Актуальные вопросы применения административного выдворения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 18.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Вихрева, Н. А. Актуальные вопросы применения административного выдворения / Н. А. Вихрева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115790/ (дата обращения: 30.06.2024).



Ключевые слова: административное выдворение, юридическая ответственность, выдворение, иностранное лицо, лицо без гражданства.

Согласно ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в осуществлении помещения их в принудительном порядке и контролируемое помещение указанных граждан и лиц без гражданства через государственную границу за пределы РФ, в случаях предусмотренных законодательством. Административное выдворение осуществляется как вид наказания за отдельные виды административных правонарушений.

Назначение административного выдворения возможно исключительно в отношении определенных категорий лиц, в частности: иностранных лиц и лиц без гражданства, назначение осуществляется исключительно судом при условии соблюдении установленного процессуального порядка. При этом, в рамках применения административного выдворения необходимо учитывать наличие ряда ограничений, установленных законодательством.

Применение административного выдворения должно осуществляться исключительно с учетом условий и требований, устанавливаемых законодательством. Законодательно регламентируется строгий порядок и условия применения административного выдворения как способа обеспечения восстановления нарушенных прав субъектов и создания условий для гарантированности реализации основ общественной безопасности.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории РФ надлежит учитывать, что его назначение и установления осуществляется в принудительном порядке в рамках деятельности уполномоченных органов. При этом применение административное выдворение осуществляется на основании постановления по делу об административном правонарушении является обязательным. Суды придерживаются данной позиции в соответствии с условиями и требованиями, определенными законодательством.

Применение в отношении иностранного лица административного выдворения напрямую связано с особенностями урегулирования соответствующих правоотношений. Назначение административного выдворения определяется особенностями практики. В данных условиях актуальным является обеспечение детализации процессуальных аспектов применения административного выдворения и решения задач, связанных с этим. Как следствие, рассмотрим особенности применения административного выдворения.

При назначении в отношении иностранного лица административного выдворения за пределы РФ судья наделяется правом применения в отношении него таких мер, как содержание в специальном учреждение. Согласно ст. 27.19 КоАП РФ помещение в специальные учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы РФ заключается в специальные учреждения в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Согласно положениям Конституции РФ устанавливается право иностранных граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данное право определяется в том числе относительно лиц без гражданства, не смотря на отсутствие установленного закрепления за ними в законодательстве. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» при этом устанавливает особенности статуса иностранного лица и ограничения относительно применения в отношении него отдельных мер и способов воздействия, в том числе административного выдворения [1].

Сложная ситуация в данной области позволяет сделать вывод о необходимости определения защиты прав иностранных граждан должно осуществляться с учетом интеграции международных и национальных положений. Также в рамках регулирования данных правоотношений необходимо соблюдать комплексный подход, установленный следующими актами: Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» [2], Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 754 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [3], Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 [4], Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» [5].

Актуальной проблемой является осуществление депортации и административного выдворения иностранных лиц. Нарушение прав иностранных граждан проявляются в невозможности в осуществлении в полном объеме защиты и реализации своих прав. Обеспечение защиты прав в данной случае должно основываться на подачи жалобы и применения мер административного выдворения, так как лицо, которое осуществило нарушение порядка пребывания, является основой для применения в отношении него соответствующих мер, определенных процессуальным законодательством. В практике лицо получает возможность обжалования решения в случае уже фактического его выдворение за пределы территории государства. В результате этого нарушается общий принцип обеспечения защиты прав человека, в том числе, если он является иностранным гражданином.

При применении административного выдворения суды исходят из целей и задач в области национальной безопасности. Детализация требований относительно назначения административного выдворения обусловлено тем, что со стороны государства применение данных мер не в полной мере урегулировано. Отсутствие детализации указанных условий и сроков применения административного выдворения формирует сложности в применении и эффективности урегулирования соответствующих правоотношений. В данных условиях актуальным является обобщение практики и обеспечения детализации условий при применении административного наказания в форме выдворения.

