Патриотизм как основа воспитания дошкольников в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Тимошенко, Е. М. Патриотизм как основа воспитания дошкольников в современном обществе / Е. М. Тимошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — URL: https://moluch.ru/archive/546/119562/ (дата обращения: 24.11.2024).

Препринт статьи



Ключевые слова: патриотизм, дошкольники, воспитание, общество.

Патриотизм, являясь одной из фундаментальных ценностей любого общества, особенно актуален в вопросах воспитания подрастающего поколения. Для дошкольников формирование патриотического сознания — это начало пути к пониманию своей роли в обществе и отношению к своей Родине. Современный мир предъявляет новые требования к образованию и воспитанию, и важно понять, как патриотизм может стать основой для формирования гармонично развивающейся личности.

И. П. Подласый утверждает, что «патриотизм — это не только любовь к Родине, но и понимание своей ответственности перед обществом, это установление тесной связи между человеком и его страной» [1]. Это определение позволяет взглянуть на воспитание патриотизма как на средство, объединяющее личное и общественное, создающее основы для воспитания осознанного гражданина.

В современном обществе, где процесс глобализации усиливает культурные связи между странами, особую значимость приобретает сохранение национальной идентичности. П. А. Вяземский говорит о том, что «потеря исторической памяти — это потеря не только прошлого, но и будущего. Если мы хотим, чтобы наши дети росли, не забывая о своих корнях, необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию с раннего возраста» [2]. Действительно, сохранение и чествование традиций помогают детям ощутить свою причастность к истории страны и формируют уважение к своему народу и культуре.

Исследования последних лет подтверждают, что патриотическое воспитание начинается с самого малого. Для дошкольников, которые только начинают открывать мир, важным является предоставление позитивного опыта взаимодействия с символами Родины — флагом, гербом, гимном. Это помогает развивать чувство принадлежности и связи с родной страной. Взаимодействие с символикой государства в игровой форме вызывает интерес и желание изучать свою культуру и традиции.

М. В. Ломоносов, размышляя о патриотизме, отмечал: «Отечеству усердие не на словах, но на делах познается» [3]. Эти слова актуальны и в наши дни, когда словесные декларации должны подкрепляться конкретными действиями, начиная с образовательных процессов в детских садах. Формирование патриотизма может быть связано как с учебно-воспитательной программой, так и с повседневной деятельностью, которая включает в себя экскурсии по историческим местам и проведение праздников, посвященных знаменательным датам.

В условиях современности педагоги сталкиваются с вызовом: развивать в детях чувства любви и уважения к своей стране, не превращая это в формальную обязанность. Дошкольный возраст — это период поиска и изучения себя и окружающего мира, что делает задачи воспитания особенно сложными и, в то же время, важными. Говоря о методах формирования патриотических чувств, Г. Г. Никифоров отмечает: «Важно, чтобы дети не только принимали знание о своей стране на уровне фактов, но также эмоционально переживали это. Именно в этом заключается истинное воспитание патриота» [4].

Достижение этой цели возможно через применение разнообразных методов, таких как рассказы о великих людях и событиях родной страны, создание художественных проектов на тему родной природы и культуры, а также через обсуждение актуальных социальных и природных событий. Всестороннее развитие эмоционального отношения к Родине способствует формированию заинтересованности в её будущем.

Современные технологии также играют важную роль в формировании патриотизма. Использование интерактивных средств обучения позволяет детям визуализировать исторические события и культурные достижения. Например, анимация и виртуальные экскурсии делают знакомство с историей доступным и интересным. Это способствует более глубокому восприятию и усвоению материалов.

Как отмечает В. Г. Белов: «Без глубоких корней патриотизма возможны лишь временные и поверхностные результаты в воспитании. Необходимо, чтобы дети не только знали о своей Родине, но и гордились ей» [5]. Эти мысли подчеркивают важность устойчивого и продолжительного подхода к формированию патриотизма.

Однако воспитание патриотизма — это не только задача педагогов и образовательных учреждений, но и родителей. Семья играет ключевую роль в этом процессе, а примеры родителей и их отношение к истории и культуре своей страны формируют характер ребенка. Совместные семейные мероприятия, такие как посещение музеев или участие в общественных акциях, укрепляют патриотические чувства.

Основой патриотического воспитания является создание атмосферы взаимопонимания и поддержки внутри школьного и семейного коллективов. Важность взаимодействия между всеми звеньями процесса воспитания сложно переоценить — они должны работать в гармонии для достижения максимальных результатов.

В своей профессиональной деятельности я уделяю особое внимание развитию патриотизма как основы воспитания дошкольников. В современном обществе, где процессы глобализации и информационной насыщенности оказывают значительное влияние на формирование личности, важно создать у детей устойчивое чувство принадлежности к своей стране и понимание ее культуры и традиций.

В рамках своей работы я использую разнообразные методики, направленные на пробуждение интереса у детей к истории и культурному наследию нашей Родины. Это включает в себя организацию тематических занятий, посвященных национальным праздникам, знакомство с родными символами и традициями, а также проведение экскурсий и мероприятий, укрепляющих связь детей с окружающим их миром.

Особую роль в моей практике играет интеграция патриотического воспитания в повседневную жизнь детского сада. Через игры и творческие проекты я стремлюсь донести до детей значимость таких понятий, как долг, честь и любовь к родному краю. Тем самым, я стараюсь сформировать у детей чувство гордости за свою страну и воспитать их гражданской сознательности, которая будет способствовать их развитию как гармоничных и ответственных членов общества.

В своей работе я вижу важность личного примера, поэтому стараюсь всегда проявлять уважение к культурным ценностям и привлекать к этому семейное окружение детей, вовлекая родителей в образовательный процесс. Все это позволяет создать атмосферу доверия и взаимопонимания, что, на мой взгляд, является основой для успешного патриотического воспитания подрастающего поколения.

В итоге, патриотическое воспитание дошкольников — это сложный, но необходимый процесс, требующий многогранного подхода и участия всех представителей общества. Формируя в детях уважение и любовь к своей Родине с раннего возраста, мы закладываем фундамент для устойчивого будущего и развития нашего общества.

Литература:

1. Подласый И. П. Теория и методика воспитания. — Москва: Просвещение, 2000. — 365 с.

2. Вяземский П. А. Вопросы воспитания в современном обществе. // Педагогика и психология. — 2009. — № 4. — С. 45–48.

3. Ломоносов М. В. Избранные труды. — Санкт-Петербург: Наука, 1996. — 412 с.

4. Никифоров Г. Г. Патриотическое воспитание: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 289 с.

5. Белов В. Г. Педагогика и патриотизм: развитие и перспективы. // Образование и общество. — 2017. — № 5. — С. 100–105.



Задать вопрос