Статья посвящена изучению правовой регламентации финансового обеспечения социальной защиты военнослужащих, проанализированы недостатки правовой регламентации и пути их решения, изучен правовой опыт обеспечения социальными правами и гарантиями военнослужащих .
Ключевые слова: социальная защита военнослужащих, военнослужащие, регламент, дифференциация социальных прав, правовой аспект.
Несмотря на наличие обширной законодательной базы, права военнослужащих на льготы и компенсации часто остаются без внимания или нарушаются командирами и начальниками, которые должны быть в курсе проблем и потребностей своих подчинённых.
В законодательстве существует множество критериев, которые влияют на социальную защиту военнослужащих. Так, офицеры и прапорщики имеют больше преимуществ, чем сержанты и солдаты. Однако именно сержанты и солдаты испытывают на себе основные трудности и лишения.
В современных условиях социальные права и гарантии должны быть объективными и учитывать тяжесть и продолжительность воздействия военной службы на организм человека, условия жизни и заслуги перед государством, а не только звание.
Рассмотрим несколько примеров, где наблюдается значительная разница в социальной защищённости. Например, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием военнослужащего не годным к военной службе из-за военной травмы ему выплачивается единовременное пособие.
Военнослужащий по контракту получает компенсацию в размере двух миллионов рублей, а военнослужащий по призыву или гражданин, призванный на военные сборы, — один миллион рублей. Разница в размере выплат значительна, хотя социальные последствия для обеих категорий военнослужащих одинаковы [1].
Стоит обратить внимание на понятие «военная травма» [2].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», военно-врачебная комиссия определяет причинно-следственную связь между увечьем или заболеванием. Если увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, то оно считается военной травмой.
Постановление даёт довольно абстрактное определение и отсылает к термину «увечье», который не имеет конкретного определения. Также перечисляются обстоятельства, которые могут привести к военной травме.
Постановление также даёт формулировку причинно-следственной связи: «заболевание получено в период военной службы». Стоит обратить внимание на эту формулировку, так как она связывает заболевание военнослужащего с временем прохождения военной службы.
Условия жизни в современном мире могут быть стрессовыми, а физические и психологические нагрузки — высокими. В мирное время существует риск для жизни, а участие в боевых действиях и миротворческих операциях может привести к серьёзным хроническим заболеваниям у военнослужащих.
В результате военно-врачебная комиссия может признать их не годными к военной службе, что приведёт к увольнению по состоянию здоровья с формулировкой «не годен к военной службе вследствие заболевания, полученного в период военной службы». Однако это не даёт права на компенсацию в соответствии с Законом о денежном довольствии.
Социальные последствия, такие как потеря трудоспособности и возможная инвалидность, сопоставимы, но в первом случае военнослужащий получает значительную денежную компенсацию, а во втором — нет.
Причина инвалидности имеет большое значение для социальных гарантий граждан. К юридически значимым причинам инвалидности у военнослужащих традиционно относятся военная травма и заболевание, полученное в период военной службы. Однако их перечень гораздо шире.
Ещё одна дифференциация в отношении увольнения с военной службы по состоянию здоровья закреплена в статье 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ. Эта статья определяет основания для увольнения с военной службы. В соответствии с ней военнослужащий подлежит увольнению по состоянию здоровья, если военно-врачебная комиссия признала его ограниченно годным к военной службе [3].
В соответствии с этим основанием подлежат увольнению военнослужащие по контракту в званиях до старшины или главного корабельного старшины включительно, а также военнослужащие по призыву. Офицеры и прапорщики могут выбрать, продолжить ли им службу или уволиться по этой причине. Это связано с тем, что военнослужащие без офицерского или прапорщицкого звания испытывают более высокие физические и психологические нагрузки.
Для обеспечения справедливого социального обеспечения различных категорий военнослужащих необходимо уравнять права и размеры компенсационных выплат при увольнении с военной службы по состоянию здоровья с формулировками «военная травма» и «заболевание, полученное во время прохождения военной службы» [1].
Военнослужащим по контракту, признанным ограниченно годными, но способным по объективным причинам выполнять свои обязанности, следует предоставить возможность выбора: продолжить службу или уволиться. Также необходимо рассмотреть возможность перевода таких военнослужащих на другие должности, где они смогут выполнять свои обязанности без ущерба для службы.
Увольнение по состоянию здоровья раньше срока может привести к негативным финансовым последствиям, таким как потеря жилья или долги по военной ипотеке, что значительно ухудшает финансовое положение военнослужащего и его семьи.
