В статье исследуется влияние цифровизации на налоговое право, а также проблемы, которыми сопровождается данный процесс, поскольку это определяет эффективность налоговой системы в целом.
Ключевые слова: цифровизация, налоговое право, налогоплательщик.
Цифровизация оказывает огромное влияние на автоматизацию и эффективность налоговых сборов. В связи с этим налоговую систему РФ и как следствие налоговое право РФ можно назвать одними из самых эффективных во всем мире. Однако стоит четко понимать, что любое ускорение процесса неотвратимо влечет за собой правовые коллизии, так как право не всегда успевает адаптироваться под динамично развивающийся мир, в этом и главная актуальность данной темы, ведь в условиях постепенной полной цифровизации права его нормативная база неотвратимо будет адаптироваться к новым реалиям. Главным образом, в налоговом праве в результате цифровизации появилась проблема таких коллизий, как, например, такими неоднозначность новых норм, касающихся цифровизации, потому как несмотря на свои правовые содержания, их сложно отнести к какому-либо налоговому институту. То же касается и электронных операторов, участвующих в исполнении обязанности налогоплательщиков, ведь их правовой статус не закреплен в нормах налогового права, но тем не менее они помогают исполнять целевые обязанности.
Примером подобной неоднозначности нормы может быть правовое регулирование налоговых обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налогов с единого налогового счета.
Регулируется данная норма статьей 11.3 НК РФ «Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет»: «1. Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом» [1].
Главная проблема здесь, как отмечает A. B. Красюков, это неоднозначность правового статуса единого налогового платежа с точки зрения его правовой природы. Основным его предназначением является реализация механизма авансирования налогоплательщиком публично-правового субъекта, при котором первый выступает в качестве налогового должника, а второй — налогового кредитора, что позволяет упростить процесс исполнения [3]. Таким образом, единый налоговый платеж является чем-то двойственным, ведь его можно трактовать как некий финансовый или платежный инструмент, который позволяет упростить и обойти некоторые налоговые процедуры. В данном случае уплата, как и подчеркивает Красюков, не окончательна, это скорее «аванс» в бюджет, чем полноценный платеж, а значит может относиться скорее к финансовому праву, чем к налоговому.
Также вызывает вопрос неоднозначность правового статуса операторов электронных площадок, участвующих в исполнении обязанности налогоплательщиками-самозанятыми по уплате налога на профессиональный доход, по Федеральному закону от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»». Согласно вышеназванному Федеральному закону статье 3: «4.1. Оператор федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» осуществляет информационный обмен с налоговыми органами для целей постановки на учет и снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика в соответствии с протоколами информационного обмена, размещаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет»…
5. Операторами электронных площадок признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками) [2, с. 68–69].
Несмотря на полноценное участие операторов в налоговых правоотношениях, они не имплементированы в налоговые нормы. Таким образом, действуя полуофициально, их правовой статус на сегодняшний день просто не определен НК РФ.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что цифровизация сделала налоговую систему намного эффективнее, но при этом менее урегулированной с точки зрения права. Ведь появившиеся налоговые нормы теперь могут не полностью относиться к институту налогового права, а совмещать в себе и другие институты права, расширяя сферу применения, что вызывает немало проблем в правопонимании налогового права. Не говоря уже о создании нового правого статуса лиц-операторов, которые в результате не установления их в нормативно правовых актах являются исключениями права, действующими в рамках эксперимента федерального закона. Решить данные проблемы можно довольно просто, касательно лиц-операторов необходимо четко прописать их в нормативных правовых актах как субъектов налогового права со специфическими особенностях. Что же касается Единого налогового счета, решить эту проблему довольно сложно. Однако можно предложить, например, выделить ЕНП не как норму платежа или скорее авансирования, а как норму учета налоговых задолженностей и плановых платежей. Таким образом, денежные средства, находящиеся на ЕНС будут также распределятся по определенным налогам, но до конца месяца будут учтены лишь, как те, которые будут списаны в конце месяца на определенный налог автоматически. Гражданин в любое время до выплаты сможет написать в налоговый орган о том, что он считает неправомерным тот или иной налог, который стоит на списание у него в конце месяца, и до списания обжаловать его.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.09.2024) // Собрание законодательства РФ. ⸺ N 31. ⸺ 1998. ⸺ Ст. 3824.
- Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Собрание законодательства РФ. ⸺ 2018. ⸺ N 49. ⸺ Ст. 7494.
- Лютова О. И. Система налогового права в условиях цифровизации: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 25.11.2024).