Отдельные вопросы осуществления прокурорского надзора в рамках исполнительного производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Котова, Н. В. Отдельные вопросы осуществления прокурорского надзора в рамках исполнительного производства / Н. В. Котова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 515-516. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120132/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной публикации исследуется проблема отсутствия законодательного регулирования на федеральном уровне надзорной деятельности прокуратуры за судебными приставами-исполнителями.

Ключевые слова : прокуратура, надзор, исполнение, судебный пристав, нарушение, закон.

Прокурорский надзор за исполнительной деятельностью судебных приставов в своей исторической ретроспективе имеет разнообразные подходы к своему законодательному оформлению. После введение в действие с 1992 году Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1] (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ) стало сразу очевидно, что такая сфера, как принудительное исполнение судебных решений, нуждается в своем отдельном правовом регулировании в части, касающейся осуществления прокурорского надзора в ней.

При дальнейшей разработке новых проектов ФЗ «О прокуратуре РФ» в двухтысячных годах предлагался вариант данного правового акта, содержащий самостоятельную главу, в которой подробно были регламентированы особенности прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей. Однако, в последующих проектах, данная глава потеряла свою актуальность и была исключена.

В рамках написания данной статьи мы не будем отдельным вопросом рассматривать перспективы принятия нового ФЗ «О прокуратуре РФ». Однако считаем вполне обоснованным заявить о целесообразности законодательного расширения объекта прокурорского надзора, посредством включения в ФЗ «О прокуратуре РФ» соответствующей главы, в которой следует четко определить объект и предмет прокурорского надзора, подробно закрепить права и обязанности прокурора по надзору в исследуемой сфере. Наша мысль не нова и имеет свою основу, которую более чем подробно обосновали в своих научных исследованиях такие известные специалисты, как А. Ю. Винокуров [4, с. 218] и В. А. Пак [5, с. 45].

Мы приходим к выводу, что на данный момент в федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» имеется противоречие, которое заключается в том, пунктом 2 ст.1 предусмотрено полномочие прокуратуры, заключающееся в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, в то время как в самом тексте закона нет конкретных норм, которые бы закрепляли специфику данной надзорной деятельности. В результате данного пробела прокуроры вынуждены руководствоваться внутриведомственными нормативными правовыми актами, которые носят ведомственный характер и не всегда соответствуют друг другу. Иными словами, отсутствие на федеральном уровне соответствующего нормативного закрепления порядка осуществления прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения судебных решений способствует формированию неоднородной правоприменительной практики, снижает эффективность мер прокурорского реагирования. Таким образом, считаем необходимым выделение в ФЗ «О прокуратуре» отдельного направления прокурорского надзора — надзор за деятельностью судебных приставов.

Также считаем обоснованным расширить нормативное содержание ФЗ «Об исполнительном производстве» [2] в части, касающейся указания на возможность обращения любого субъекта исполнительных правоотношений к прокурору, с целью устранения им допущенных со стороны судебного пристава нарушений закона. Для этого необходимо дополнить часть 1 статьи 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» соответствующей нормой, так как на данный момент подобного рода правовой возможности в законе не предусмотрено, что снижает эффективность борьбы с нарушениями закона в ходе принудительного исполнения судебных решений.

В соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» [3] прокурор не должен направлять в подразделения ФССП России жалобы на их действия (бездействия), а ему необходимо самостоятельно изучать данные обращения и принимать соответствующее решение в виде вынесения постановления о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. Таким образом, данное положение нивелирует возможность утаивания ФССП фактов нарушения ими закона в ходе исполнительного производства и дает гарантию любому заинтересованному субъекту на соблюдение его прав посредством осуществления прокурорского реагирования по факту принесенной жалобы на действия пристава-исполнителя.

Что касается уголовной ответственности судебных приставов-исполнителей, то следует указать на наличие в УК РФ статьи 315, которая предусматривает уголовную ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Помимо данной нормы, в УК РФ содержатся и иные составы преступлений, по которым судебный пристав может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение должностного преступления.

Таким образом, в случае выявления прокурором признаков противоправного деяния, предусмотренной Особенной частью УК РФ, выносится мотивированное постановление в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ и все первичные материалы, содержащие признаки преступления, направляются в орган предварительного расследования, который в свою очередь, возбуждает уголовное дело при наличии соответствующих оснований.

Будет справедливым также сказать и о такой проблеме, как отсутствие уголовной ответственности должника за неисполнение решения суда в рамках исполнительного производства. Предлагаем расширить границы ст. 315 УК РФ, включив в нее часть 3, предусмотрев в ней уголовную ответственность физических лиц за злостное уклонение от исполнения решения суда:

«3. Злостное неисполнение физическим лицом, являющимся должником по исполнительному производству требований судебного пристава, направленных на исполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению —

наказываются штрафом в размере до ста тысяч рублей или в десятикратном размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев».

Литература:

1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 23.11.2024) «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.

3. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Законность, 2022 г. № 11.

4. Винокуров А. Ю. К вопросу о классификации надзорных полномочий прокурора // Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: избранные статьи. — М.: Изд- во МосГУ, 2012. — С. 217–224.

5. Пак В. А. Отдельные вопросы прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов // ГлаголЪ правосудия. 2023. № 1 (31). С. 44–48.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, исполнительное производство, уголовная ответственность, УК РФ, принудительное исполнение, прокурорское реагирование, решение суда, Российская Федерация, судебный акт, федеральный уровень.


Похожие статьи

Задать вопрос