Отходы как объект права собственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 09.01.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Карчава, И. З. Отходы как объект права собственности / И. З. Карчава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121537/ (дата обращения: 16.01.2025).



Современная экологическая ситуация сталкивается с серьезной проблемой управления отходами, которая выделяется своей актуальностью и сложностью. Помимо причинения вреда окружающей среде, возникает необходимость в выделении территорий для хранения и утилизации отбросов. Изучая научные работы и нормативные документы, можно обнаружить множество определений, связанных с отходами. Обобщая эти определения, становится ясно, что под отходами подразумеваются материалы или их комбинации, которые не могут быть далее использованы в связи с истечением срока их службы или из-за отсутствия необходимых технологий для их переработки.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходами признаются вещества или предметы, образующиеся в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в ходе потребления. Эти отходы подлежат удалению, предназначены для удаления или должны быть удалены в соответствии с положениями данного Федерального закона [2].

Отходы можно разделить на две группы: отходы потребления (ТКО и ТБО) и производственные отходы. В свою очередь, эти отходы классифицируются по степени опасности, происхождению и агрегатному состоянию (жидкие или твердые).

Отходы образуются побочно в процессе производственной деятельности, и у каждого производства в зависимости от деятельности (химические, ядерные) свои специфические технологические отходы.

Поскольку отходы, будучи относительно независимыми и стабильными объектами, подпадают под право собственности, которое в основном регулируется гражданским правом.

С одной стороны, гражданское право устанавливает права владельца: он может обладать, эксплуатировать и управлять своей собственностью (в том числе совершать любые действия в рамках законодательства и других правовых актов). С другой стороны, владелец обязан поддерживать своё имущество в надлежащем состоянии, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правовые аспекты собственности на отходы регулируются различными нормативными актами, включая Гражданский кодекс Российской Федерации и специализированные документы, регулирующие обращение с отходами. Например, Закон РФ «Об отходах производства и потребления» определяет правила обращения с отходами и устанавливает, кто может быть их собственником. Согласно российскому законодательству, собственником отходов считается лицо, которое имеет право владеть ими и распоряжаться.

Вопрос собственности на отходы регулируется Гражданским кодексом и рядом других нормативных актов. Отходы могут быть объектом права собственности, если это предусмотрено законом или договором. Таким образом, право собственности на отходы может возникать как на основании законодательства, так и на основе заключённых договорных обязательств.

Собственность на отходы является сложным и спорным вопросом в рамках правового регулирования, поскольку отходы имеют специфический статус и характер, отличающийся от обычного имущества. Законодательство в разных странах может иметь различные подходы к определению и регулированию собственности на отходы.

Нормы, регулирующие право собственности на отходы, содержатся в статье 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [2]. До вступления в силу изменений, внесённых Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ [3], в редакции от 25 ноября 2013 года, статья 4 данного закона устанавливала следующее:

Статья 4. Отходы как объект права собственности

Согласно этой статье, отходы могут рассматриваться как объект права собственности. Право собственности на отходы возникает в соответствии с законодательством РФ и может быть установленным как для физических, так и для юридических лиц. Обращение с отходами, включая их переработку и утилизацию, осуществляется с соблюдением норм права и санитарных норм.

Эти положения отражают важный аспект управления отходами и подчеркивают необходимость ответственного подхода к их переработке и утилизации.

После изменений в статье 4 Федерального закона № 89-ФЗ была в январе 2015 года, право собственности на отходы регулируется гражданским законодательством. Это привело к тому, что в сфере управления отходами главенствующую роль стали играть положения гражданского законодательства, охватывающие такие аспекты, как:

— права владения отходами, включая юридические нюансы их передачи;

— специфику обязательства, которые появляются в ходе работы с отходами на основании гражданских соглашений, в частности, касающиеся подрядных работ.

Практика применения законодательства о собственности на отходы может быть разнообразной и зависеть от конкретной ситуации. Например, в случае сортировки и переработки отходов, возникают вопросы о том, кому принадлежит право собственности на полученную продукцию от переработки отходов. Также существует специфика правового регулирования собственности на опасные отходы, которые требуют особого внимания и соблюдения специальных нормативных требований.

В целом, проведение исследования правовых аспектов собственности на отходы требует комплексного подхода и анализа не только законодательства, но и практики его применения на практике. Особое внимание следует уделить специфическим особенностям отходов как объектов права собственности, их обработке и утилизации, а также регулированию вопросов, связанных с ответственностью за ущерб, причиненный в результате несоблюдения правовых норм в области собственности на отходы.

Первичное право собственности на отходы, которое ранее определялось в статье 4 Федерального закона № 89-ФЗ, в основном регулируется положениями статьи 220 Гражданского кодекса Российской Федерации [1]. Фактически собственником отходов становится владелец исходных материалов, а не переработчик, осуществляющий процесс переработки.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, в отношении своего имущества (включая отходы) собственник имеет полное право распоряжаться по своему усмотрению, и совершать любые действия в рамках Российского законодательства, передавать другим лицам на основании различных договоров, непосредственно связанных с передачей права собственности, например купля-продажа, мена и дарение, но чаще всего именно договор купли-продажи.

Если же имущество является неликвидным и не имеет рыночной стоимости, то возможно передать права собственности через записи в различных гражданских договорах. Данные нормы, действовавшие до 1 января 2015 года в рамках статьи 4 Федерального закона № 89-ФЗ, также применяются к отходам как объекту собственности.

В статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации содержатся нормы, касающиеся обращения в собственность брошенных движимых объектов, включая отходы различных видов, оставленные на земельном участке. Собственник земельного участка (землевладелец или землепользователь) имеет право, а фактически обязан, исходя из положений статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, принять меры для обеспечения охраны земель от загрязнения и захламления. Это подразумевает действия, которые могут свидетельствовать об обращении отходов в собственность. В Гражданском кодексе не предусмотрены какие-либо ограничения для оборота отходов как объектов собственности.

Поскольку отходопроизводитель является владельцем отходов, он обязана гарантировать экологическую безопасность не только на своей территории деятельности, так и за ее пределами, включая транспортировку отходов.

Собственник отходов отвечает за корректное управление и утилизацию отходов в соответствии с требованиями законодательства. Ответственность владельца отходов как правило регулируется специальными нормативными актами, включая экологические законы, правила и нормы в области обращения с отходами.

Перед государством у собственника отходов есть ряд обязанностей:

  1. Зарегистрировать свою деятельность и предоставить отчетность в соответствии с установленными нормами.
  2. Осуществлять учет образования, переработки и утилизации отходов, а также представлять отчеты о своей деятельности в соответствующие уполномоченные органы.

3. Владелец отходов обязан уделять внимание тому, чтобы их утилизация и процесс образования не разрушали баланс в природе и не наносили ущерба экосистеме. Это включает в себя строгое следование экологическим законам и правилам, касающимся управления отходами.

4. Обеспечение безопасности и здоровья людей при обращении с отходами. Собственник отходов обязан предпринимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, связанных с обработкой и утилизацией отходов.

Права собственника отходов включают, в том числе:

  1. Право получать информацию о требованиях к обращению с отходами и услугах, предоставляемых в области утилизации.
  2. Право на защиту прав при осуществлении деятельности в области обращения с отходами. Собственнику отходов должны быть обеспечены условия для исполнения законных требований по управлению отходами.
  3. Право на обжалование решений уполномоченных органов в случае несогласия с ними.

Общественные обязанности собственника отходов включают в себя соблюдение требований по охране окружающей среды, учитывая интересы и потребности общества. В России это, в частности, отражено в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [2] — этот закон устанавливает основные принципы обращения с отходами, включая обязанности их собственников по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
  2. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] — в данном законе прописаны общие требования по охране окружающей среды, включая меры по предотвращению загрязнения и обеспечению безопасности населения.
  3. Экологические нормативы и стандарты, которые могут содержать конкретные требования к обращению с определенными видами отходов.
  4. Местные законодательные акты и нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые могут дополнять федеральные законы, учитывая специфику региона.
  5. Стандарты и рекомендации международных организаций (например, ООН, ВОЗ), которые также акцентируют внимание на необходимости экологической ответственности собственников отходов.

Мы считаем, что данное установление является абсолютно справедливым и актуальным. Собственники отходов играют ключевую роль в системе управления отходами и должны осознавать свою ответственность не только перед законом, но и перед обществом.

Собственник отходов также должен сотрудничать с органами власти, экологическими организациями и другими заинтересованными сторонами в целях улучшения работы по обращению с отходами.

Гражданском кодексе изложены требования в сфере охраны окружающей среды, соблюдение которых обязательно для строительных подрядчиков:

Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ.

1. Подрядчик обязан в процессе выполнения строительных и сопутствующих работ придерживаться законодательства и других нормативных актов, касающихся охраны окружающей среды и безопасности строительных процессов. За несоблюдение указанных требований подрядчик несет ответственность.

2. Подрядчик не имеет права использовать материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, либо выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных требований в области охраны окружающей среды и безопасности строительства.

В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны выполнять требования государственного регулирования в сфере обращения с отходами. Это касается таких процессов, как лицензирование, паспортизация, нормирование и учёт. При этом обязанности, связанные с государственным регулированием в области обращения с отходами, не связаны напрямую с правом собственности на отходы. Они возлагаются не на собственников отходов, а на тех, кто их производит в процессе своей деятельности. Это обстоятельство становится особенно важным в ситуациях, когда собственник отходов и лицо, создавшее отходы, не совпадают.

В законодательных нормах Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] также сохраняется возложение основных обязанностей при обращении с отходами на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, независимо от права собственности на эти отходы.

Собственники отходов играют важную роль в их утилизации. Они должны следовать законодательству и правильно избавляться от своих отходов. Именно собственники несут ответственность за выбор методов утилизации, которые не вредят окружающей среде.

Таким образом, подводя итог рассматриваемому материалу необходимо отметить, что отношения собственности имеют принципиально важное значение при установлении гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде, связанного с обращением с отходами всех видов и классов (в т. ч. при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды). Собственником отходов является лицо, которое владеет их в соответствии с гражданским законодательством РФ. Владение отходами означает наличие права распоряжаться ими, использовать их в установленных законом пределах, а также требовать их возврата от лица, нарушившего право владения. Владельцем отходов может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо. Например, если отходы образуются в процессе деятельности предприятия, то юридическое лицо, осуществляющее эту деятельность, будет считаться владельцем этих отходов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Российская газета, № 238–239, 08.12.1994.
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Российская газета, № 121, 30.06.1998.
  3. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета, № 299, 31.12.2014.
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.


Задать вопрос