В данной статье рассмотрены определение рекламной деятельности, определены ее признаки и основания реализации рекламной деятельности на территории Российской Федерации. В настоящее время рекламная деятельность является широко развитой, в связи с чем необходимым определяется знание ее характерных особенностей, что будет способствовать эффективности ее использования на практике.
Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, правовое регулирование.
Возникновение рекламы связано с процессом купли-продажи товаров. Она, являясь частью рынка и услуг, определяется действенным инструментом производителя и поставщика за счет способности привлечения потребителя и создания положительного образа товаров их производителей, продавцов, а также лиц, которые осуществляют работу либо предоставляют какие — либо услуги.
Реклама — это часть культуры и элемент жизнедеятельности общества, который входит в социокультурный процесс. Реклама обладает как социальными, так и культурными особенностями.
Отметим, что в течении долгого развития и правового оформления, реклама стала многогранным явлением.
Термин «реклама» переводится с латинского «reclamare» как «громко кричать». То есть посредством рекламы окружающие получают некую информацию, которую им хотят довести целенаправленно. Но стоит отметить, что понятие «реклама» является не тождественным понятию «информация». Реклама распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами. Распространение предполагает донесение информации от ее источника до конечного потребителя [4].
Рекламная деятельность представляет собой один из важнейших факторов развития рыночной экономики. За счет рекламы осуществляется эффективное воздействие на распространение товаров, работ и услуг от производителей к покупателю. Реклама является необходимой в процессе продвижения товаров, работ и услуг в предпринимательской деятельности.
Посредством Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» была внесена конкретизация в определение рекламы. Были внесены ограничения коммерческой рекламой, под которой понимается информация, связанная с осуществлением предпринимательской деятельности [1].
На основании статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама является информацией, которой присущ публичный характер. Она представляет собой неперсонифицированное сообщение, которое адресовано неопределенному кругу лиц и не может быть рассмотрена как реклама сообщения для определенного лица.
Под неопределенным кругом лиц в этом случае определен лицами, являющимися получателями рекламного сообщения и потенциальной стороной правоотношения, которые возникают относительно процесса реализации объекта рекламирования.
Эффективность рекламы имеет цель для ее доведения до целевой аудитории к кому обращена реклама [5].
Критериями группы потенциальных потребителей являются: возраст, социальный статус, пол, интересы, профессия и прочее. Обращение рекламы в любой из ситуаций предполагает наличие аудитории, то есть определенных потенциальных потребителей. Таким образом, распространение информации, которое отвечает данному признаку рекламы, признается как распространение рекламы среди неопределенного круга лиц.
Особое содержание и направленность информации является вторым признаком рекламы. Информация в рекламе направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также на формирование либо поддержку интереса потребителя к рекламируемому объекту.
Некоторые ученые определяют наличие двух признаков: способность рекламы формировать или поддерживать интерес и ее способность содействовать реализации рекламируемого объекта. Они основываются свойством как качественной и количественной составляющей, а также способность рекламы привлечь внимание, что увеличит продажи.
Реклама является информацией, которая распространяется для продвижения объекта рекламы на рынке. Посредством данного признака имеется непосредственное прослеживание связи рекламы как информации об объекте рекламирования с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности.
При отсутствии факта доведения данной информации до потребителей рекламы, она не может быть рекламой [2].
Также признаком рекламы, отличающим ее от информации нерекламного характера, определяется наличие у такой информации точно установленных лиц (лица), заинтересованных в процессе рекламирования, то есть, обусловленность рекламной информации [4].
Деятельность рекламодателя направлена на получение предпринимательского дохода. Правовой статус рекламодателя регламентируется предпринимательском правом, что определяется применение требований положений ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
ФЗ «О рекламе» определяет, что физическое лицо, при условии, что не имеет статус предпринимателя не вправе быть рекламодателем, так как имеются ограничения, поскольку нормы закона не относятся к объявлениям, авторы которых не являются хозяйствующими субъектами. Стоит отметить наличие категорий рекламодателей, имеющих вступающих в отношения с профессиональными участниками рекламной деятельности в целях продвижения своего товара. Ими являются все хозяйствующие субъекты, принимающие участие в предпринимательской деятельности, осуществляющие выполнение работы или оказание услуг.
Также стоит выделить тот аспект, что в ФЗ «О рекламе» нет определения понятию рекламопроизводителей как участников рекламной деятельности и также не указал об особенностях их деятельности.
Деятельность рекламораспространителя может быть выражена любым из способов и форм. Такими способами могут быть: телевидение, радио, а также печатные издания.
Литература:
- Федеральный закон от 13 марта 2006 года (ред. от 31.12.2017) N 38-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 12. Ст. 1232.
- Ермоленко С. С. К вопросу о признаках рекламы // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 3. С. 187–192.
- Секерин В. Д. Рекламная деятельность //- М.: Инфра-М, 2012. — 192 c.
- Толкачёв А. Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо. 2013. — 368 с.
- Хорошилов А. А. Признаки и критерии ненадлежащей рекламы: примеры из практики // Арбитражная практика. 2010. № 7. С. 80.