Проблемы привлечения к административной ответственности лиц по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Толкачева, Н. А. Проблемы привлечения к административной ответственности лиц по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе / Н. А. Толкачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119432/ (дата обращения: 30.12.2024).



В статье анализируются актуальные проблемы привлечения правонарушителей к административной ответственности за нарушения в сфере рекламного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административная ответственность, актуальные проблемы, рекламное законодательство.

Понятие рекламы в Российской Федерации закреплено в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Так, согласно статье 3 указанного закона реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1, ст. 3].

В настоящее время за нарушения в области законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрены гражданская и административная формы ответственности. Административная ответственность за нарушение рекламного законодательства предусмотрена такими положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), как статья 14.3, часть 4 статьи 14.3.1, статья 14.37, статья 14.38, статья 19.31.

Следует отметить, что вышеперечисленные составы административных правонарушений, за исключением части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются своего рода «специальными», поскольку предусматривают ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за конкретные способы распространения рекламной информации с нарушением Закона о рекламе. В свою очередь, часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ является общей статьей за нарушение рекламного законодательства.

Так, часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает следующее: «нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей [2, ст. 14.3]».

Несмотря на сложившуюся практику в области привлечения правонарушителей к ответственности за нарушение рекламного законодательства, все еще наблюдается ряд проблем, с которыми сталкиваются уполномоченные органы при реализации своих функций по контролю и соблюдению требований рекламного законодательства.

В первую очередь при наличии явного нарушения рекламного законодательства зачастую антимонопольный орган, уполномоченный на ведение государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на территории Российской Федерации [1, ст. 33], сталкивается с невозможностью установления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства. В нынешних реалиях это как никогда актуально, поскольку высокую популярность обрело распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без соответствующей пометки «реклама», предусмотренной Законом о рекламе [1, ст. 18.1]. Сложности возникают при попытке установления владельца сайта, на котором размещается реклама, так как сайт может быть зарегистрирован за пределами территории Российской Федерации. Также данная проблема имеет место быть, когда реклама распространяется в так называемых «сообществах», «каналах», «группах» в различных социальных сетях. У таких сообществ может быть несколько администраторов, а вся информация может публиковаться под именем сообщества, а не от конкретного лица.

Отдельно стоит отметить рекламу услуг по поверке приборов учета воды, которая распространяется в почтовые ящики жильцов многоквартирных домов не только в Иркутской области, но и в иных субъектах Российской Федерации, таких как Пермский край [4], Томская область [5], Кировская область [6], Республика Коми [7], причем рекламораспространителем везде выступает одно и то же лицо. У потребителей (в особенности у людей пенсионного возраста) создается ложное представление о том, что необходимо обязательно провести метрологическую поверку водосчетчиков у организации, чьи листовки распространены, чтобы не было начисления платы за потребление воды [3].

Проблемой правоприменения при рассмотрении подобных дел, на наш взгляд, является то, что факты распространения рекламы фиксируются на всей территории Российской Федерации. Однако несмотря на то, что такая реклама признается ненадлежащей, а виновное лицо неоднократно привлекается к административной ответственности различными территориальными органами ФАС России в том числе в максимальном размере, установленном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ (20 000 рублей), такие меры не оказывают должного воздействия на правонарушителя, и реклама вновь распространяется в виде иных отредактированных материалов, также носящих предписывающий характер.

Представляется, что одним из путей решения данной проблемы может быть увеличение суммы штрафа за совершение повторных нарушений в области рекламного законодательства, применение к правонарушителю иных мер ответственности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что несмотря на многолетний опыт работы с нарушениями в обрасти законодательства Российской Федерации о рекламе, многие территориальные органы ФАС России продолжают сталкиваться с проблемами при привлечении к административной ответственности лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства.

Литература:

  1. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  3. Иркутское УФАС России: реклама об обязательной поверке счетчиков признана незаконной / Иркутское УФАС России. — Текст: электронный // Иркутское УФАС России: [сайт]. — URL: https://irkutsk.fas.gov.ru/analytic/21299 (дата обращения: 16.11.2024).
  4. Пермское УФАС добилось запрета распространения незаконных листовок о проверке счетчиков водопотребления / Пермское УФАС России. — Текст: электронный // Пермское УФАС России: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/6711171 (дата обращения: 16.11.2024).
  5. Томское УФАС оштрафовало ИП на 16тыс руб за рекламу поверки счетчиков / Томское УФАС России. — Текст: электронный // Томское УФАС России: [сайт]. — URL: https://www.riatomsk.ru/article/20230109/tomskoe-ufas-oshtrafovalo-ip-na-16-tis-za-reklamu-poverki-schetchikov/ (дата обращения: 16.11.2024).
  6. В Кировском УФАС рекламу поверки счетчиков воды признали ненадлежащей / Кировское УФАС России. — Текст: электронный // Кировское УФАС России: [сайт]. — URL: https://nn.versia.ru/v-kirovskom-ufas-reklamu-poverki-schetchikov-vody-priznali-nenadlezhashhej (дата обращения: 16.11.2024).
  7. Коми УФАС выявило признаки недостоверной рекламы по поверке приборов учета воды в Сыктывкаре / УФАС по Республике Коми. — Текст: электронный // УФАС по Республике Коми: [сайт]. — URL: https://komi.fas.gov.ru/publications/18902 (дата обращения: 16.11.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): рекламное законодательство, Российская Федерация, административная ответственность, реклама, РФ, нарушение, ФАС России.


