Особенности правового регулирования рекламной предпринимательской деятельности в судебной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 28.04.2022

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Плохова, П. А. Особенности правового регулирования рекламной предпринимательской деятельности в судебной практике / П. А. Плохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 232-235. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90787/ (дата обращения: 29.12.2024).



Правовые основы сферы предпринимательства устанавливаются посредством норм гражданского законодательства, а именно — посредством норм ГК РФ [1; 2; 3]. При этом отдельные виды сферы предпринимательства, помимо гражданского законодательства, регламентируются специализированными нормативными правовыми актами. На сегодняшний день, отдельного внимания заслуживает рассмотрение проблем, связанных с правовым регулированием рекламной деятельности, как самостоятельного вида предпринимательской сферы, а также проблем, связанных с привлечением к ответственности предпринимателей, использующих рекламу, не соответствующую законодательным требования, поскольку именно реклама является неотъемлемым компонентом современной бизнес-индустрии. К примеру, эффективное управление бизнесом в сферах туризма, страхования, перевозок и многих других предпринимательских сферах, не представляется возможным без применения рекламы.

Однако, для того чтобы использовать рекламу в целях успешного осуществления бизнеса предпринимателям необходимо знать систему российского законодательства, регламентирующего рекламную деятельность. В противном случае, при нарушении предпринимателями правовых норм рекламного законодательства, возникает опасность быть привлеченными к различным видам юридической ответственности, к примеру, к гражданско-правовой или административно-правовой, в результате чего снижается, в первую очередь, уровень деловой репутации и имиджа фирмы, которые необходимы для успешного ведения бизнеса предпринимателям, а также для подбора стратегически важных партнеров, инвесторов и клиентов.

Как уже было отмечено, реклама, будучи видом предпринимательской деятельности, регулируется нормами ГК РФ, а именно в соответствии с п. 1 ст. 437 ГК РФ реклама признается формой предложения оферты [1], п. 1 ст. 493 ГК РФ — формой предложения оферты в рамках договора розничной купли-продажи [2], абз. 2 п. 1 ст. 1299 ГК РФ — техническим средством защиты авторских прав [3], п. 1 ст. 1473 ГК РФ — средством индивидуализации фирменного наименования, абз. 4 п. 2 ст. 1484 ГК РФ — местом размещения товарного знака [3] и др.

Кроме этого, рекламе посвящен специализированный нормативный правовой акт — Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту — ФЗ № 38) [4]. Исходя из названия данного законодательного акта следует, что его предназначение заключаются в правовом регулировании такого вида предпринимательской сферы, как реклама. В частности, в ст. 1 ФЗ № 38 предусмотрены цели действия закона о рекламе, а именно — развитие рынка товаров, работ и услуг, обеспечение основ конституционного строя [5] — единства экономического пространства, реализация права потребителей на рекламу, а также предупреждение случаев несоблюдения законодательства о рекламе и др.; в ст. 3 ФЗ № 38 — закреплено законодательное определение понятия рекламы, в котором реклама раскрывается через термин «информация» [4]. Безусловно, правовое регулирование рекламы не ограничивается указанными выше нормативными правовыми актами — ГК РФ и ФЗ № 38, однако объем настоящего исследования не позволяет осветить в полном объеме систему законодательства в соответствующей сфере.

Несмотря на то обстоятельство, что субъектами рекламных бизнес-отношений признаются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, важнейшим звеном таких отношений по праву следует признать потребителя. Деятельность субъектов рекламных правоотношений непосредственно связана с созданием информации, способствующей привлечь потребителя с целью приобретения им рекламируемого товара или услуги.

В этой связи на законодательном уровне устанавливаются требования к рекламе, которые непосредственно связаны с видом товаров или услуг, являющихся предметом рекламной деятельности.

Так, при трансляции рекламы через СМИ предприниматели должны соблюдать временные границы рекламного ролика [6]; при распространении наружной рекламы, формами которой выступают баннеры, плакаты и пр., предпринимателям необходимо, во-первых, получить разрешение органов местной администрации, а, во-вторых, заключить договор с собственником места размещения рекламы [7].

То есть, задача предпринимателей, использующих рекламу в целях привлечения потребителей, создать такую рекламу, которая будет пользоваться спросом (первое требование к рекламе) и при этом осуществляться в соответствии с законодательством о рекламе (второе требование к рекламе). Для этого, на наш взгляд, предпринимателям необходимо соблюдать следующие требования к рекламе:

1) общедоступный формат изложения, рассчитанный на широкую целевую аудиторию потребителей;

2) распространение рекламы на государственном языке — русском;

3) реклама должна содержать информацию о лицензии и органе, осуществившем ее выдачу;

4) в случае рекламирования потребительских товаров, подлежащих обязательной сертификации, реклама должна содержать соответствующую информацию.

Кроме того, как справедливо отмечается представителями научного сообщества, предприниматели не имеют права рекламировать товары и услуги, которые изъяты или ограничены в гражданском обороте, а также реклама не должна характеризоваться агрессивной направленностью и содержать информацию, способную причинить вред физическому и (или) нравственному развитию несовершеннолетних [8].

В случаях, когда реклама не соответствует указанным требованиям, она признается ненадлежащей или недобросовестной. При этом следует констатировать тот факт, что зачастую предприниматели, конкурируя между собой, осуществляют распространение именно недобросовестной рекламы. В частности, к недобросовестной рекламе представляется возможным отнести ту рекламу, которая, к примеру, направлена на подрыв деловой репутации и авторитета предпринимателей-конкурентов.

