В данной публикации исследуется правовая основа и порядок реагирования работников прокуратуры на нарушение законности со стороны сотрудников Федеральной службы судебных приставов.
Ключевые слова : пристав, исполнение, прокурор, надзор, решение, суд, нарушение.
Указание Генпрокурора от 19 сентября 2022 г. № 521/7 [2] позволяет работникам прокуратуры обеспечить в полной мере эффективный прокурорский надзор за законностью деятельности судебных приставов. Однако, в данном нормативном правовом акте весьма размыто закреплены пределы прокурорского реагирования для территориальных прокуратур (городских, районных, межрайонных и иных). Прокурорский работник действует в рамках прокурорского надзора исключительно в том районе, который за ним закреплен, или же его надзор может иметь не территориальную, а объектную принадлежность, то есть осуществление прокурорского надзора осуществляется за конкретно определенными объектами, например, за конкретной службой судебных приставов, расположенной по конкретному адресу, действующей также в определенных территориальных границах.
В данной статье коснемся отдельных актуальных вопросов, которые непосредственным образом связаны с самими проверками прокуратуры органов ФССП. Пункт 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] предоставляет возможность прокурору истребовать все необходимые документы и любые иные сведения, которые имеют отношение к проверке законности действий судебного пристава. При этом закон устанавливает конкретные сроки для реализации данных полномочий (ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1]). Так, информация, которая содержит в себе статистические или иные данные должна быть предоставлена ответственным лицом ФССП в пятидневный срок прокурору. При проведении прокурорской проверки касаемо исполнения законов данный срок уменьшен до двух рабочих дней. В особых случаях, не терпящих отлагательства, ответ на запрос прокурора должен быть отправлен в течение одних суток.
ФЗ о прокуратуре также содержит норму, в соответствии с которой прокурорская проверка проводится исключительно в случаях, когда иными средствами нельзя подтвердить или опровергнуть факт нарушения закона (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1]). При этом закон допускает участие в прокурорской проверке и иных лиц в лице экспертов, которые в силу специфики своей деятельности окажут должное содействие по вопросам, которые нуждаются в соответствующей экспертной оценке.
Не каждая прокурорская проверка заканчивается выявлением факта нарушения закона со стороны судебного пристава. В случаях, когда проверочные действия со стороны прокуратуры подтверждают законность действий судебного пристава составляется соответствующий акт, копия которого направляется руководителю соответствующего органа ФССП.
В случае, когда в ходе прокурорской проверки все же подтверждается факт нарушения закона судебным приставом, прокурор выносит в адрес нарушителя необходимый акт реагирования, к которым могут быть отнесены протесты, представления, постановления, предостережения [4, с. 252]. Данные акты содержат описание фактической стороны допущенного нарушения закона с указанием на конкретные нормы закона, нарушенные судебным приставом, а также те меры и сроки, которые необходимо предпринять последнему для устранения выявленных нарушений. Как и любой правоприменительный акт, акт прокурорского реагирования может быть обжалован в судебном порядке в срок до 10 дней.
Нарушение закона в действиях судебных приставов могут быть как непосредственно в их физических действиях (бездействиях), так и проявляться в качестве процессуальных действий, связанных с вынесением правовых актов, входящих в их компетенцию деятельности.
Соответствующее представление прокурора об устранении нарушения закона вносится в орган ФССП или должностному лицу, в чьи полномочия входит возможность устранения данных нарушений.
На практике возникает вопрос о возможности внесения представления об устранении нарушений закона, вынесенное районным прокурором, непосредственно главному судебному приставу субъекта Федерации. Практика противоречива, однако данное «перепрыгивание» не приветствуется в виду нарушения поднадзорности терорганов прокурорам низового звена. Однако, мы считаем, что прокурор района имеет полномочия направлять свой акт прокурорского реагирования в адрес главного судебного пристава в том случае, когда в данном акте ставится вопрос о нарушениях, которые были допущены в поднадзорной именно ему службе судебных приставов. В качестве обоснования нашего мнения сошлемся на ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1], которая позволяет обращаться прокурору с актом реагирования непосредственно к тому субъектом, в чьи полномочия входит вопрос об устранении выявленных нарушений.
Представление прокурора включает в себя информацию, которая направлена на устранении причин и условий совершенного нарушения закона [3, с. 268].
К числу особых полномочий прокурора в данной области следует отнести его право на привлечение виновного лица к ответственности. Так, в рамках прокурорского реагирования прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении или как альтернатива данному акту им составляется мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке статьи 37 УПК РФ.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
- Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Законность, 2022 г. № 11.
- Винокуров А. Ю. О некоторых вопросах компетенции прокуроров районного звена при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами // Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: избранные статьи. — М.: Изд-во МосГУ, 2012. — 422 с.
- Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Юрайт, 2013. — 399 с.