Практические проблемы в деятельности Федеральной службы судебных приставов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 14.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Базарова, Ц. Б. Практические проблемы в деятельности Федеральной службы судебных приставов / Ц. Б. Базарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120581/ (дата обращения: 16.12.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются ключевые проблемы в деятельности Федеральной службы судебных приставов, связанные с законодательным регулированием, организацией труда и предотвращением коррупции. Проанализированы системные вызовы, такие как недостаточная четкость норм исполнительного производства, перегруженность кадров, неполная автоматизация процессов, а также коррупционные риски. Автор предлагает конкретные меры по совершенствованию нормативно-правовой базы и оптимизации деятельности службы, включая внесение изменений в законодательство и внедрение современных технологий.

Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов, исполнительное производство, законодательное регулирование, коррупция.

Практические проблемы, возникающие в деятельности Федеральной службы судебных приставов, представляют собой значимую область научного исследования, обусловленную ключевой ролью этой структуры в обеспечении исполнения судебных актов и актов иных органов. Эффективность функционирования ФССП напрямую влияет на реализацию принципа верховенства права, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также на поддержание стабильности правопорядка в государстве.

Современная юридическая практика свидетельствует о множестве системных вызовов, с которыми сталкивается служба судебных приставов: от совершенствования законодательного регулирования до внедрения эффективных управленческих технологий [4, с. 542]. Анализ и решение данных проблем имеют не только теоретическую, но и прикладную значимость, что делает изучение данной темы актуальным для развития правовой науки, повышения качества государственной правоприменительной деятельности и укрепления доверия к институтам правосудия.

Основная задача судебных приставов заключается в исполнении судебных актов и актов, издаваемых уполномоченными органами или должностными лицами. Выполняя эту функцию, приставы действуют как ключевые представители исполнительной власти, обеспечивая практическое воплощение решений судов. Их деятельность устраняет разрыв между судебной системой и механизмами исполнения, превращая вынесенные решения в реальные действия [2]. Данная функция критически важна для укрепления общественного доверия к правовой системе, поскольку её эффективность зависит от способности обеспечить выполнение судебных решений. Роль приставов как исполнителей судебных и административных актов подчёркивает их центральное значение в работе правовой системы, делая их деятельность неотъемлемой частью поддержания верховенства права.

Несмотря на их ключевую роль, судебные приставы не обладают исключительными полномочиями в сфере исполнительного производства. Исполнение судебных актов часто требует участия других структур, таких как налоговые органы, государственные учреждения и, в некоторых случаях, частные лица или организации. Такая распределённая ответственность иллюстрирует коллективный характер исполнительного производства и подчёркивает взаимосвязь различных государственных и негосударственных акторов. Однако судебные приставы занимают уникальное положение как единственные должностные лица, уполномоченные применять меры принуждения для обеспечения выполнения обязательств. Это сочетание общей ответственности и специализированных полномочий подчёркивает особую роль Федеральной службы судебных приставов в системе государственной власти, где её функции дополняют деятельность других органов, сохраняя при этом её статус как самостоятельного исполнительного органа [8, с. 424].

Говоря о проблемных вопросах административно-правового регулирования исполнительного производства, нельзя не выделить следующие две проблемы. Во-первых, это недостаточная четкость законодательства в вопросах обращения взыскания на залоговое имущество приводит к судебным спорам и затягиванию исполнения судебных решений [3, с. 130]. Для устранения этой проблемы необходимо внести изменения в статью 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве», уточнив порядок обращения взыскания на залоговое имущество, а также разработать методические рекомендации для судебных приставов, обеспечивающие единообразное применение закона. Таким образом, предлагается дополнить статью 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве» [1] ч. 4.1 следующего содержания:

«4.1. При обращении взыскания на залоговое имущество судебный пристав-исполнитель обязан уведомить залогодержателя о порядке и сроках реализации имущества, а также о возможности его добровольной продажи.

В случае неисполнения залогодержателем обязательств по реализации залогового имущества судебный пристав-исполнитель вправе инициировать процедуру принудительной реализации через специализированные организации.

Судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить соблюдение прав должника и залогодержателя, включая предоставление им возможности обжаловать действия пристава в судебном порядке».