Контролирующим органом в сфере рекламы является ФАС РФ. В ситуациях, когда ФАС РФ установлены факты осуществления ненадлежащей рекламы, необходимо об этом сообщить путем распространения контррекламы. При этом, если вследствие распространения ненадлежащей рекламы причинен вред законным правам и интересам третьих лиц, в том числе предпринимателям-конкурентам или потребителям, такие предприниматели имеют право обратиться за их защитой в суд с требованием об опровержении ложной информации, содержащейся в рекламе, либо с требованием о возмещении морального вреда.

В ситуациях, когда предприниматели допускают нарушение рекламного законодательства, наступает административная ответственность по ст. 14.3, 14.3.1, 14.24, 14.37 КоАП РФ и др. [9], а также гражданско-правовая ответственность. Как показал анализ судебной практики по административным и гражданским делам, правоприменители при вынесении решений, связанных с нарушением законодательства о рекламе, сталкиваются с проблемами правового регламентирования ответственности предпринимателей в данной области.

Так, в рамках административного законодательства некоторые нормы, в частности ст. 14.3 КоАП РФ, сформулированы законодателем недостаточно точно, что в правоприменительной деятельности вызывает сложности определения круга субъектов исполнения рекламного договора.

Приведем пример из судебной практики. Суд признал незаконным предписание, вынесенное ФАС, путем его отмены. Основанием отмены послужило то обстоятельство, что ФАС выдано предписание ненадлежащему субъекту рекламы — рекламопроизводителю, который в данном случае не подлежит ответственности за содержание рекламы, которая им произведена [10].

Другой пример. Предприниматель в содержание рекламы включил информацию о том, что принадлежащее ему предприятие относится к числу государственных, нарушив установленный законодателем запрет об указании формы собственности предприятий, осуществляющих производство рекламируемых товар и услуг. Суд признал законными требования ФАС к предпринимателю об устранении соответствующей информации из рекламы на том основании, что предприниматель, будучи рекламодателем и рекламораспространителем, отвечает признаками надлежащего субъекта административного преступления, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ [11].

В рассмотренных случаях в качестве предмета судебного разбирательства послужили вопросы правильного установления круга субъекта совершенных административных правонарушений. Наиболее часто ошибочно привлекаются к ответственности рекламопроизводители, которые далеко не во всех случаях признаются субъектами ответственности за нарушение рекламного законодательства, поскольку действуют по указанию рекламодателя.

Кроме этого, следует обратить внимание и на проблемы привлечения предпринимателей, распространяющих ненадлежащую рекламу, к гражданско-правовой ответственности, например, за неосновательное обогащение при оказании рекламных услуг. Так, в соответствии со ст. 44 ЖК РФ жильцы многоквартивного дома наделены правом принятия решений по вопросам размещения рекламных конструкций [12], то есть жильцы, дав согласие на размещение таких конструкций имеют право на получение дохода от рекламной деятельности. Однако в случаях, когда предприниматели, как правило, управляющие компании, размещают рекламу без согласия жильцов, доход получают только они, что в правоприменительной практике расценивается как неосновательное обогащение.

Приведем пример из судебной практики. Высшая судебная инстанция удовлетворила требования одного из жильцов, который не дал своего согласия на размещение управляющей компанией рекламной конструкции на фасаде жилого дома. Свое решение суд мотивировал следующими обстоятельствами: установление рекламной конструкции без согласия собственников многоквартирного дома признается необоснованных, в результате чего управляющая компания за осуществление рекламы получила обогащение без имеющихся на то законных оснований [13].

Таким образом, на сегодняшний день ведение бизнеса представляется немыслимым без рекламы, в связи с чем рекламная деятельность занимает важное значение в сфере предпринимательства. Предприниматели в целях привлечения наибольшего количества потребителей допускают распространение недобросовестной, в том числе и ложной рекламы. Несмотря на то обстоятельство, что действующее федеральное рекламное законодательство на высоком уровне регламентирует общественные отношения, возникающие в сфере рекламы, в данной области продолжают существовать прежние проблемы, связанные с распространением рекламы, не соответствующей законодательству, и возникают новые. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть в законодательстве различных отраслей, в частности в гражданском, административном, более строгие меры ответственности за совершение предпринимателями действий, направленных на распространение рекламы, содержащей не соответствующую действительности информацию.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.
  4. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021) // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  6. Панин П.С. Правовая сущность рекламной деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 11. С. 132.
  7. Цыганюк В.О. Особенности правового регулирования рекламы в сети «интернет» в Российской Федерации // International Law Journal. 2021. № 4. С. 23.
  8. Татиев А.Р. Проблемы юридической ответственности за нарушения в сфере рекламы // Актуальные вопросы науки. 2019. № 50. С. 98.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  10. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2017 № Ф01-3883/2017 по делу № А38-11226/2016 // КонсультантПлюс.
  11. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.12.2017 № Ф01-5967/2017 по делу № А82-861/2017 // КонсультантПлюс.
  12. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 5). Ст. 14.
  13. Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2010 № 50-КГ19-4 // КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): реклама, ГК РФ, предприниматель, рекламная деятельность, РФ, ненадлежащая реклама, распространение рекламы, рекламное законодательство, судебная практика, требование.


Задать вопрос