В статье автор исследует особенности применения договора контрактации, рассматривает судебные решения и практические проблемы, а также предлагает пути их решения, в том числе, путем расширения сферы применения договора контрактации.
Ключевые слова: договор контрактации, объекты, отходы сельскохозяйственного производства, отходы переработки, применение договора контрактации, условия договора контрактации.
Поручение президента России В. В. Путина — уделить особое внимание поддержке сельхозкооперации, высказанное им в ходе ежегодного послания Федеральному собранию 15 января 2020 года о том, что «необходимо нарастить вложения», «запустить новый инвестиционный цикл» начало наполняться конкретными действиями правительства и реальными привлечениями предпринимателей в данную сферу [1]. В 2023 году была в качестве мер поддержки сельхозкооперации была учреждена программа «Развитие сельскохозяйственной кооперации», которая обеспечила финансовую поддержку создания и развития кооперативных сельскохозяйственных предприятий, причем общая сумма финансирования этой программы составила за прошлый год 6,5 миллиардов рублей [2].
Сельское хозяйство последние годы в нашей стране стало развиваться стремительными темпами. По официальным данным Росстата 2023 года посевная площадь у сельхозорганизаций, если сравнивать, в среднем увеличилась за последние несколько лет с 2,53 тыс. га до 2,75 тыс. га [3].А количество малых предприятий занятых в этой сфере увеличилось с семи тысяч до 10 тысяч. В России фермерские хозяйства формируют чуть более 15 % валового сельскохозяйственного производства, а к 2030 году их долю планируется довести до 30 % [3].
Востребован в сельскохозяйственной практике ведения бизнеса договор контрактации, который имеет особые стороны, одна из которых обязательно непосредственно сам производитель сельскохозяйственной продукции, а также особый предмет, перечень которого утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 в редакции ред. от 03.06.2023 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции» [4].
На практике существует проблема — не полное, абстрактное указание на предмет договора контрактации, так как этот особый предмет по своим свойствам часто не предполагает точного указания на безусловное количество или объем, а это приводит к спорам и судебным тяжбам. Так, например, один производитель обязался в период с 15.04.2020 по 20.10.2020 вырастить по заказу заготовителя и передать следующую сельскохозяйственную продукцию «урожай 2020 года зерна пшеницы, рапса, выращенной на площади 1 200 гектаров» [5]. Факт поставки заготовителю производителем пшеницы в количестве 1 140,53 тонн был подтвержден товарно-транспортными накладными. Но истец посчитал, что помимо указанного количества переданной в его адрес сельхозпродукции недостаточно, а еще необходимо передать почти столько же тонн пшеницы (потому что по его расчетам урожай за год составил 3000 т. Суд изучив формы отчетности, не взирая на доводы ответчика что в формах были опечатки, и на самом деле 3000 тонн собрано не было обязал индивидуального предпринимателя в месячный срок передать истцу сельскохозяйственную продукцию — пшеницу в количестве 1 859,47 тонн [5]. Спустя год после уборки урожая, такое решение суда исполнить будет ответчиком проблематично, особенно если на самом деле в статистической форме была допущена техническая ошибка (например, не исправлены данные с формы предыдущего года).
Возможно, что решить такую проблему можно следующим образом –для недопущения таких обстоятельств необходима фиксация объема сбора урожая в присутствии самого заготовителя или его представителя, а настоящее дополнение включать в договор контрактации в раздел права заготовителя: «Заготовитель имеет право присутствовать лично или через представителя при определении объема полученного урожая, который будет поставляться производителем заготовителю по настоящему договору. Все замечания вносятся в протокол разногласий и подписываются сторонами».
По данным Минсельхоза России ежегодно генерируется более 770 млн. тонн отходов [6]. По мнению исследователей, сельскохозяйственные отходы наносят значительный вред окружающей среде [7]. Так, например, растения загрязняют атмосферный воздух и почву «в результате гниения или сжигания вместо повторного использования или переработки» [8]. Поэтому необходимы практические методы утилизации и переработки отходов, которые могут дать сельскохозяйственным организациям преимущества и, самое главное, помогут снизить вред, наносимый окружающей среде.
В научной литературе высказываются различные предложения, как использовать отходы в виде испорченного урожая в сельском хозяйстве, которые производители не смогу поставить по исследуемому в настоящей работе договору контрактации. По мнению ученых «отходы растениеводства являются отличным удобрением» [9], так как они улучшают при правильном использовании и правильной переработке свойства почвы, «возвращают в почву азот, фосфор, калий, кальций и другие элементы» [10]. Недавно была разработана технология «экспресс-компостирования растительных остатков для получения высокоэффективного удобрения» [11]. Одним из вариантов переработки отходов растениеводства можно назвать производство из них различных видов топлива. Главным преимуществом такого топлива является высокая экологичность [12]. В пункте 3 статьи 536 ГК РФ раскрыты только отходы переработки и не затронуты отходы производства, что создает судебные проблемы субъектам, являющимся собственниками отходов.
Для дальнейшего расширения норм о данном договоре и практике его применения требуется усовершенствовать следующие моменты: законодательно предусмотреть необходимость обязательного обозначения отдельным пунктом договора контрактации с переработчиками полного цикла, что одна из сторон является поставщиком с полной экологической ответственностью — рециклером. Эти договоры вносить в реестр рециклеров. С целью вовлечения в рециклеров в Экономику замкнутого цикла, необходимо производить возврат рециклерам единицы мощности на производство вторичной готовой продукции, которые должны были быть потрачены на производство первичной продукции. Практическое применение договора контрактации, имеет огромное значение для формирования договоров возобновления вторичных материальных ресурсов, в части защиты переработчика возобновляемых вторичных материальных ресурсов перед Заказчиком, их держателем.
