Изучение особенностей развития навыков конструктивного общения у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 28.05.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Тарасова, А. В. Изучение особенностей развития навыков конструктивного общения у подростков / А. В. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 524-526. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114908/ (дата обращения: 30.06.2024).



В данной статье исследуются особенности развития навыков конструктивного общения у подростков, а в частности агрессивность и конфликтность, коммуникативные и организаторские умения. Было выявлено, что большинство подростков обладают пассивной и зависимой ролью в общении и не склонны к конфликтам и агрессии.

Ключевые слова: социализация, подростки, конструктивное общение, агрессивность, конфликтность, коммуникативность, организаторские умения.

This article examines the features of the development of constructive communication skills in adolescents, and in particular aggressiveness and conflict, communication and organizational skills. It was revealed that most adolescents have a passive and dependent role in communication and are not prone to conflict and aggression.

Keywords: socialization, adolescents, constructive communication, aggressiveness, conflict, communication, organizational skills.

Анализ различных исследований показал, что вопрос успешного развития подрастающего поколения и его адаптации к изменяющимся условиям жизни связан с требованиями к образованию, особенно в формировании навыков положительного взаимодействия. Для подростков важно развивать коммуникативные навыки, так как они влияют на общение, учебу и социализацию в целом. Необходимо обратить внимание на формирование этих навыков и наработать систему работы с подростками для их развития.

В сложившейся практике проблема формирования коммуникативных умений подростков изучена недостаточно, что приводит к отсутствию системы целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков. Согласно взглядам отечественных психологов Выготского Л. С., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Рубинштейн С. Л., Эльконина Д. Б. и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрены особенности развития коммуникации в различные возрастные периоды, слабо изученным, но значимым, остается вопрос о конкретных разработках по формированию коммуникативных навыков у подростков.

Цель исследования — Изучить особенности развития навыков конструктивного общения у подростков.

Задачи:

  1. Разработать диагностический инструментарий.
  2. Изучить особенности развития навыков конструктивного общения у подростков.

Основная часть. Исследование проводилось на базе одного из средних образовательных учреждений г. о. Самара. В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 13–15 лет.

Для решения поставленных задач был подобран диагностический инструментарий, представленный методиками, позволяющими оценить особенности коммуникативной сферы подростков. В работу вошли следующие методики: Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), опросник К. Томаса, методика «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона», а также методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников (В. В. Синявский, В. А. Федорошин).

Анализ результатов позволяет дать следующую оценку коммуникативным навыкам.

По результатам исследования личностной конфликтности и агрессивности по методике Ильина, Ковалева по шкале «позитивная агрессивность» преобладают средние значения (28 человек). Это говорит о том, что среди опрошенных наблюдается средняя выраженность таких черт, как неуступчивость и напористость. Подростки не склонны к излишней категоричности и ярому отстаиванию собственных интересов. Также подростки не стремятся проявлять инициативу в общении и активно отстаивать свои взгляды и убеждения.

По шкале «негативная агрессивность» также преобладают средние значения (26 респондентов). Это свидетельствует о том, что подростки не склонны к мстительности и нетерпимости. Респонденты не имеют склонности к тому, чтобы испытывать чрезмерно отрицательные, разрушительные чувства к другим. Помимо этого, опрошенные не склонны игнорировать мнение других.

По шкале «конфликтность» преобладают средние значения (20 порошенных). Это даёт понять, что среди респондентов наблюдается средняя выраженность обидчивости, бескомпромиссности, подозрительности и вспыльчивости. Подростки не имеют сильной склонности к пониженному самоконтролю и повышенной возбудимости и чувствительности. Вместе с этим опрошенные склонны к небольшой настороженности по отношению к другим.

Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод, что большая часть респондентов имеет средний уровень конфликтности и агрессивности, как позитивной, выражающейся в напористости и неуступчивости, так и негативной, основными показателями которой являются мстительность и нетерпимость к мнению других.

В основном подростки не склонны к конфликтам и проявлению различных видов агрессии. Около четверти опрошенных имеют низкий уровень конфликтности, но вместе с тем тот же процент респондентов показал довольно высокий уровень конфликтности, что характерно для подросткового возраста.

