Формирование естественнонаучной грамотности на занятиях декоративно-прикладным творчеством | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 08.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Киселева, И. В. Формирование естественнонаучной грамотности на занятиях декоративно-прикладным творчеством / И. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120260/ (дата обращения: 16.12.2024).



Методическая разработка является методическим сопровождением общеобразовательной программы «Мастерская природы», реализуемой в рамках кружка МБОУ ДО ДДТ с учащимися МБОУ СОШ № 27 п.Комсомолец.

Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, что безусловно помогает социализации ребенка в обществе.

Продолжением образовательной деятельности в формировании функциональной грамотности, точнее одного из направлений: естественнонаучного, являются занятия в рамках дополнительного образования в кружках художественной направленности «Мастерская природы», где развиваются не только мелкая моторика, но и естественнонаучная грамотность.

Формирование естественнонаучной грамотности воспитанников — одна из задач дополнительного образования. Это условие становления развитой, динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности в современном обществе.

Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно-прикладным творчеством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитывается любовь к Родине, трепетное отношение к природе родного края.

Занятия декоративно-прикладным творчеством с естественнонаучным уклоном имеет ряд преимуществ. Во-первых, малозатратность, возможность работать с подручным, природным, бросовым материалом без специального выделения финансов на его закупку. Во-вторых, многофункциональность, один вид декоративно-прикладного искусства может использоваться для совершенно разных целей, все зависит от фантазии ребенка. Следующее преимущество — это различная степень сложности работы, ребенок может совершенствовать технику выполнения работы в течение всего обучения. И самым важным я считаю развитие фантазии ребенка, умения видеть в природном материале или мусоре объекта для творчества.

Природный материал важная составляющая ресурсов для декоративно-прикладного творчества. Шишки, иголки, листья, цветы и так далее, все можно использовать в работе. Главная заповедь, не навредить. Отправляясь на сбор природного материала, я всегда объясняю ребятам, что можно брать у природы, а что категорически нельзя, как вести себя в природных условиях.

Конечно, необходимо соблюдать технику безопасности, как при сборе, так и при работе с природными материалами, подбирать необходимые инструменты для работы. Работа с разными видами природных материалов требует определенных навыков и учета природных условий их заготовки.

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала, сбор и хранение собранного природного материала — это целое путешествие, в течение которого дети также узнают много нового о природе родного края. И это тоже формирование естественнонаучной грамотности.

На практических занятиях по готовым шаблонам и самостоятельно дети изготавливают поделки из разного природного материала. Изготовление композиции из засушенных листьев и другого природного материала. Украшение предметов узором из природного материала. Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев) и т. д.

Еще одно направление связано с переработкой мусора, особенно пластика. Разговоров о мусоре много. Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. Во многом виноват человек. Он не думает о том, что будет с нами через несколько десятков лет. Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы.

В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются. Вынося из квартиры мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. А мы задумались и решили превратить мусор в красоту.

При работе с бытовыми отходами важно понимать природу материалов. Понятие бросовый материал обширное, среди него встречается и опасный мусор, естественно его применение невозможно для детского творчества. А вот пластиковые емкости, стаканчики коробочки, бутылки, все это предмет для творчества. Ребенок, который сделал цветок из пластиковой бутылки, посмотрит другими глазами и на другие предметы из пластика, особенно если ему расскажут о возможности его переработки.

Говоря о творчестве детей нельзя не вспомнить конкурсы, фестивали, конференции и другие мероприятия, где ребенок может показать плоды своего труда.

Естественнонаучная грамотность логично проявляется в итогах работы. А основным итогом работы педагога дополнительного образования является участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, конференциях.

Кружковцы участвуют во многих конкурсах экологической направленности, одним из которых является Краевой фестиваль экологического костюма «Эко-стиль».

Конечно важнейшим элементом работы любого педагога дополнительного образования является его программа. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская природы» является пособием, в котором сочетаются декоративно-прикладное творчество и экология.

В учебном плане программы заложены понятия и работа с природным, бросовым, нестандартным материалом. При проведении занятий по этим темам учащимся доводятся основные понятия, экологические термины, приемы бережного отношения к природе.

Это только малая часть форм, приемов, методов работы с детьми, направленная на формирование естественнонаучной грамотности, художественного вкуса, всестороннего развития детей.

Литература:

1. Иванченко В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Учитель, 2017 г.

2. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва 2015 г.

3. Пудова В. Лежнева Л. Игрушки из природных даров. Москва «Махаон», Санкт-Петербург «Валерии СПД» 2018 г.

Основные термины (генерируются автоматически): природный материал, декоративно-прикладное творчество, дополнительное образование, естественнонаучная грамотность, ребенок, бросовый материал, природа, работа, родной край, функциональная грамотность.


Похожие статьи

Задать вопрос