Введение уточненной нормы в статью 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве», касающейся порядка обращения взыскания на залоговое имущество, позволит существенно улучшить правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнительного производства [6, с. 80]. Во-первых, четкое определение обязанностей судебного пристава-исполнителя и залогодержателя приведет к устранению неопределенности, которая часто становится причиной судебных споров и затягивания исполнения судебных решений. Это обеспечит единообразное применение закона судебными приставами, что повысит доверие граждан к органам исполнительной власти.

Во-вторых, введение обязательного уведомления залогодержателя о порядке и сроках реализации имущества, а также о возможности его добровольной продажи, создаст прозрачный механизм взаимодействия между всеми участниками процесса [7, с. 15]. Это снизит риск злоупотреблений со стороны залогодержателей, которые могут намеренно затягивать процесс реализации имущества, чтобы извлечь выгоду.

В-третьих, предоставление должнику и залогодержателю возможности обжаловать действия судебного пристава в судебном порядке обеспечит баланс интересов всех сторон и укрепит принципы законности и справедливости в исполнительном производстве. Таким образом, введение уточненной нормы не только устранит существующие пробелы в законодательстве, но и создаст условия для более эффективного и справедливого исполнения судебных решений, что положительно скажется на правовом регулировании общественных отношений.

Итак, практические проблемы в деятельности Федеральной службы судебных приставов являются разноплановыми и требуют комплексного подхода к их решению. Одной из ключевых проблем является огромный объем работы, который судебные приставы-исполнители вынуждены выполнять в условиях недостатка кадров и неполной автоматизации процессов. Это приводит к перегруженности сотрудников, затягиванию сроков исполнения исполнительных документов и снижению общей эффективности работы службы.

Важным аспектом является проблема коррупции среди судебных приставов, которая негативно сказывается на доверии к органам исполнительной власти. Для противодействия этому явлению необходимы меры по ужесточению отбора кадров, повышению уровня заработной платы и усилению контроля за деятельностью сотрудников. Кроме того, важно внедрение современных технологий, таких как электронный документооборот, что позволит оптимизировать процессы и снизить риск злоупотреблений [5, с. 389].

Еще одной проблемой является недостаточная четкость в законодательстве, касающаяся порядка обращения взыскания на залоговое имущество, что приводит к судебным спорам между взыскателями и судебными приставами, а также к затягиванию исполнения судебных решений. Для решения этой проблемы необходимо уточнение норм законодательства, а также разработка методических рекомендаций, которые помогут судебным приставам применять законы более осознанно и единообразно.

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 03.08.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 41. — Ст. 4849.
  2. Положение о Федеральной службе судебных приставов: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.06.2004 № 329 (ред. от 03.08.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 28. — Ст. 2888.
  3. Административное право: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова. — М.: Юрайт, 2024. — 490 с.
  4. Ахметова А. Т., Каримова Г. Н. Федеральная служба судебных приставов в системе органов государственной власти / А. Т. Ахметова, Г. Н. Каримова // E-Scio. — 2023. — №. 2 (77). — С. 541–544.
  5. Гармашев М. А., Юрченко С. А. Общие положения, отражающиеся в принципах исполнительного производства / М. А. Гармашев, С. А. Юрченко // Вестник науки. — 2023. — Т. 2. — №. 12 (69). — С. 388–390.
  6. Герасимова Н. Р., Ямашкина О. Ю. Проблема совершенствования службы в органах Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации как фактор совершенствования исполнительного производства / Н. Р. Герасимова, О. Ю. Ямашкина // Защита прав человека в периоды внешнеполитической напряженности. — 2021. — № 6. — С. 77–81.
  7. Корнеева Я. А., Шахова Л. И., Корнеева А. В. Выраженность профессионально важных качеств сотрудников Федеральной службы судебных приставов с разными типами эффективности профессиональной деятельности / Я. А. Корнеева, Л. И. Шахова, А. В. Корнеева // Организационная психология. — 2022. — Т. 12. — №. 2. — С. 12–20.
  8. Шайдуллина Э. Д., Чаплыгина В. Н. Правовые основы предупреждения коррупции в деятельности органов дознания Федеральной службы судебных приставов РФ / Э. Д. Шайдуллина, В. Н. Чаплыгина // Вестник научных трудов Юристъ. — 2020. — № 7. — С. 421–429.


Задать вопрос