Правоохранительная функция участковых уполномоченных полиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 27.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Осипов, Д. В. Правоохранительная функция участковых уполномоченных полиции / Д. В. Осипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121250/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной статье в краткой форме анализируется правоохранительная функция участковых уполномоченных полиции, отмечается их ключевая роль в общей структуре правоохранительных органов.

Ключевые слова : участковый, полиция, правопорядок, предупреждение, права, защита.

Фигура участкового уполномоченного полиции выступает объектом пристального внимания в научной среде, так как от этого представителя правоохранительных органов непосредственным образом зависит эффективность проведения профилактических мероприятий, уровень преступности, как на конкретном участке, так и в определенном субъекте, в целом в России. Во все времена участковый уполномоченный являлся «лицом» правоохранительной службы, «лакмусовой бумажкой» общественного доверия граждан к сотрудникам полиции (милиции).

На сегодняшний день ко всем сотрудникам полиции (а к участковым уполномоченным в особенности) предъявляются особые требования, связанные с их профессиональной деятельностью [1] в контексте ее открытости, прозрачности, культуры общения с гражданами, удобством и оперативностью подачи населением обращения и получения соответствующих ответов (в том числе посредством электронной формы «Государственные услуги»). Сотрудники службы участковых уполномоченных полиции должны быть образцом во всем, начиная со своего внешнего вида (опрятность, чиста и выглаженная форменная одежда) и заканчивая высокой культурой общения. Имидж сотрудника полиции формируется у граждан, в первую очередь, при оценке участковых уполномоченных полиции, так как они наиболее часто контактируют с населением, при этом формат данного общения носит простой и доверительный характер: участковый интересуется условиями жизни граждан, проживающих на вверенном ему участке, обеспечивает их безопасность, выявляет и локализует противоправные проявления, отчитывается перед населением о своей работе.

Для того, чтобы объективно увидеть эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции необходимо проанализировать данные статистики, полученные за последние 10 лет (с 2013 по 2023гг.). Так количество зарегистрированных преступлений в 2023 году относительно 2023 года уменьшилось на 12,9 % (2013 г.: 2 302,2 тыс.). Констатируем незначительное снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений (560,1 тыс.; -0,6 %). Параллельно с этим снизился уровень преступлений небольшой тяжести (839,9 тыс.; -0,7 %) и средней тяжести (604,4 тыс.; -4,9 %). Число лиц, погибших в результате совершения преступлений снизилось более чем на четверть. Показатель снижения составил 26,6 % (2013 г.: 31,7 тыс.). Аналогичная ситуация прослеживается и в отношении лиц, которым был причинен преступлением тяжкий вред — на 21,3 % (2013 г.: 41,8 тыс.). Существенно (-10,0 %) снизилось количество преступлений, связанных с нарушением требований оборота огнестрельного оружия, боеприпасов.

Безусловно, заслуга в снижении общего уровня преступности, а также его отдельных видов принадлежит большей частью службе участковых уполномоченных полиции, которая активным образом обеспечивает предупреждение и профилактику преступлений, при этом взаимодействуют с населением и проводит соответствующую агитационную и разъяснительную работу. Касаемо общей превенции мы также приведем данные статистики. Так, в течение 2023 года участковыми уполномоченными проведена профилактическая работа с 71 тыс. лиц, которые ранее совершали правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. По итогам 2023 года показатель преступности в данной сфере снизился на 7,1 %, что свидетельствует об эффективности данной работы [4].

Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 [3] является основополагающим нормативным актом, содержащим порядок деятельности участковых уполномоченных полиции. В нем конкретизированы задачи участковых:

— ведение наблюдения за соблюдением закона поднадзорными субъектами. К ним относятся лица, которые находятся под административным надзором, а также те, в отношении которых установлены временные ограничения, судом наложены обязанности в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [2];

— проведение мероприятий, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних;

— оказание помощи по розыску лиц, уклоняющихся от явки в органы внутренних дел в рамках установления административного надзора;

— обеспечение режима законности в сфере оборота оружия, проверка мест и условий его хранения, соответствующих документов у их владельцев;

— участие в совместном проведении мероприятий с ГИБДД в рамках проведения специальных операций (например, «Пьяный водитель», «Пешеход», «Кольцо», «Перехват» и пр.);

— сбор, обобщение и анализ информации от граждан, проживающих на административном участке, в том числе от (а также в отношении) иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, содержание приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 свидетельствует о наличии у участковых уполномоченных полиции достаточно широкой компетенции, которая, в основном, реализуется в рамках осуществления общей превенции совершения преступлений и административных правонарушений. Особенностью правового статуса участкового уполномоченного является то, что практически треть объема своей служебной деятельности они взаимодействует с другими службами и отделами, входящими в структуру ОВД. Характер и пределы данного взаимодействия регламентируются внутриведомственными, а также межведомственными приказами.

Таким образом, в завершение данной статьи можно с уверенностью сказать, что служба участковых уполномоченных полиции выступает стержневым элементом полиции, так как находится на «передовой» обеспечения правопорядка, в максимальной степени и на регулярной основе контактирует с населением, незамедлительно реагирует на выявленные правонарушения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 04.08.2023) // Российская газета, № 25, 08.02.2011.
  2. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета, N 75, 08.04.2011.
  3. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г.
  4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2023 года [Электронный ресурс] https://мвд.рф/reports/item/35396677/ (дата обращения: 14.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): административный надзор, служба участковых уполномоченных полиции, сотрудник полиции, участковый.


Похожие статьи

Задать вопрос