В статье рассматриваются актуальные подходы, применяемые в управлении проектами, такие как Agile и Scrum, маркетинго-ориентированный подход. Применение данных подходов способствует повышению эффективности управления, достижению целей.
Ключевые слова: проект, управление, подход, метод, маркетинг.
Одним из эффективных и прогрессивных на сегодняшний день управленческих подходов является проектный. Проектный подход подразумевает, что любой проект имеет начало (инициация проекта) и завершение. По окончанию проекта ставится вопрос о необходимости разработки нового проекта. Эффективными методиками проектного подхода являются Agile и Scrum.
Принципы Agile
В компаниях, работающих по принципам Agile-менеджмента, команды проектов создают новую ценность для своих заказчиков. Благодаря такому взаимодействию с клиентами организация имеет возможность постоянно совершенствовать свои предложения.
Scrum —популярная гибкая методика проектного менеджмента, разновидность Agile.
Scrum (Схватка) основана на следующих принципах:
— Итеративность
— Инкрементальность
— Кроссфункциональность
— Самоорганизация
Итеративность: команда проекта работает короткими итерациями, в Scrum они называются Sprints («спринты»). В Scrum на верхнем уровне находится не подробный план, а Road map (дорожная карта), где сформулировано общее представление о том, какой результат надо достичь [1].
Инкрементальность: команда на каждом этапе работы, в конце каждого спринта, создает результат, ценный для клиента.
Кроссфункциональность: в Scrum работать группами (2–9 человек), в которых есть все нужные специалисты и избегать «функциональных колодцев» [2].
Самоорганизация: в Scrum делается большой акцент на командной работе. Команда сама определяет правила работы.
Общий план движения по проекту есть, он называется Backlog, но он не является подробным.
Scrum — подход структуры
Над каждым проектом работает универсальная команда специалистов, к которой присоединяется еще два человека: владелец продукта и scrum-мастер. Первый соединяет команду с заказчиком и следит за развитием проекта; это не формальный руководитель команды, а скорее куратор. Второй помогает первому организовать бизнес-процесс: проводит общие собрания, мотивирует команду и следит за соблюдением scrum-подхода [2].
Скрам — это процессный фреймворк, основанный на теории эмпирического управления, в рамках которого самоуправляемая кросс-функциональная команда разрабатывает продукт, следуя итеративно-инкрементальному подходу. По итогам каждого, ограниченного во времени, Спринта разрабатывается (а в идеале -поставляется) инкремент продукта, потенциально готовый к поставке.
Владелец продукта отвечает за максимизацию ценности продукта, с помощью приоритизации элементов Бэклога Продукта и постановку цели для каждого Спринта, основываясь на постоянной обратной связи от заинтересованных лиц и конечных пользователей [2].
За достижение цели Спринта отвечает команда, в которой нет жестко ограничивающих одной специализацией ролей.
Скрам-мастер обучает Владельца продукта, команду и в целом организацию Скраму и как с его помощью поставлять ценность, и выполняет роль “зеркала” для команды. В Скраме нет менеджера проекта или лидера команды.
Ретроспектива обязательный и важный этап спринта.
В основе ретроспективы лежит концепция цикла Деминга, PDCA (англ. Plan-Do-Check-Act). Цель ретроспективы — к ее окончанию получить план из-менений. Но важно понимать, что это не план окончательных изменений в процессе — это план эксперимента на ближайший период. Мы что-то пробуем, а потом смотрим, что из этого вышло, и на основании этого принимаем реше-ние. Цикл Деминга: Plan — запланируй, Do — выполни, Check — посмотри, что получилось, Act — прими какие-то дальнейшие решения, реши, что дальше де-лать. Ретроспектива должна проходить именно по этому циклу. Собственно, сама ретроспектива — это стадия Plan. Ретроспектива, как и любая командная встреча, должна иметь какую-то цель. Цель ретроспективы — получить план процессного эксперимента.
В завершение рассмотрения подхода отметим, что Скрам признан эффективным методом проектного менеджмента.
В современных условиях ведения бизнеса концепция маркетинго-ориентированного управления привлекает внимание представителей как деловых, так и научных кругов.
В настоящее время большое значение уделяется вопросам теории маркетинговой ориентации управления, разработаны алгоритмы внедрения маркетинго-ориентированного управления в проектный менеджмент. Подробней рассмотрим алгоритм внедрения [1].
- Постановка целей внедрения маркетинго-ориентированного управления (МОУ). Основной целью осуществления перехода к маркетинго-ориентированному управлению является повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования организации и ее проектов [1].
- Анализ эффективности функционирования организации. Показатели эффективности функционирования– это факторы, по которым может быть оценена эффективность в части получения прибыли от осуществляемой деятельности и удовлетворения потребностей потребителей, повышения качества обслуживания, лучше, чем это делают конкуренты.
- Диагностика уровня маркетинговой ориентации организации. Уровень маркетинговой ориентации– это комплекс показателей, характеризующих степень внедрения маркетинга на различных этапах управления предприятием.
- Анализ причин низкого уровня маркетинговой ориентации управления. Одной из причин низкого уровня может быть неотлаженная межфункциональная координация маркетингового подразделения с другими подразделениями организаций [1].
- Разработка методов повышения уровня маркетинговой ориентации управления проектом, организацией.
Применяя данный алгоритм, организация сможет внедрить маркетинго-ориентированное управление проектами и повысить эффективность своей деятельности.
Литература:
- Kompaniets O. Marketing-oriented Management in Strategic Management of Retail Companies: The Implementation Algorithm Paper presented on the 13th International Scientific and Practical Conference Marketing and Economy Modernization, Yaroslavl, Russia, November 3, 2010. — file:///C:/Users/konan/Downloads/2010_03.11.pdf (дата обращения 02.12.2024).
- Agile и Scrum: в чем разница и как использовать https://www.bitrix24.ru/journal/metodologiya-agile-scrum/ (дата обращения 02.12.2024).