Виктимология, изучающая жертв преступлений, приобретает всё большую актуальность в криминологии. Укрепление правопорядка и борьба с преступностью немыслимы без учёта специфики виктимного поведения и разработки мер по предотвращению преступлений и минимизации ущерба, нанесённого жертвам. В этом процессе особая роль отводится органам прокуратуры, наделённым широким спектром полномочий и выполняющих несколько функций, пересекающихся с виктимологической профилактикой.
Федеральный закон № 182-ФЗ от 23.06.2016 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» позволяет регулировать общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации [1]. Однако, Филиппова О. Е. указывает, что действующее российское законодательство не содержит норм, закрепляющих методику реабилитации жертв и предупреждения преступлений. При этом за рубежом уже накоплен значительный опыт по предупреждению преступлений путем снижения виктимности общества в целом и отдельных граждан в частности [2].
Анализируя работу Филипповой О. Е., следует принять, что зарубежный опыт (Великобритании и Китая) виктимологической профилактики преступлений демонстрирует разнообразие подходов, но общую направленность на поддержку жертв и снижение их уязвимости. В Великобритании созданы специальные службы помощи жертвам, а Хартия жертв 1990 года закрепила их права. Китай, с традиционно низким уровнем преступности, использует воспитание и пропаганду, но помощь жертвам ограничена рамками правосудия. Успешная профилактика требует системного подхода, сочетающего государственную поддержку и активное вовлечение общественности. Реализовать подобную поддержку возможно лишь при помощи квалифицированных специалистов. В этом случае возрастает ценность прокурорской деятельности.
Гаджиев Д. М. указывает, что невзирая на утраченные полномочия в области расследования уголовных дел, прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов в области противодействия преступности [3].
Президентский Указ 1996 года «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», закрепивший «Положение о координации», внёс коррективы в Закон «О прокуратуре РФ», четко определив координацию правоохранительных органов как одну из ключевых задач прокуратуры. Указ детализирует формы этой координации: совместные совещания руководителей, обмен информацией, совместные выезды в регионы, создание следственно-оперативных групп, совместные мероприятия по выявлению и пресечению преступлений, повышение квалификации сотрудников, взаимопомощь в обеспечении безопасности, издание совместных документов, разработка и утверждение планов, совместные проверки и разработка предложений для региональных программ. Этот перечень не полон. Хотя указ акцентирует выявление и пресечение преступлений, его принципы применимы и к профилактической работе. Научные исследования подтверждают эффективность использования указанных форм координации, чему сегодня уделяется всё большее внимание, а также должно исследоваться более дифференцированно.
Функциональные направления работы прокуратуры, связанные с виктимологической профилактикой представлены: надзором за исполнением законов, уголовным преследованием, координацией деятельности правоохранительных органов, участием в правотворчестве и правовым просвещением [4].
При надзоре за исполнением законов прокуратура обеспечивает соблюдает принцип защиты права и безопасности жертв преступлений на всех стадиях уголовного судопроизводства — от доследственной проверки до исполнения приговора. Это включает надзор за проведением расследования, привлечением виновных к ответственности, исполнением приговоров, выплатой компенсаций и реабилитационных мер. Несвоевременное выявление и пресечение нарушений прав жертв может способствовать вторичной виктимизации и препятствовать восстановлению социальной справедливости.
В ходе уголовного преследования прокурор активно участвует в защите прав потерпевших. Он принимает решения о направлении дел в суд, поддерживает государственное обвинение, контролируя своевременное и качественное расследование, что напрямую влияет на эффективность установления истины и привлечения виновных к ответственности.
Прокуратура координирует работу правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений против личности, что особенно актуально в случаях организованной преступности или преступлений террористической направленности. Эффективное взаимодействие разных структур, обеспеченное прокуратурой, позволяет предотвращать преступления и минимизировать последствия, а также осуществлять комплексный подход к защите жертв.
Прокуратура вносит предложения в законодательные органы о совершенствовании законодательства в сфере защиты прав жертв, что способствует созданию более эффективных механизмов профилактики и предотвращения виктимизации. А также прокуратура ведет активную право-просветительскую работу, информируя граждан о видах преступлений против личности, способах самозащиты, механизмах получения государственной помощи и защиты. Такая деятельность повышает правовую грамотность населения, укрепляет его защищённость и снижает риск стать жертвой преступления.
Зарубежный опыт демонстрирует эффективность виктимологической профилактики, которая напрямую зависит от системности подхода и степени вовлечения общественности. В Великобритании созданы специализированные службы и организации, оказывающие помощь и поддержку жертвам преступлений. В Китае, где уровень преступности традиционно ниже, воспитанию граждан в духе коллективизма и самосохранения уделяется большое внимание.
Сложно не согласиться с мнением Филипповой О. Е. о наличии ряда проблем в вопросах виктимологической профилактики в России. Недостаточная правовая регламентация виктимологической профилактики, низкий уровень осведомленности населения о своих правах и возможностях получения помощи, недостаточная координация деятельности различных субъектов предупреждения преступлений, недостаточное финансирование мер по поддержке и реабилитации жертв, а также недостаток квалифицированных специалистов в сфере виктимологии — все это создает значительные препятствия сегодня для действующего механизма профилактической работы исполнительных органов.
Анализ представленных Кувардиным В. В. и Богомоловой К. И. данных, свидетельствуют о системности и эффективности работы органов прокуратуры в противодействии проявлениям экстремистским и террористическим явлениям, однако прослеживается тревожная закономерность увеличения нарушений в сфере исполнения законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, что свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии экстремизма и терроризма.
Для повышения эффективности виктимологической профилактики преступлений необходим комплексный подход, затрагивающий законодательные, информационные и кадровые аспекты, а именно: законодательное закрепление самой виктимологической профилактики, усиление правового просвещения граждан, расширение возможностей получения жертвами всесторонней поддержки, повышение квалификации сотрудников прокуратуры в области виктимологии.
В заключение отметим, что роль прокуратуры в обеспечении виктимологической профилактики преступлений чрезвычайно важна. Комплексный подход, основанный на сочетании надзорной и координационной функций, правового просвещения, а также вовлечение общественности — необходимые составляющие для эффективной защиты прав и интересов жертв преступлений, а также создания безопасной среды для каждого гражданина страны и мира в целом. Это потребует дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменительной практики, а также повышения профессионализма сотрудников правоохранительных органов.
Литература:
- Майоров А. В. О юрисдикции субъектов виктимологической профилактики в свете принятия федерального закона № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 1 (24). C. 135–140.
- Филиппова Е. О. Виктимологическая профилактика преступлений в России и зарубежных странах / Е. О. Филиппова, О. В. Журкина // Аллея науки. — 2019. — Т. 1, № 7(34). — С. 418–424.
- Гаджиев Д. М. Роль органов прокуратуры и органов внутренних дел в предупреждении преступлений (по материалам Республики Дагестан) // Научные высказывания. 2023. № 23 (47). С. 88–98.
- Кувардин В. В., Богомолова К. И. Роль органов прокуратуры в противодействии экстремизму и терроризму в современной России // Вестник СГЮА. 2023. № 2 (151). С.244–250.