Использование логико-математических игр и головоломок в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 10.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Халявина, Т. Н. Использование логико-математических игр и головоломок в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах / Т. Н. Халявина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120328/ (дата обращения: 19.12.2024).



Методические рекомендации, представленные в статье, могут быть использованы на педсоветах в ДОО; при составлении перспективных и календарных планов; оформлении дидактического материала для работы с дошкольниками.

Ключевые слова : логико-математические игры, головоломки, представления о геометрических фигурах, логическое мышление.

The methodological recommendations presented in the article can be used at pedagogical councils in preschool educational institutions; when drawing up perspective and calendar plans design of didactic material for working with preschoolers.

Keywords: logical and mathematical games, puzzles, representations of geometric shapes, logical thinking.

В наши дни повышение качества дошкольного образования подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером этому является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. ФГОС ДО: «в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование интересов познания и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности и направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников» [4].

Чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляются к образованию и воспитанию дошкольников нам воспитателям всегда необходимо быть в активном поиске, пересматривать содержание, методы, формы работы с детьми.

Математика это такая удивительная наука! В связи с тем, что потребность человека в расчетах чего — либо возникла достаточно давно, люди научились глубже смотреть на вещи, понимать суть явлений и мыслить логически. И все это произошло благодаря научным открытиям великих математиков прошлого и современности.

Логико-математические игры, головоломки и упражнения являются важными средствами формирования у детей элементов логического мышления. «Дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Логические игры хорошо сочетаются с обучением. Включение в занятие логической игры и игровых моментов приводит к тому, что процесс обучения становится интересным и увлекательным, создает бодрое, направленное на труд настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение нового материал» [1, с. 94]. Наглядное моделирование выступает средством ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования, контроля действий, составляет одну из форм опосредования, которыми овладевают дошкольники [3].

Несмотря на то, что проблема развития математических представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста в последние десятилетия активно изучалась в российской педагогике, до сих пор не сложилось целостное, системное понимание математического и геометрического представления развития детей дошкольного возраста. Исследования и обсуждение актуальных проблем современного дошкольного образования продолжается и в наши дни. Гарантией успешной реализации цели образования, согласно ФГОС ДО, могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к дошкольному образованию. Ознакомиться с опытом научно — методической деятельности можно в учебно — методических пособиях. [54].

В своей педагогической деятельности я стремлюсь создать в группе условия для формирования представлений о геометрических фигурах через умение моделировать в процессе использования логико-математических игр и головоломок; вызвать у детей интерес к образовательной деятельности, логико-математическим играм и головоломкам; обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного формирования представлений о геометрических фигурах. В практической работе с детьми я использую игры-головоломоки (геометрические конструкторы): «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино» (описание и методику проведения этих игр находим в пособии «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [2]).

На начальном этапе освоения игр (рассматривания и называния частей, определения их формы и размера, комбинирования) детям предлагала найти сходство по форме частей игры и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выяснила, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение формы частей игр с предметами развивает у детей умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять строение составляющих частей.

В ходе приобщения детей к играм «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и д.р соблюдала последовательность в усложнении, сообразуя ее с индивидуальными возможностями детей. Приемы руководства были направлены на воспитание у детей интереса к играм и обучение их практическим умениям воссоздания фигур. В случае затруднения предлагала образец, выполненный в том же масштабе, что и части игры, с указанием места расположения 1-й и 2-й частей. В этом случае, подбирая фигуры, дети накладывали их на образец. В ходе всей работы указывала на необходимость мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на составляющие части, затем воссоздавать. Предлагая детям геометрические конструкторы, стимулировала проявление детьми творчества (фигуры-силуэты, придуманные детьми, зарисовывались ими в альбомы). Творческие работы детей мы рассматривали и оценивали коллективно. Наиболее выразительные фигуры получали поощрительный значок: флажок, звездочку, которая наклеивается рядом с фигурой-силуэтом. Фигура выкладывалась на фланелеграфе.

Для формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста использую игры и упражнения из сборников:

  1. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» под редакцией Л. А. Венгера.
  2. «Развивающие игры» Никитина Б. П.
  3. «Развивающие игры» Воскобовича В. В.
  4. «Игры и упражнения на развитие конструктивного и логического мышления детей дошкольного возраста» Гоголевой В. Г.
  5. «Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша)» Лелявиной Н. О.
  6. «Игровые задачи для дошкольников» Михайловой З. А.
  7. «Диагностика математических способностей детей 6–7 лет» Е. В. Колесниковой.
  8. «Теория и методика математического развития дошкольников» Щербаковой Е. Н.

Дети с удовольствием играют, показывают друг другу постройки, делятся впечатлениями. В ходе проведения этих игр дети обследуют предмет; правильно воспринимают некоторые графические и условные способы выражения модели; придумывают новые способы употребления предметов.

Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию дошкольников я вношу книги и игры, которые развивают пространственное представление, творческие способности, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание и способность к самостоятельному мышлению.

Стараюсь вести работу с родителями воспитанников: на групповых консультациях показываю такие презентация, как: «Использование игр Воскобовича в математическом развитии дошкольников», «Занимательный математический материал для дошкольников»; в «Уголке для родителей» размещаю учебный и дидактический материал («Логические блоки», методические рекомендации к работе с блоками; геометрические конструкторы и др.).

Таким образом, мною была осуществляется целенаправленная, систематическая и поэтапная работа, способствующая формированию представлений о геометрических фигурах через умение моделировать в процессе использования логико-математических игр, головоломок и упражнений. Попробуйте и вы окунуться в волшебный мир математических головоломок, где ребёнок является главным его участником! Играйте, мыслите, открывайте мир вместе с детьми! Я уверена в том, что вы получите массу удовольствия!

Литература:

  1. Михайлова З. А., Носова Е. А., Столяр А. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. [Текст]: Михайлова З. А., Носова Е. А., Столяр А. А. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2008. — 184с.
  2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст]: Михайлова З. А. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 144 с.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / от 30 сентября 2022 г. N 874.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]/ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
  5. Шабаева Г. Ф. Формирование познавательной активности старших дошкольников на основе моделирования: учебно-методическое пособие [Текст] / Г. Ф. Шабаева, Л. Ю. Валеева, В. В. Панина. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2020. — 169 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольный возраст, игра, ребенок, логическое мышление, фигура, формирование представлений, головоломка, дидактический материал, процесс использования.


Ключевые слова

логическое мышление, головоломки, логико-математические игры, представления о геометрических фигурах

Похожие статьи

Задать вопрос