Предлагаем дополнить п.3 статьи 536 ГК РФ «Обязанности заготовителя», изложив в следующей редакции: «3. Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором». Образуемые отходы переработки по пункту 3 настоящей статьи считать возобновляемым вторичным материальным ресурсом, как возвратные отходы, содержащие полезные компоненты, пригодные к дальнейшему применению. Если отходы переработки сельскохозяйственной продукции, указанные не содержат полезные компоненты, пригодные к дальнейшему применению они не являются возвратными. В таком случае возникающие затраты на их утилизацию (захоронение) лежат на заготовителе.
Есть необходимость также дополнить п. 4, изложив в следующей редакции: «4. Образуемые отходы производства (неучтенные в пункте 3 настоящей статьи) считать не возвратными, если они не содержат полезные компоненты, пригодные к дальнейшему применению. При этом возникающие затраты на их утилизацию (захоронение) производитель вправе включить в стоимость договора».
Если действовать по договору поставки, перешедшие отходы в полном объеме становятся проблемой для Исполнителя. В случае последующей перепродажи эти отходы (их объем), перекладываются на последнего покупателя-переработчика. В случае приобретения отходов переработчиком, согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.04.2021 г. № 236, составляется Акт об извлечении полезных компонентов (получения продукции). Акт не отражает количество остатков, потерь производства и т. п. (пример: Акт МХК) где указано только количество переданных отходов и количество произведенной продукции при утилизации. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) [12] подразумевает, что утилизация со стороны Заказчика должна регламентироваться по договорам выполнения работ, оказания услуг. Но эти договора подразумевают четкий регламент, получения из 100 % отходов — 80 % готовой продукции и 20 % потерь и её оплаты только в рамках договора, все изменения в затратах — это дополнительное соглашение (что утяжеляет и без того очень объемный договор). А в договорах контрактации это предусмотрено, как не менее 70 % готовой продукции, и подразумевают оплату 70–100 % готовой продукции по факту её получения, и стоимость определяется, как не более, либо как не менее (в случае ожидаемых дополнительных затрат) за единицу готовой продукции. Данный договор более гибкий и позволит делать отступления в Акте об извлечении полезных компонентов (получения продукции), указывая только количество переданных отходов и количество произведенной продукции.
Этот договор даст возможность Заказчику показать, что он не утилизирует (не захоранивает), а перерабатывает (пусть и не своими силами) свои отходы производства и свою продукцию, поступившую после реализации во вторичное обращение. В договоре контрактации отход переработки отличен от отхода производства, так за отход производства (обращение с этим отходом) возлагается на производителя, а отход переработки входит в зону ответственности со стороны заготовителя (переработчика).
Практическое применение договора контрактации, имеет огромное значение для формирования договоров возобновления вторичных материальных ресурсов, в части защиты переработчика возобновляемых вторичных материальных ресурсов перед Заказчиком, их держателем. Расширение сферы применения договора контрактации позволит обеспечить дальнейшее развитие сельского хозяйства на территории Российской Федерации.
Литература:
- Послание Президента Федеральному Собранию • Президент России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/62582 (дата обращения 10.11.2024).
- Господдержка сельского хозяйства в 2023 году составит 46,5 миллиардов рублей URL: https://rotado.ru/blog/gosudarstvennaya-podderzhka-selskogo-hozyajstva-v-2023-godu/?ysclid=m3mf5uoa1446330602(дата обращения 10.11.2024).
- Россия планирует к 2030 году довести долю продукции фермерских хозяйств в общем объеме производства сельхозпродукции до 30 % URL:Produkt.by (дата обращения 10.11.2024).
- Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства: Приложение N 1. Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции. Постановление Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 (с изменениями и дополнениями 08.09. 2023) // ГАРАНТ garant.ru(дата обращения 01.09.2024).
- Решение Арбитражного суда Томской области от 22 июля 2022 г. по делу № А67–4188/2021 URL: sudact.ru (дата обращения 25.09.2024).
- Березенко Н. В., Слинько О. В. Инновационные технологии переработки органических отходов животноводства с получением экологических удобрений // Техника и технологии в животноводстве. 2016. № 4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-pererabotki-organicheskih-othodov-zhivotnovodstva-s-polucheniem-ekologicheskih-udobreniy (дата обращения: 21.10.2024).
- Фисунова Л. В., Вишневская А. В. Анализ возможностей утилизации и переработки сельскохозяйственных отходов // Известия ОГАУ. 2022. № 5 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vozmozhnostey-utilizatsii-i-pererabotki-selskohozyaystvennyh-othodov (дата обращения: 20.10.2024).
- Гусева А. Н., Цуканова З. Р., Мерцалов Е. Н. Сельскохозяйственные факторы производства как источник загрязнения окружающей среды // СССК. 2021. № 1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selskohozyaystvennye-faktory-proizvodstva-kak-istochnik-zagryazneniya-okruzhayuschey-sredy (дата обращения: 20.10.2024).
- Ресурсосбережение за счет квалифицированого использования отходов рисопераработки / Е. М. Готлиб, Ф. Т. Н. Ха, Г. Г. Исламова [и др.] // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». — 2019. — № 3. — С. 803–816.
- Смогунов В. В., Вольников М. И., Кузнецов Н. С. Гетерология технологий утилизации отходов // Нива Поволжья. 2020. № 4 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geterologiya-tehnologiy-utilizatsii-othodov (дата обращения: 21.10.2024).
- Фисунова Л. В., Вишневская А. В. Анализ возможностей утилизации и переработки сельскохозяйственных отходов // Известия ОГАУ. 2022. № 5 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vozmozhnostey-utilizatsii-i-pererabotki-selskohozyaystvennyh-othodov (дата обращения: 20.10.2024).
- Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 26 ст. 3009.