По результатам исследования по методике К. Томаса можно сделать вывод, что наиболее часто используемыми стратегиями поведения в конфликте среди опрошенных являются компромисс, избегание и приспособление. Если компромисс — этот тот способ решения конфликтов, при котором проигрывают обе стороны, то при избегании и приспособлении человек либо не имеет склонности к достижению своих целей, либо вовсе приносит в жертву свои интересы, поэтому данные стратегии поведения в конфликте можно назвать конформными, или деструктивными. Наименее распространёнными среди респондентов оказались такие модели поведения, как соперничество и сотрудничество. Если соперничество — это способ добиться своих целей в ущерб интересов другого, то при сотрудничестве оба участника конфликта удовлетворяют свои интересы.

По результатам исследования по методике Л. Михельсона видно, что среди подростков имеется неравномерное распределение типов общения. 40 % подростков оказались зависимыми в своем общении, что означает, что они сильно зависят от мнения и решений других людей. Данный тип общения может привести к низкой самооценке и проблемам в принятии собственных решений.

30 % респондентов проявили компетентный тип общения, что означает, что они обладают навыками эффективного общения, умеют выслушивать и уважительно относиться к мнению других, а также выражать свои мысли и чувства адекватным образом. Этот тип общения свидетельствует о высокой социальной компетентности подростка.

Еще 30 % испытуемых проявили агрессивный тип общения. Это говорит о том, что они склонны к насилию, конфликтам и неконтролируемому выражению своей злости и раздражения. Подростки с агрессивным типом общения могут испытывать проблемы в установлении и поддержании здоровых отношений с другими людьми. Этот тип общения требует особого внимания и поддержки для развития адекватных навыков межличностного общения.

По результатам методики Синявского, Федорошина можно увидеть, что у большинства подростков (62.5 %) имеется средний уровень коммуникативных способностей. Это говорит о том, что они могут достаточно эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми.

У 10 (25 %) подростков было выявлено высокое значение коммуникативных способностей. Это указывает на то, что они обладают сильными коммуникативными навыками и могут успешно устанавливать контакт с людьми.

Однако у 5 (12.5 %) респондентов было обнаружено низкое значение коммуникативных способностей. Эти результаты свидетельствуют о том, что у них возникают трудности в общении и взаимодействии с другими. Возможно, им нужна дополнительная поддержка и помощь для развития коммуникативных навыков.

Также было выявлено, что у 15 (37.5 %) подростков наблюдается среднее значение организаторских способностей. Это означает, что они достаточно умеют планировать и управлять своим временем, а также организовывать и контролировать различные задачи и проекты.

У 7 (17.5 %) испытуемых были выявлены высокие организаторские способности. Это свидетельствует о том, что они отличаются хорошими навыками организации и планирования, а также способностью эффективно управлять сложными процессами.

А у 18 (45 %) подростков наблюдалось значение организаторских способностей ниже среднего. Это означает, что у них есть некоторые недостатки в планировании, организации и контроле своей жизни.

Вывод. Таким образом, были изучены особенности развития навыков конструктивного общения у подростков. Было выявлено, что большинство подростков обладают пассивной и зависимой ролью в общении.

По результатам исследования было установлено, что хоть в большинстве своём подростки обладают средним развитием коммуникативных навыков, немалая часть из них обладает пассивностью, не умеет конструктивно решать конфликты, имеет проблемы с установлением контактов и принятием решений. Однако, следует отметить, что вместе с этим в основном подростки не склонны к конфликтам и проявлению различных видов агрессии.

Литература:

  1. Ахвердова О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков: Монография. — М., 1998.
  2. Гришин В. В., Лужин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процесса. М., 1992.
  3. Комлева М. А. Особенности развития коммуникативной компетентности у младших подростков / М. А. Комлева, Е. Е. Дмитриева // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70.).– С. 365–369.
  4. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. — М.: Когито-Центр,2018. — 335 c.
  5. Полина А. В., Овчарова Е. В. Особенности коммуникативной компетентности у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию / А. В. Полина, Е. В. Овчарова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 4. — С. 1–11.
  6. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей./ Ред. Реан А. А. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
  7. Степанова Н. В. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса / Н. В. Степанова // Вестник БГУ. — 2013. — № 1. — С. 1–4.
  8. Шалагинова К. С., Чилачава М. К. Сформированность у современных подростков навыков конструктивного решения конфликтов / К. С. Шалагинова, М. К. Чилачава // МНИЖ. — 2021. — № 4. — С. 142–146.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, конструктивное общение, особенность развития навыков, большинство подростков, навык, тип общения, агрессивный тип общения, диагностический инструментарий, зависимая роль, различный вид агрессии.


Похожие статьи

Задать вопрос