В данной публикации анализируется специфика деятельности Федеральной службы судебных приставов. Автор приходит к выводу, что осуществление прокурорского надзора в данной сфере является обязательным элементом в механизме защиты прав граждан.
Ключевые слова : пристав, исполнение, прокурор, надзор, решение, суд, нарушение.
Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП) в том или ином виде существовала с древних времен и выполняли функцию сбора дани, подати и штрафов, которые назначались судом. Кроме этого, вторичной их функцией выступали обеспечительные меры, связанные с явкой ответчика в суд. В настоящее время суть этих функций осталась неизменной, а сама служба судебных приставов приобрела черты полноценного государственного органа, который заслуженно занял свое место в общей структуре правоохранительных органов России.
На сегодняшний день Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации является федеральным орган исполнительной власти, входящий в структуру Министерства юстиции Российской Федерации, который в пределах своей компетенции реализует две функции: поддержание установленного порядка деятельности судов, и принудительное исполнению судебных решений.
На законодательном уровне установлено, что судебный пристав является должностным лицом, который учувствует исполнительном производстве, принуждая ответчика к выполнению требований, содержащихся в судебном решении.
Основополагающие нормативные правовые акты, который регламентируют деятельность судебных приставов, — это Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» [2] и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [3].
Особым образом отметим, что до недавнего времени (2020) год ФССП не имела четкой принадлежности к системе правоохранительных органов, так как ее сотрудники не являлись государственными служащими, не имели специальных званий. Даже сам закон, до этого времени имел другое название — «О судебных приставах».
В соответствии с ФЗ № 118, судебный пристав отнесен к категории государственных гражданских служащих и к нему предъявляются требования, предусмотренные ФЗ.
На ФССП возложено выполнения следующих задач:
— обеспечение установленного порядка деятельности судов Российской Федерации;
— принудительное исполнение судебных актов в рамках исполнительного производства;
— ведение государственного реестра коллекторских агентств и контроль за их деятельностью.
В виду того, что деятельность ФССП прямым образом в соответствие с решением суда, ограничивает конституционные права граждан, она подлежит государственному контролю, который осуществляет прокуратура в рамках организации прокурорского надзора.
Ключевым нормативным правовым актом, которым руководствуются работники прокуратуры при рассмотрении поступивших в их адрес жалоб и иных обращений по поводу нарушения закона, в том числе и судебными приставами, является Указание Генпрокурора от 19 сентября 2022 г. № 521/7 [4].
Так, в порядке поступившего обращения к прокурору по факту нарушения закона судебным приставом, в случае если данное обращение еще не было рассмотрено непосредственно в ФССП, он перенаправляется прокурором в указанный территориальный орган для рассмотрения по существу и принятия процессуального решения. Однако, в этой ситуации прокуратура не самоустраняется от проверки, а осуществляет контроль (надзор) за проверочными действиями ФССП в отношении своих подчиненных коллег по проверке законности их действий. Иными словами, если в действиях судебного пристава — исполнителя будут усматриваться признаки нарушения закона при исполнении им своих должностных обязанностей в рамках исполнительного производства, то любой субъект должен направить соответствующее заявление (обращение, жалобу) не в сам орган принудительного исполнения, а в прокуратуру, с той целью, чтобы последняя взяла на контроль проведение проверки по данному фату, и в случае выявления нарушений, допустимых ФССП при проверке законности действий судебного пристава — своевременно отреагировать на него и дать верную квалификацию действиям судебного пристава.
Каждая прокурорская проверка фактов нарушения законности судебными приставами должна сопровождаться соответствующими актами прокурорского реагирования на данные нарушения, которые должны в свою очередь соответствовать степени и характеру допущенного нарушения закона.
Таким образом можно сделать вывод о том, что несмотря на отсутствие в ФЗ «О прокуратуре РФ» [1] отдельно закрепленного направления прокурорского надзора за законностью действий сотрудниками ФССП, фактически оно реализуется, так как игнорировать контроль в сфере, где обеспечивается принудительное исполнение судебных актов, нельзя. В виду того, что деятельность ФССП сопряжена с вынесением должностными лицами процессуальных решений в рамках исполнительного производства, эта сфера правовых отношений выступает обязательным объектом прокурорского надзора, осуществляемым с целью своевременной проверки законности и обоснованности подобных актов.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Российская газета, № 149, 05.08.1997.
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.
- Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Законность, 2022 г. № 11.