Психологические особенности общения младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 09.12.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Литвинова, Е. Д. Психологические особенности общения младших школьников / Е. Д. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120286/ (дата обращения: 16.01.2025).

В данной статье рассматриваются психологические особенности общения у младших школьников. В младшем школьном возрасте у обучающихся преобладает низкий уровень коммуникативных способностей, исходя, из этого возникает необходимость целенаправленно развивать их коммуникативные качества. Этот этап жизни крайне важен для формирования навыков общения, которые в дальнейшем существенно повлияют на социальную адаптацию ребенка, его уверенность в себе и успех в различных сферах жизни.

Ключевые слова: общение, младшие школьники, тренинг, коммуникативные способности, социально-психологический тренинг, психологические особенности.

This article examines the psychological features of communication among younger schoolchildren. At primary school age, students have a low level of communicative abilities, based on this, there is a need to purposefully develop their communicative qualities. This stage of life is extremely important for the formation of communication skills, which in the future will significantly affect the child's social adaptation, self-confidence and success in various spheres of life.

Keywords: communication, primary school students, training, communication skills, socio-psychological training, psychological characteristics.

Коммуникация — это процесс передачи информации между людьми. Умение эффективно общаться и поддерживать взаимодействие с окружающими является ключевым навыком в жизни каждого человека. Особенно важно уделять внимание особенностям общения младших школьников, так как их развитие в этой сфере находится на ранней стадии [3].

В возрастном периоде от 6 до 10 лет у детей младшего школьного возраста активно развивается личность, происходит взаимодействие с окружающими и приобретаются навыки социальной адаптации. Межличностное общение является одним из ключевых условий для формирования человеческих взаимоотношений; без него невозможно полноценное развитие не только отдельных психических функций, процессов и качеств человека, но и личности в целом. Стоит отметить, что общение младших школьников обладает особыми характеристиками и отличается от взрослых, что объясняется рядом факторов [3].

Исследуемая проблема связана с тем, что в современных условиях у учащихся начальной школы меняется восприятие мира, отношения к взрослым и сверстникам под влиянием информационных технологий. Педагоги и психологи отмечают негативную тенденцию в связи с расширением коммуникационного пространства через Интернет. В результате у детей младшего школьного возраста снижается потребность в непосредственном взаимодействии с окружающими [2].

Методики исследования Методика диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста (В. В. Синявский и В. А. Федорин) и методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) [3].

База и выборка исследования: МАОУ «Центр Образования № 1» г. Белгорода. Участие приняли обучающиеся 3 класса.

Приступим к обсуждению полученных результатов эмпирического исследования. Проведя методики на определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста до и после тренинга, который направлен на развитие коммуникативных навыков у обучающихся начальной школы, мы получили следующие данные, представленные на рисунке 1.

Распределение учащихся по уровню коммуникативных способностей

Рис. 1. Распределение учащихся по уровню коммуникативных способностей до и после эксперимента (%)

Результаты проведённых диагностических методик позволяют заключить, что большинство учащихся в классе способны слышать и воспринимать мнения других, организовывать и регулировать коллективную работу, ясно формулировать свои идеи, оказывать поддержку товарищам и успешно налаживать совместную деятельность.

После повторной диагностики видно, что коммуникативные навыки заметно возросли. Ученики проявляют больше уверенности при общении, легко и конструктивно выражают свои мысли, делятся мнениями с одноклассниками и учитывают их точку зрения. Те, кто был застенчив и нерешителен, начали активно общаться и взаимодействовать со сверстниками, стали более открытыми и дружелюбными.

Определенно можно утверждать, что совместная деятельность младших школьников, организованная учителем, который активно участвует в создании благоприятного психологического климата в классе, содействует тому, что учащиеся начинают лучше понимать друг друга и окружающих, что в конечном итоге способствует развитию более высоких коммуникативных навыков.

Для подтверждения гипотезы исследования нами был проведен статистический анализ первичной и итоговой диагностики при помощи парного критерия Т-Вилкоксона. Исходя из результатов, мы видим, что T кр =69 (p≤0,01) и T кр =91 (p≤0,05) при n=24. В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Т эмп кр (0,01).

Таким образом, гипотеза данного исследования подтверждена: изучение психологических характеристик детей младшего школьного возраста и проведение соответствующих диагностических процедур приводит к улучшению их коммуникативных навыков.

В заключение можно утверждать, что внедрение методов развития коммуникативных навыков значительно способствует их повышению у младших школьников. Знание особенностей психологического взаимодействия учеников начальной школы, а также способность корректировать уровень коммуникабельности через коллективные и групповые занятия, дает возможность учителю организовать процесс обучения более эффективно.

Литература:

  1. Белкина, В. Н. Детская психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 170 с.
  2. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 239 с.
  3. Подушкина, О. В. Диагностический материал для обучающихся с задержкой психического развития/Сост. педагогом — психологом КГКОУ Школа 5- г. Николаевска — на — Амуре: М-пресс, 2021– 52с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, начальная школа, навык, совместная деятельность, способность, школьник.


Похожие статьи

Изучение особенностей развития навыков конструктивного общения у подростков

В данной статье исследуются особенности развития навыков конструктивного общения у подростков, а в частности агрессивность и конфликтность, коммуникативные и организаторские умения. Было выявлено, что большинство подростков обладают пассивной и завис...

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Коммуникативная деятельность школьников младшего возраста

Эффективное общение позволяет достигать человеку различные цели в работе и повседневной жизни. Умение общаться — это важные личностные компетенции. Поэтому формирование и развитие коммуникативных навыков является важной задачей учителя. В рамках данн...

Роль физической культуры в жизни студента

Статья подробно рассматривает значимость физической культуры в повседневной жизни студентов. Автор анализирует, как регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физического здоровья, психического благополучия и академической успевае...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

О соотношении понятий «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической науке

В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходим...

Похожие статьи

Изучение особенностей развития навыков конструктивного общения у подростков

В данной статье исследуются особенности развития навыков конструктивного общения у подростков, а в частности агрессивность и конфликтность, коммуникативные и организаторские умения. Было выявлено, что большинство подростков обладают пассивной и завис...

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Коммуникативная деятельность школьников младшего возраста

Эффективное общение позволяет достигать человеку различные цели в работе и повседневной жизни. Умение общаться — это важные личностные компетенции. Поэтому формирование и развитие коммуникативных навыков является важной задачей учителя. В рамках данн...

Роль физической культуры в жизни студента

Статья подробно рассматривает значимость физической культуры в повседневной жизни студентов. Автор анализирует, как регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физического здоровья, психического благополучия и академической успевае...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

О соотношении понятий «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической науке

В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходим...

Задать вопрос