Данная статья посвящена эколого-правовым вопросам использования, утилизации и переработки отходов на территории РФ. Автором исследованы действующие правовые источники, включая Конституцию РФ, федеральные законы и кодексы, благодаря которым формируются общепринятые нормы экологического законодательства. Помимо этого, сделаны собственные выводы относительно существующих правоотношений между субъектами права в сфере обращения с отходами.
Ключевые слова: окружающая среда, отходы, полигоны, вторсырье, утилизация, мусор.
Ввиду активной человеческой жизнедеятельности в разнообразном ее проявлении возникают невостребованные, ненужные и даже вредные продукты, именуемые отходами, которые могут быть органического и неорганического происхождения.
Необходимо отметить, что проблемы утилизации мусора беспокоили людей еще с древних времен. Однако, современные экологические исследования позволяют не просто оценить последствия первобытных традиций в обращении с отходами в виде захоронения или сжигания их, но и спрогнозировать возможные последствия, связанные с причинением ущерба природе и человеку от подобных действий.
Научные исследования в области химии и микробиологии свидетельствуют о необходимости глобального пересмотра обращения с отходами разных видов. К тому же, статистические данные подтверждают увеличение объемов производства промышленного и бытового мусора с одного предприятия или человека.
При этом, решение существующих проблем обращения с отходами должно содержать в себе комплексный подход, который будет включать как информирование населения, так и создание эффективной правовой базы в системе управления отходами.
Так, основы административно-правового регулирования порядка обращения с отходами производства и потребления составляют нормы Конституции РФ, в частности, статьей 42 установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а статья 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду [2, с. 404].
Федеральным законом, который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы при осуществлении экономической и иной деятельности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В законе также определяются основы государственной политики в области сохранения окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами определяет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее –№ 89-ФЗ [1]. Так, ст. 4.1 данного нормативно-правового акта устанавливает классификацию отходов по степени их негативного воздействия на внешние объекты, а именно:
— 1 класс — чрезвычайно опасные отходы;
— 2 класс — высокоопасные отходы;
— 3 класс — умеренно опасные отходы;
— 4 класс — малоопасные отходы;
— 5 класс — практически неопасные отходы.
От степени опасности отходов будут зависеть дальнейшие требования к их хранению, утилизации или переработке, если таковая возможна. Так, переработать возможно отходы 3,4 и 5 класса. Отходы 1 и 2 класса не могут разлагаться самостоятельно, поэтому их необходимо обезвреживать посредством захоронения или нейтрализации.
Захоронение опасных отходов 1 и 2 класса должно производиться на специальных полигонах, к которым также предъявляются особые требования, указанные в различных правовых источниках. К примеру, согласно ч. 2 ст. 59, п. 2 ч. 15 ст. 65 и п.З ч. ч ст. 67 Водного кодекса РФ объекты размещения отходов запрещено устраивать:
— на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
— в границах водоохранных зон;
— в границах зон затопления, подтопления [3, с. 35].
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, включая обращение с отходами, предусмотрены санкционные меры в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ. Административная ответственность может применяться к гражданам, должностным или юридическим лицам в виде наложения административного штрафа или приостановления деятельности на определенный период [3, с. 34].
Стоит отметить, что существующей законодательной базы в отношении обращения с отходами на территории РФ недостаточно для решения многолетней экологической проблемы. Помимо контроля за деятельностью промышленных объектов и предприятий необходимо принимать меры по повышению образованности населения в отношении утилизации и переработки бытового мусора.
К примеру, многим известно, что ртуть является достаточно опасным и токсичным веществом. Однако, данный химический элемент используется для создания востребованных продуктов широкого потребления, таких как термометры и энергосберегающие лампы. Несмотря на то, что ртуть относится к 1 классу опасности, большинство людей не осведомлены о том, каким именно образом необходимо утилизировать лампочки и градусники, и попросту выбрасывают их в общий мусор. Данный пример также возлагает на органы местного самоуправления ответственность за информирование населения о местоположении пунктов приема неразлагаемых отходов или ответственность за их отсутствие.
Вдобавок необходимо обратить внимание на низкий культурный уровень среди населения в отношении обращения с бытовыми отходами в местах общего пользования или на природе. В данной ситуации важны не только превентивные меры, но и меры привлечения виновного лица к административной ответственности, что закономерно должно предупредить наступление повторного случая загрязнения окружающей среды.
Ввиду этого, возникает необходимость совершенствования института административной ответственности в сфере обращения с отходами производства и потребления. Так, основные новеллы экологически-правового характера должны относиться к:
— деятельности органов местного самоуправления в отношении информирования населения о важности обращения с опасными веществами;
— деятельности органов местного самоуправления в отношении наличия и обеспечения фактической доступности к государственным и частным пунктам приема неразлагаемых отходов;
— жизнедеятельности и поведения граждан в местах общего пользования (по образу наложения штрафа за курение табака в отдельных территориях).
Так, вступление в силу нового закона о запрете выброса мусора в общественных местах позволило бы сократить количество бытовых бесхозных отходов на улицах городов, а также смогло бы обеспечить новый приток денежных средств в бюджет субъекта, в котором был выписан штраф.
Дополнительно стоит создать государственные преференции для компаний, которые осуществляют переработку бытовых отходов, поскольку сокращение потребления новых ресурсов в пользу вторсырья позволит не только уменьшить нагрузку на свалки, но и поспособствует защите окружающей среды.
Таким образом, реформирование законодательства в вопросах улучшения системы обращения с отходами требует качественной проработки и исследования в юридическом, экономическом и экологическом значении. Прежде всего, необходимо выявить обоснованность необходимости правовых новелл и дальнейшую возможность их апробации в качестве эксперимента на территории отельных субъектов РФ. Полученный отрицательный или положительный опыт применяемых административных мер позволит сделать вывод о необходимости их отмены, коррекции или общероссийского применения посредством вступления в силу федеральных законодательных актов.
Литература:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
- Антонова, Т. Л. Основы правового регулирования обращения с производственными и бытовыми отходами и административная ответственность за их нарушение // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2020. — Т. 6 (72). № 1. — С. 402–418.
- Шинкарев, А. И. Реформа системы обращения с отходами производства и потребления в России // Отечественная юриспруденция. — 2022. — С. 33–37.