Формирование естественнонаучной грамотности на занятиях декоративно-прикладным творчеством | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 08.12.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Киселева, И. В. Формирование естественнонаучной грамотности на занятиях декоративно-прикладным творчеством / И. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120260/ (дата обращения: 16.01.2025).



Методическая разработка является методическим сопровождением общеобразовательной программы «Мастерская природы», реализуемой в рамках кружка МБОУ ДО ДДТ с учащимися МБОУ СОШ № 27 п.Комсомолец.

Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, что безусловно помогает социализации ребенка в обществе.

Продолжением образовательной деятельности в формировании функциональной грамотности, точнее одного из направлений: естественнонаучного, являются занятия в рамках дополнительного образования в кружках художественной направленности «Мастерская природы», где развиваются не только мелкая моторика, но и естественнонаучная грамотность.

Формирование естественнонаучной грамотности воспитанников — одна из задач дополнительного образования. Это условие становления развитой, динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности в современном обществе.

Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно-прикладным творчеством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитывается любовь к Родине, трепетное отношение к природе родного края.

Занятия декоративно-прикладным творчеством с естественнонаучным уклоном имеет ряд преимуществ. Во-первых, малозатратность, возможность работать с подручным, природным, бросовым материалом без специального выделения финансов на его закупку. Во-вторых, многофункциональность, один вид декоративно-прикладного искусства может использоваться для совершенно разных целей, все зависит от фантазии ребенка. Следующее преимущество — это различная степень сложности работы, ребенок может совершенствовать технику выполнения работы в течение всего обучения. И самым важным я считаю развитие фантазии ребенка, умения видеть в природном материале или мусоре объекта для творчества.

Природный материал важная составляющая ресурсов для декоративно-прикладного творчества. Шишки, иголки, листья, цветы и так далее, все можно использовать в работе. Главная заповедь, не навредить. Отправляясь на сбор природного материала, я всегда объясняю ребятам, что можно брать у природы, а что категорически нельзя, как вести себя в природных условиях.

Конечно, необходимо соблюдать технику безопасности, как при сборе, так и при работе с природными материалами, подбирать необходимые инструменты для работы. Работа с разными видами природных материалов требует определенных навыков и учета природных условий их заготовки.

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала, сбор и хранение собранного природного материала — это целое путешествие, в течение которого дети также узнают много нового о природе родного края. И это тоже формирование естественнонаучной грамотности.

На практических занятиях по готовым шаблонам и самостоятельно дети изготавливают поделки из разного природного материала. Изготовление композиции из засушенных листьев и другого природного материала. Украшение предметов узором из природного материала. Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев) и т. д.

Еще одно направление связано с переработкой мусора, особенно пластика. Разговоров о мусоре много. Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. Во многом виноват человек. Он не думает о том, что будет с нами через несколько десятков лет. Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы.

В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются. Вынося из квартиры мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. А мы задумались и решили превратить мусор в красоту.

При работе с бытовыми отходами важно понимать природу материалов. Понятие бросовый материал обширное, среди него встречается и опасный мусор, естественно его применение невозможно для детского творчества. А вот пластиковые емкости, стаканчики коробочки, бутылки, все это предмет для творчества. Ребенок, который сделал цветок из пластиковой бутылки, посмотрит другими глазами и на другие предметы из пластика, особенно если ему расскажут о возможности его переработки.

Говоря о творчестве детей нельзя не вспомнить конкурсы, фестивали, конференции и другие мероприятия, где ребенок может показать плоды своего труда.

Естественнонаучная грамотность логично проявляется в итогах работы. А основным итогом работы педагога дополнительного образования является участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, конференциях.

Кружковцы участвуют во многих конкурсах экологической направленности, одним из которых является Краевой фестиваль экологического костюма «Эко-стиль».

Конечно важнейшим элементом работы любого педагога дополнительного образования является его программа. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская природы» является пособием, в котором сочетаются декоративно-прикладное творчество и экология.

В учебном плане программы заложены понятия и работа с природным, бросовым, нестандартным материалом. При проведении занятий по этим темам учащимся доводятся основные понятия, экологические термины, приемы бережного отношения к природе.

Это только малая часть форм, приемов, методов работы с детьми, направленная на формирование естественнонаучной грамотности, художественного вкуса, всестороннего развития детей.

Литература:

1. Иванченко В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Учитель, 2017 г.

2. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва 2015 г.

3. Пудова В. Лежнева Л. Игрушки из природных даров. Москва «Махаон», Санкт-Петербург «Валерии СПД» 2018 г.

Основные термины (генерируются автоматически): природный материал, декоративно-прикладное творчество, дополнительное образование, естественнонаучная грамотность, ребенок, бросовый материал, природа, работа, родной край, функциональная грамотность.


Похожие статьи

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Похожие статьи

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Задать вопрос