Согласно Федеральному закону № 117-ФЗ, право на использование накоплений, учтённых на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы, возникает в том числе при увольнении военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе [1].
До выполнения этого условия средства, которые были учтены на накопительном счёте и внесены в счёт погашения ипотеки, принадлежат государству.
Государство обеспечивает жильём военнослужащих на время их службы. Однако если военнослужащий вынужден оставить службу из-за проблем со здоровьем и не имеет выслуги 10 лет, он остаётся один на один со своими проблемами.
Целевой жилищный заём и средства, внесённые в счёт погашения ипотеки, необходимо будет вернуть государству, а дальнейшие выплаты по ипотеке придётся осуществлять самостоятельно. При этом продать жильё по рыночной цене невозможно, так как оно обременено.
Кроме того, уволенный военнослужащий может быть неспособен к труду и не иметь возможности найти работу, которая позволила бы ему выполнять свои обязательства перед банком и государством. В такой ситуации военнослужащий и его семья оказываются беззащитными, так как у них нет права на пенсию и денежную компенсацию.
Очевидно, что, несмотря на разнообразие льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством, у военнослужащего могут возникнуть жизненные обстоятельства, при которых он будет социально незащищён, лишён здоровья и возможности полноценно работать, но не получит поддержки от государства.
В связи с этим предлагается внести изменения в пункт 12 статьи 3 Закона о денежном довольствии. Новая редакция будет выглядеть следующим образом: «При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе из-за военной травмы или заболевания, полученного во время прохождения военной службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере…» [1]:
1) 2 000 000 рублей — военнослужащему, проходящему военную службу по контракту или по призыву.
2) 1 000 000 рублей — гражданину, призванному на военные сборы». А также изменить подпункт «г», пункта 1, статьи 51 Закона № 53-ФЗ и изложить его в следующей редакции:
Военнослужащий, который служит по контракту, может быть уволен из-за проблем со здоровьем. Для этого необходимо, чтобы военно-врачебная комиссия признала его годным к службе с ограничениями. Это касается военнослужащих, которые занимают должности, соответствующие званиям до старшины или главного корабельного старшины включительно. Также это касается военнослужащих, которые служат по призыву.
В России существует ряд проблем, связанных с пенсионным обеспечением военнослужащих. Однако большинство из них не являются серьёзными. Основная проблема заключается в том, что уровень военных пенсий сегодня сравнялся с уровнем пенсий по старости для гражданских лиц.
Согласно действующему законодательству, размер пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Однако за последние три года уровень оплаты труда военнослужащих существенно изменился. Это связано с введением надбавок, которые влияют на размер пенсий. В результате зарплата повышается, но уровень пенсий для военнослужащих остаётся прежним [5]. Проблема усугубляется тем, что многие военнослужащие выходят на пенсию в экономически активном возрасте (30–40 лет). Однако отсутствие у них гражданского опыта и опыта работы по гражданской специальности затрудняет поиск достойной работы. В результате пенсия становится основным источником дохода для пенсионера, у которого часто есть иждивенцы. Даже если им удаётся найти работу, она обычно связана с охраной и является низкооплачиваемой.
Правительство приняло решение внести изменения в законодательство, чтобы устранить правовые основания для выплаты денежных компенсаций вместо продовольственных пайков [4]. Теперь стоимость продовольственных пайков не включается в денежное довольствие, учитываемое при расчёте пенсий. Вместо этого она сохраняется в денежном выражении путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию.
Гарантированное социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей создаёт престиж военной службы и способствует решению вопросов укомплектования Вооружённых Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой задачи во многом зависят успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие вооружённых сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru),
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 22. — Ст. 2331.
- Петров, М. И. Комментарий к Федеральному закону «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (постатейный) / М. И. Петров. — М.: Деловой двор, 2019. — 78–79 c.
- Чистюхин, И. В. Актуальные проблемы социального и правового обеспечения военнослужащих / И. В. Чистюхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 332–335. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109159/ (дата обращения: 16.10.2024).
- Чистов, И. В. Финансовое обеспечение военного строительства в Российской Федерации: современная организация и перспективы развития / И. В. Чистов, С. Е. Закутнев, Н. В. Кандыбко, А. Т. Курманов, С. Г Сумкин. — Москва: ВУ, 2018. — 158 с