Органы внутренних дел в структуре государственной службы иных видов (на примере службы участковых уполномоченных полиции) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Копылова, В. С. Органы внутренних дел в структуре государственной службы иных видов (на примере службы участковых уполномоченных полиции) / В. С. Копылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 508-510. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120135/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной публикации исследуется правоохранительная функция службы участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел, с целью установления правоохранительной роли ОВД в структуре государственной службы иных видов.

Ключевые слова : государственная служба, участковый уполномоченный полиции, охрана права, защита.

Государственная служба в России — это особый государственный институт, который формирует кадровый состав государственных служащих, занимающих соответствующие должности в органах государственной власти всех уровней и видов. Так, например, служба в органах внутренних дел относится к разновидности государственной службы иных видов, предполагающей обеспечение правоохранительной деятельности на всей территории РФ, защиту прав и свобод граждан, восстановление нарушенных прав.

На данный момент законодательной проблемой является отсутствие где-либо в нормативных правовых актах таких понятий как «правоохранительные органы», «правоохранительная деятельность». Не ясен сам механизм отнесения того или иного органа государственной власти к числу правоохранительных, так как законодательно не закреплены соответствующие критерии.

Ввиду сказанного, в рамках данной статьи в краткой форме проанализируем специфику службы участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел, чтобы наглядным образом показать правоохранительную природу деятельности данного органа исполнительной власти и необходимость его отнесения к числу государственной службе иных видов.

Особая важность службы участковых уполномоченных полиции вытекает из ее «контактной» формы работы с населением, без чего невозможно достигнуть должного уровня правовой защищенности граждан. Однако, в начале двухтысячных и до реформы полиции 2014 года служба участковых погрязла в рутине бумажных дел, которые в соответствии с имеющейся нормативной базой, должны вестись ежедневно по каждому направлению их деятельности. У участковых физически не хватало времени на обход территории и общения с населением. Эта проблема была озвучена еще 10 лет назад министром МВД России Колокольцевым В. А.: «Первоочередная задача для нас — это оптимизация функционала участковых. Они завалены огромным количеством бумажной работы, что мешает эффективному выполнению ими служебных задач и, что самое главное, сокращает время их общения с населением».

Участковые уполномоченные — это особое, незаменимое звено в структуре ОВД. Его можно назвать иначе — «рабочая лошадка». Действительно, сотрудники полиции данной службы ежедневно выполняют «грязную работу», осуществляя поквартирные обходы, наводя справки у местных жителей, участвуя в специальных рейдах. Участковые, наравне с другими сотрудниками полиции, обеспечивают охрану общественного порядка, общественную безопасность. И если перед рядовым сотрудником какой-либо службы ОВД стоит узкая задача в сфере правовой охраны, то участковый — это универсальный полицейский, который может и выехать на место преступления в составе следственно-оперативной группы, и принять участие в ОРМ, и провести беседу с несовершеннолетним правонарушителем, и совместно с сотрудником ДПС патрулировать на дороге.

Помимо приведенных примеров перед участковым уполномоченным полиции стоят такие задачи, как сбор материалов по уголовным и административным делам, работа с населением на административном участке, выявление преступлений и др. По оценке некоторых специалистов, каждое пятое преступление (правонарушение) пресекается или раскрывается участковым уполномоченным полиции.

Сегодня, нагрузка на одного участкового соответствует трем тысячам жителей на административном участке. Если рассматривать всю службу участковых как единое целое, то можно привести интересные цифры. Так, на территории РФ одномоменто находятся под контролем участковых уполномоченных полиции около 4 млн граждан, которые состоят на каком-либо учете и выступают объектом постоянного надзора правоохранителей. Также, в среднем один участковый в год осуществляет прием более полутора тысяч граждан по различным вопросам [1, с. 55].

Особенность данного направления служебной деятельности заключается в том, что участковый регулярно, в установленные дни и часы находится на административном участке, где к нему может прийти любой гражданин, проживающий на данной территории обслуживания, и обратиться с заявлением и предложением, по вопросам, входящим в компетенцию представителя власти [3, с. 33].

Касаемо полноты и эффективности деятельности участковых уполномоченных считаем справедливым указать точку зрения В. В. Кардашевского, который пишет о том, что «участковыми уполномоченными полиции оформляется более половины протоколов об административных правонарушениях от числа составленных всеми другими подразделениями органов внутренних дел, которые принимают участие в охране общественного порядка» [2, с. 77]. Иными словами, превалирующий объем работы, связанный с предупреждением и пресечением преступлений, осуществляется участковыми.

Обобщая материал данной статьи, отметим, что служба участковых уполномоченных полиции выполняет общую превенцию преступности, реализуют вариативные функции правовой охраны, прямым образом взаимодействует с населением. Особая сфера служебной деятельности участковых уполномоченных полиции — это участие в специальных профилактических мероприятиях, которые направлены на охрану общественного порядка и общественной безопасности.

На сегодняшний день основная задача для службы участковых — быть максимально открытыми для населения, оперативно реагировать на любую поступающую информацию, обеспечивать максимально возможную превенцию преступности на административном участке.

Таким образом, служба участковых уполномоченных полиции имеет ярко выраженный правоохранительный (превентивный) характер, что доказывает необходимость отнесения органов внутренних дел к числу правоохранительных, а сотрудников данного ведомства — к числу государственной службы иных видов.

Литература:

1. Карагодин А. В., Михалева О. С. Актуальные проблемы повышения эффективности деятельности участкового уполномоченного полиции на современном этапе // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. 2019. № 2. С. 55.

2. Кардашевский В. В. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции: учебное пособие. М., 2015. С. 77.

3. Кокорев А. Н. Особенности совместной деятельности участкового уполномоченного полиции и сотрудников подразделений по вопросам миграции при осуществлении оперативно-профилактических мероприятий // Миграционное право. 2019. № 4. С. 33.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, административный участок, участковый, общественный порядок, служба участковых, государственная власть, общественная безопасность, правовая охрана, служба участковых уполномоченных полиции, сотрудник полиции.


Похожие статьи

Задать вопрос