В нормах ч. 5 ст. 3.10 и ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ отсутствует регламентация сроков помещения выдворяемого лица в специальное учреждение, а также о необходимости его продления, что противоречит в свою очередь положению ст. 22 Конституции РФ. Конституционное положение закрепляет возможность ареста, заключения под стражу и содержание под стражей только по судебному решению и ограничивающий срок досудебного задержания лиц на 48 часов. Необходима регламентация срока содержания в специальном учреждении до исполнения административного выдворения, который должен составлять не более 18 месяцев. В ином случае иностранное лицо или лицо без гражданства фактически лишается свободы на неопределенный срок.

Данная проблематика прослеживается в рамках правоприменительной практике, что обусловлено отсутствием конкретизации отдельных условий и положения относительно организации административного выдворения и исполнения наказания. Отсутствие эффективности организации эффективности исполнения, в частности сроков помещения во многом формирует проблематику.

Проблема переполненности специальных учреждений порождает еще одну проблему, обусловленную тем, что анализ судебной практики демонстрирует нам не осведомленность судебных органов об отсутствии мест для содержания в определенных ЦВСИГ. При этом практически в каждом постановлении суда о применении административного выдворения, иностранные граждане подлежат помещению в специальное учреждение с указанием адреса места нахождения ЦВСИГ несмотря на отсутствие там свободных мест. Суду при вынесении итогового решения по делам об административных правонарушениях, связанных с административным выдворением, не следует указывать адрес конкретного ЦВСИГ, куда необходимо временно разместить иностранного гражданина или лица без гражданства, до того момента как они будут перемещены через государственную границу [8, с. 98].

Решение существующих проблем должно основываться с учетом положений законодательства, в частности создания дополнительных положений, которые бы определяли пределы ограничений прав и свобод граждан, с учетом правового регулирования Пределы ограничений, установленные законодательством, во многом составляют основу правового регулирования. Разработка и функционирование соответствующих правовых механизмов напрямую связано с целями организации процесса производства по данным делам. В данных условиях со стороны государства должны приниматься меры, нацеленные на повышение эффективности осуществления рассмотрения дел связанных с принятием мер в отношении иностранных граждан, а также обеспечения непринятия в отношении них мер, связанных с выдворением из страны, до истечения срока на обжалование решения суда. Это позволит во многом снизить количества фактов незаконного выдворения иностранных граждан и повысить эффективность организации системы их правовой защиты [7, с. 37].

Совершенствование законодательства требует последовательной деятельности органов государственной власти с учетом трансформации законодательства и введения дополнительных положений, которые, в том числе бы определяли основу регулировали положений деятельности органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Данные ограничения и пределы бы составили основу защиты прав и свобод граждан. При этом реализация указанных правовых механизмов напрямую связано с тем, что иностранные граждане не получают необходимый уровень правовой защиты при обращении в уполномоченные органы. Это особенно затрудняется тем, что ряд представительств были закрыты в нашей стране [6, с. 248].

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002 г. № 30 ст. 3032. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024.
  2. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 41 ст. 3995.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 754 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 5 ст. 653. с изм. и доп. в ред. от 21.10.2023.
  4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 50 (часть VI) ст. 7058. с изм. и доп. в ред. от 27.09.2023.
  5. Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» // Собрание законодательства РФ. 2015. N 14 ст. 2119. с изм. и доп. в ред. от 24.10.2023.
  6. Леликов, Н. А. О некоторых проблемах классификации административных правонарушений в свете проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Н. А. Леликов // Молодой ученый. 2020. № 44(334). С. 248
  7. Тихонова, Р. С. Правовой статус прокурора в российском судопроизводстве: проблемы теории и практики / Р. С. Тихонова // Альманах лектория. Прокуратура российской Федерации: теория, история, правовое регулирование, тенденции развития: сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 17 декабря 2021 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 37
  8. Шевелёва, А. С. Главные проблемы назначения административных наказаний в современной России / А. С. Шевелёва. // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). С. 98
Основные термины (генерируются автоматически): административное выдворение, иностранное лицо, гражданин, лицо, предел РФ, государственная власть, гражданство, отношение, РФ, специальное учреждение.


Похожие статьи

Задать вопрос