренних дел // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. № 8. — С. 31–34.


Ключевые слова

лицо без гражданства, иностранный гражданин, административное выдворение за пределы Российской Федерации
Задать вопрос