В данной статье рассматриваются психологические особенности общения у младших школьников. В младшем школьном возрасте у обучающихся преобладает низкий уровень коммуникативных способностей, исходя, из этого возникает необходимость целенаправленно развивать их коммуникативные качества. Этот этап жизни крайне важен для формирования навыков общения, которые в дальнейшем существенно повлияют на социальную адаптацию ребенка, его уверенность в себе и успех в различных сферах жизни.
Ключевые слова: общение, младшие школьники, тренинг, коммуникативные способности, социально-психологический тренинг, психологические особенности.
This article examines the psychological features of communication among younger schoolchildren. At primary school age, students have a low level of communicative abilities, based on this, there is a need to purposefully develop their communicative qualities. This stage of life is extremely important for the formation of communication skills, which in the future will significantly affect the child's social adaptation, self-confidence and success in various spheres of life.
Keywords: communication, primary school students, training, communication skills, socio-psychological training, psychological characteristics.
Коммуникация — это процесс передачи информации между людьми. Умение эффективно общаться и поддерживать взаимодействие с окружающими является ключевым навыком в жизни каждого человека. Особенно важно уделять внимание особенностям общения младших школьников, так как их развитие в этой сфере находится на ранней стадии [3].
В возрастном периоде от 6 до 10 лет у детей младшего школьного возраста активно развивается личность, происходит взаимодействие с окружающими и приобретаются навыки социальной адаптации. Межличностное общение является одним из ключевых условий для формирования человеческих взаимоотношений; без него невозможно полноценное развитие не только отдельных психических функций, процессов и качеств человека, но и личности в целом. Стоит отметить, что общение младших школьников обладает особыми характеристиками и отличается от взрослых, что объясняется рядом факторов [3].
Исследуемая проблема связана с тем, что в современных условиях у учащихся начальной школы меняется восприятие мира, отношения к взрослым и сверстникам под влиянием информационных технологий. Педагоги и психологи отмечают негативную тенденцию в связи с расширением коммуникационного пространства через Интернет. В результате у детей младшего школьного возраста снижается потребность в непосредственном взаимодействии с окружающими [2].
Методики исследования — Методика диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста (В. В. Синявский и В. А. Федорин) и методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) [3].
База и выборка исследования: МАОУ «Центр Образования № 1» г. Белгорода. Участие приняли обучающиеся 3 класса.
Приступим к обсуждению полученных результатов эмпирического исследования. Проведя методики на определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста до и после тренинга, который направлен на развитие коммуникативных навыков у обучающихся начальной школы, мы получили следующие данные, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение учащихся по уровню коммуникативных способностей до и после эксперимента (%)
Результаты проведённых диагностических методик позволяют заключить, что большинство учащихся в классе способны слышать и воспринимать мнения других, организовывать и регулировать коллективную работу, ясно формулировать свои идеи, оказывать поддержку товарищам и успешно налаживать совместную деятельность.
После повторной диагностики видно, что коммуникативные навыки заметно возросли. Ученики проявляют больше уверенности при общении, легко и конструктивно выражают свои мысли, делятся мнениями с одноклассниками и учитывают их точку зрения. Те, кто был застенчив и нерешителен, начали активно общаться и взаимодействовать со сверстниками, стали более открытыми и дружелюбными.
Определенно можно утверждать, что совместная деятельность младших школьников, организованная учителем, который активно участвует в создании благоприятного психологического климата в классе, содействует тому, что учащиеся начинают лучше понимать друг друга и окружающих, что в конечном итоге способствует развитию более высоких коммуникативных навыков.
Для подтверждения гипотезы исследования нами был проведен статистический анализ первичной и итоговой диагностики при помощи парного критерия Т-Вилкоксона. Исходя из результатов, мы видим, что T кр =69 (p≤0,01) и T кр =91 (p≤0,05) при n=24. В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Т эмп <Т кр (0,01).
Таким образом, гипотеза данного исследования подтверждена: изучение психологических характеристик детей младшего школьного возраста и проведение соответствующих диагностических процедур приводит к улучшению их коммуникативных навыков.
В заключение можно утверждать, что внедрение методов развития коммуникативных навыков значительно способствует их повышению у младших школьников. Знание особенностей психологического взаимодействия учеников начальной школы, а также способность корректировать уровень коммуникабельности через коллективные и групповые занятия, дает возможность учителю организовать процесс обучения более эффективно.
Литература:
- Белкина, В. Н. Детская психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 170 с.
- Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 239 с.
- Подушкина, О. В. Диагностический материал для обучающихся с задержкой психического развития/Сост. педагогом — психологом КГКОУ Школа 5- г. Николаевска — на — Амуре: М-пресс, 2021– 52с.