Ключевые слова

административная ответственность, актуальные проблемы, рекламное законодательство

Похожие статьи

Механизм привлечения к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности

В статье рассматривается механизм привлечения к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности в Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Выявл...

К вопросу о проблемах регламентации порядка привлечения юридических лиц к административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации

В работе автором изучаются положения действующего административного законодательства Российской Федерации и выявляются перспективные векторы его реформирования в части привлечения юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в...

Привлечение к административной ответственности в рамках п. 5.1 ст. 14.13 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве)

В статье автором проанализирован вопрос определения срока давности привлечения руководителя организации — должника к административной ответственности, предусмотренной п. 5.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за повторно...

Административная ответственность в сфере рекламы

В статье рассматриваются вопросы ответственности за нарушения законодательства о рекламе в Российской Федерации. Административно-правовая ответственность и иная ответственность, предусмотренная ФЗ «О рекламе». Отражены эффективные меры борьбы с наруш...

Проблемы применения законодательства об ответственности за совершение административных правонарушений в сфере охраны здоровья

В данной статье автор характеризует наиболее типичные проблемы в сфере привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны здоровья граждан.

О некоторых вопросах, возникающих при привлечении к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности

В статье рассмотрены вопросы ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, особенности ее наступления для гражданских и юридических лиц. На основании изучения законодательства и рассмотренной судебной практики сформулированы юридичес...

Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан

В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.

Основания административной ответственности за нарушения в области организации дорожного движения

В настоящей статье автор рассматривает особенности административной ответственности за нарушения в области дорожного движения. В частности, автор акцентирует внимание на практической важности привлечения к юридической ответственности за правонарушени...

Производство по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

В статье авторы исследуют особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Исследуются различные подходы по поставленному вопросу, принципы и этапы ре...

Некоторые проблемы реализации административной ответственности за нарушения налогового законодательства

В данной статье рассматривается вопрос административной ответственности за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства России. В рамках исследования были изучены основные понятия по данной теме, виды и формы административной отве...

Похожие статьи

Механизм привлечения к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности

В статье рассматривается механизм привлечения к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности в Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Выявл...

К вопросу о проблемах регламентации порядка привлечения юридических лиц к административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации

В работе автором изучаются положения действующего административного законодательства Российской Федерации и выявляются перспективные векторы его реформирования в части привлечения юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в...

Привлечение к административной ответственности в рамках п. 5.1 ст. 14.13 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве)

В статье автором проанализирован вопрос определения срока давности привлечения руководителя организации — должника к административной ответственности, предусмотренной п. 5.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за повторно...

Административная ответственность в сфере рекламы

В статье рассматриваются вопросы ответственности за нарушения законодательства о рекламе в Российской Федерации. Административно-правовая ответственность и иная ответственность, предусмотренная ФЗ «О рекламе». Отражены эффективные меры борьбы с наруш...

Проблемы применения законодательства об ответственности за совершение административных правонарушений в сфере охраны здоровья

В данной статье автор характеризует наиболее типичные проблемы в сфере привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны здоровья граждан.

О некоторых вопросах, возникающих при привлечении к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности

В статье рассмотрены вопросы ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, особенности ее наступления для гражданских и юридических лиц. На основании изучения законодательства и рассмотренной судебной практики сформулированы юридичес...

Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан

В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.

Основания административной ответственности за нарушения в области организации дорожного движения

В настоящей статье автор рассматривает особенности административной ответственности за нарушения в области дорожного движения. В частности, автор акцентирует внимание на практической важности привлечения к юридической ответственности за правонарушени...

Производство по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

В статье авторы исследуют особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Исследуются различные подходы по поставленному вопросу, принципы и этапы ре...

Некоторые проблемы реализации административной ответственности за нарушения налогового законодательства

В данной статье рассматривается вопрос административной ответственности за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства России. В рамках исследования были изучены основные понятия по данной теме, виды и формы административной отве...

Задать вопрос