К вопросу о применении научных подходов в практике проектного менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 12.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Перловский, Е. В. К вопросу о применении научных подходов в практике проектного менеджмента / Е. В. Перловский, А. Ю. Соболев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120455/ (дата обращения: 17.12.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются актуальные подходы, применяемые в управлении проектами, такие как Agile и Scrum, маркетинго-ориентированный подход. Применение данных подходов способствует повышению эффективности управления, достижению целей.

Ключевые слова: проект, управление, подход, метод, маркетинг.

Одним из эффективных и прогрессивных на сегодняшний день управленческих подходов является проектный. Проектный подход подразумевает, что любой проект имеет начало (инициация проекта) и завершение. По окончанию проекта ставится вопрос о необходимости разработки нового проекта. Эффективными методиками проектного подхода являются Agile и Scrum.

Принципы Agile

В компаниях, работающих по принципам Agile-менеджмента, команды проектов создают новую ценность для своих заказчиков. Благодаря такому взаимодействию с клиентами организация имеет возможность постоянно совершенствовать свои предложения.

Scrum —популярная гибкая методика проектного менеджмента, разновидность Agile.

Scrum (Схватка) основана на следующих принципах:

— Итеративность

— Инкрементальность

— Кроссфункциональность

— Самоорганизация

Итеративность: команда проекта работает короткими итерациями, в Scrum они называются Sprints («спринты»). В Scrum на верхнем уровне находится не подробный план, а Road map (дорожная карта), где сформулировано общее представление о том, какой результат надо достичь [1].

Инкрементальность: команда на каждом этапе работы, в конце каждого спринта, создает результат, ценный для клиента.

Кроссфункциональность: в Scrum работать группами (2–9 человек), в которых есть все нужные специалисты и избегать «функциональных колодцев» [2].

Самоорганизация: в Scrum делается большой акцент на командной работе. Команда сама определяет правила работы.

Общий план движения по проекту есть, он называется Backlog, но он не является подробным.

Scrum — подход структуры

Над каждым проектом работает универсальная команда специалистов, к которой присоединяется еще два человека: владелец продукта и scrum-мастер. Первый соединяет команду с заказчиком и следит за развитием проекта; это не формальный руководитель команды, а скорее куратор. Второй помогает первому организовать бизнес-процесс: проводит общие собрания, мотивирует команду и следит за соблюдением scrum-подхода [2].

Скрам — это процессный фреймворк, основанный на теории эмпирического управления, в рамках которого самоуправляемая кросс-функциональная команда разрабатывает продукт, следуя итеративно-инкрементальному подходу. По итогам каждого, ограниченного во времени, Спринта разрабатывается (а в идеале -поставляется) инкремент продукта, потенциально готовый к поставке.

Владелец продукта отвечает за максимизацию ценности продукта, с помощью приоритизации элементов Бэклога Продукта и постановку цели для каждого Спринта, основываясь на постоянной обратной связи от заинтересованных лиц и конечных пользователей [2].

За достижение цели Спринта отвечает команда, в которой нет жестко ограничивающих одной специализацией ролей.

Скрам-мастер обучает Владельца продукта, команду и в целом организацию Скраму и как с его помощью поставлять ценность, и выполняет роль “зеркала” для команды. В Скраме нет менеджера проекта или лидера команды.

Ретроспектива обязательный и важный этап спринта.

В основе ретроспективы лежит концепция цикла Деминга, PDCA (англ. Plan-Do-Check-Act). Цель ретроспективы — к ее окончанию получить план из-менений. Но важно понимать, что это не план окончательных изменений в процессе — это план эксперимента на ближайший период. Мы что-то пробуем, а потом смотрим, что из этого вышло, и на основании этого принимаем реше-ние. Цикл Деминга: Plan — запланируй, Do — выполни, Check — посмотри, что получилось, Act — прими какие-то дальнейшие решения, реши, что дальше де-лать. Ретроспектива должна проходить именно по этому циклу. Собственно, сама ретроспектива — это стадия Plan. Ретроспектива, как и любая командная встреча, должна иметь какую-то цель. Цель ретроспективы — получить план процессного эксперимента.

В завершение рассмотрения подхода отметим, что Скрам признан эффективным методом проектного менеджмента.

В современных условиях ведения бизнеса концепция маркетинго-ориентированного управления привлекает внимание представителей как деловых, так и научных кругов.

В настоящее время большое значение уделяется вопросам теории маркетинговой ориентации управления, разработаны алгоритмы внедрения маркетинго-ориентированного управления в проектный менеджмент. Подробней рассмотрим алгоритм внедрения [1].

  1. Постановка целей внедрения маркетинго-ориентированного управления (МОУ). Основной целью осуществления перехода к маркетинго-ориентированному управлению является повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования организации и ее проектов [1].
  2. Анализ эффективности функционирования организации. Показатели эффективности функционирования– это факторы, по которым может быть оценена эффективность в части получения прибыли от осуществляемой деятельности и удовлетворения потребностей потребителей, повышения качества обслуживания, лучше, чем это делают конкуренты.
  3. Диагностика уровня маркетинговой ориентации организации. Уровень маркетинговой ориентации– это комплекс показателей, характеризующих степень внедрения маркетинга на различных этапах управления предприятием.
  4. Анализ причин низкого уровня маркетинговой ориентации управления. Одной из причин низкого уровня может быть неотлаженная межфункциональная координация маркетингового подразделения с другими подразделениями организаций [1].
  5. Разработка методов повышения уровня маркетинговой ориентации управления проектом, организацией.

Применяя данный алгоритм, организация сможет внедрить маркетинго-ориентированное управление проектами и повысить эффективность своей деятельности.

Литература:

  1. Kompaniets O. Marketing-oriented Management in Strategic Management of Retail Companies: The Implementation Algorithm Paper presented on the 13th International Scientific and Practical Conference Marketing and Economy Modernization, Yaroslavl, Russia, November 3, 2010. — file:///C:/Users/konan/Downloads/2010_03.11.pdf (дата обращения 02.12.2024).
  2. Agile и Scrum: в чем разница и как использовать https://www.bitrix24.ru/journal/metodologiya-agile-scrum/ (дата обращения 02.12.2024).


Задать вопрос