Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Деятельность Федеральной службы судебных приставов как объект прокурорского надзора

Юриспруденция
30.01.2024
42
Поделиться
Библиографическое описание
Безлик, А. А. Деятельность Федеральной службы судебных приставов как объект прокурорского надзора / А. А. Безлик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110904/.


В данной публикации анализируется специфика деятельности Федеральной службы судебных приставов. Автор приходит к выводу, что осуществление прокурорского надзора в данной сфере является обязательным элементом в механизме защиты прав граждан.

Ключевые слова : пристав, исполнение, прокурор, надзор, решение, суд, нарушение.

Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП) в том или ином виде существовала с древних времен и выполняли функцию сбора дани, подати и штрафов, которые назначались судом. Кроме этого, вторичной их функцией выступали обеспечительные меры, связанные с явкой ответчика в суд. В настоящее время суть этих функций осталась неизменной, а сама служба судебных приставов приобрела черты полноценного государственного органа, который заслуженно занял свое место в общей структуре правоохранительных органов России.

На сегодняшний день Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации является федеральным орган исполнительной власти, входящий в структуру Министерства юстиции Российской Федерации, который в пределах своей компетенции реализует две функции: поддержание установленного порядка деятельности судов, и принудительное исполнению судебных решений.

На законодательном уровне установлено, что судебный пристав является должностным лицом, который учувствует исполнительном производстве, принуждая ответчика к выполнению требований, содержащихся в судебном решении.

Основополагающие нормативные правовые акты, который регламентируют деятельность судебных приставов, — это Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» [2] и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [3].

Особым образом отметим, что до недавнего времени (2020) год ФССП не имела четкой принадлежности к системе правоохранительных органов, так как ее сотрудники не являлись государственными служащими, не имели специальных званий. Даже сам закон, до этого времени имел другое название — «О судебных приставах».

В соответствии с ФЗ № 118, судебный пристав отнесен к категории государственных гражданских служащих и к нему предъявляются требования, предусмотренные ФЗ.

На ФССП возложено выполнения следующих задач:

— обеспечение установленного порядка деятельности судов Российской Федерации;

— принудительное исполнение судебных актов в рамках исполнительного производства;

— ведение государственного реестра коллекторских агентств и контроль за их деятельностью.

В виду того, что деятельность ФССП прямым образом в соответствие с решением суда, ограничивает конституционные права граждан, она подлежит государственному контролю, который осуществляет прокуратура в рамках организации прокурорского надзора.

Ключевым нормативным правовым актом, которым руководствуются работники прокуратуры при рассмотрении поступивших в их адрес жалоб и иных обращений по поводу нарушения закона, в том числе и судебными приставами, является Указание Генпрокурора от 19 сентября 2022 г. № 521/7 [4].

Так, в порядке поступившего обращения к прокурору по факту нарушения закона судебным приставом, в случае если данное обращение еще не было рассмотрено непосредственно в ФССП, он перенаправляется прокурором в указанный территориальный орган для рассмотрения по существу и принятия процессуального решения. Однако, в этой ситуации прокуратура не самоустраняется от проверки, а осуществляет контроль (надзор) за проверочными действиями ФССП в отношении своих подчиненных коллег по проверке законности их действий. Иными словами, если в действиях судебного пристава — исполнителя будут усматриваться признаки нарушения закона при исполнении им своих должностных обязанностей в рамках исполнительного производства, то любой субъект должен направить соответствующее заявление (обращение, жалобу) не в сам орган принудительного исполнения, а в прокуратуру, с той целью, чтобы последняя взяла на контроль проведение проверки по данному фату, и в случае выявления нарушений, допустимых ФССП при проверке законности действий судебного пристава — своевременно отреагировать на него и дать верную квалификацию действиям судебного пристава.

Каждая прокурорская проверка фактов нарушения законности судебными приставами должна сопровождаться соответствующими актами прокурорского реагирования на данные нарушения, которые должны в свою очередь соответствовать степени и характеру допущенного нарушения закона.

Таким образом можно сделать вывод о том, что несмотря на отсутствие в ФЗ «О прокуратуре РФ» [1] отдельно закрепленного направления прокурорского надзора за законностью действий сотрудниками ФССП, фактически оно реализуется, так как игнорировать контроль в сфере, где обеспечивается принудительное исполнение судебных актов, нельзя. В виду того, что деятельность ФССП сопряжена с вынесением должностными лицами процессуальных решений в рамках исполнительного производства, эта сфера правовых отношений выступает обязательным объектом прокурорского надзора, осуществляемым с целью своевременной проверки законности и обоснованности подобных актов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Российская газета, № 149, 05.08.1997.
  3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.
  4. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Законность, 2022 г. № 11.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
пристав
исполнение
прокурор
надзор
решение
суд
нарушение
Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 235-237):
Часть 4 (стр. 223-297)
Расположение в файле:
стр. 223стр. 235-237стр. 297

Молодой учёный