В статье раскрывается понятие «защита права», дается общая характеристика специфики защиты прав туристов как потребителей туристских услуг, вносятся предложения по дальнейшему совершенствования законодательства об основах туристской деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: туристическая деятельность, турист, защита и охрана прав и свобод.
Специфика отношений, возникающих при оказании туристических услуг, во многом предопределяется особым статусом его субъектов. Так, исполнителем в данном случае является турагент (туропертор), а на стороне заказчика выступает турист (лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания), на правовой статус которого оказывает непосредственное влияние Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон «Об основах туристической деятельности»).
В частности, это проявляется в закреплении особых прав и обязанностей туриста (ст. 6), в обеспечение повышенными гарантиями, связанными с качеством и безопасностью туристских услуг (гл. 7), информированностью и сроками оказания услуг (гл. 4) и, несомненно, в особом характере защиты прав туристов.
Вместе с тем, человек, которому оказывается медицинская услуга или который обратился за оказанием медицинской услуги, приобретает статус не только туриста, но и потребителя туристской услуги в рамках Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителе»).
Данным законом также определяются права потребителей (ст.ст. 3, 4, 7, 8), их гарантии (ст.ст. 29–32), а также особенности защиты прав потребителей (ст.ст. 44–46).
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день статус физического лица — заказчика туристских услуг имеет двойственную правовую природу как туриста и как потребителя услуг, что, в том числе, отражается на специфике форм и способов защиты, предопределяя научный интерес в их исследовании.
Однако, не переходя к данному вопросу, в первую очередь считаем необходимым остановиться на понятии «защита» с точки зрения права. В юридической литературе не существует однозначного подхода к определению данного понятия. В основном дискуссии сводятся либо к отнесению данного понятия к другим категориям (конституционной обязанности государства, субъективному праву, гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина и др.), либо к рассмотрению «защиты» в качестве самостоятельной категории.
Например, Н. И. Матузов определяет защиту, как специфическую обязанность государства [1].
В. В. Болгова, напротив, под защитой понимает принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентным органами в целях восстановления нарушенного права [2].
Исходя из этого категорию «защиты прав и свобод человека и гражданина» можно рассматривать как многоаспектное явление, включающее в себя следующие составляющие.
Во-первых, защита прав и свобод, как специфическая обязанность государства, для которой характерны.
Во-вторых, защита прав и свобод, как субъективное право человека (гражданина), которое можно рассматривать как принудительное и направленное на его восстановление.
В-третьих, как гарантию осуществления прав и свобод (так как без возможности защиты прав, лишь их закрепление может иметь декларативный характер).
Следовательно, под защитой прав и свобод человека, по нашему мнению, следует понимать субъективное право человека и гражданина, а также соответствующая ему обязанность государства, представляющая собой специфическую деятельность субъектов права по применению мер, направленных на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод.
Отталкиваясь от общего понимания «защиты прав и свобод человека», остановимся на особенностях защиты прав туристов при оказании туристских услуг.
Следует отметить, что вопросы защиты прав туристов по-прежнему одинаково актуальны, ведь нарушения прав туристов стали нормой работы туристских организаций. При этом, нарушения проявляются в различных направлениях — в сфере предоставления услуг авиаперевозок, при размещении в отеле, при проведении экскурсионных программ и другие [3].
В связи с чем, защита прав и интересов туристов, в том числе, оказание им экстренной помощи, а также обеспечение их безопасности относится к одному из основополагающих направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации (ст. 4 Закона «Об основах туристической деятельности»).
Исходя из значимости формирования механизмов защиты прав туристов, рассмотрим особенности такой защиты более подробно.
В качестве первой особенности считаем необходимым выделить специфику защищаемого права. Так, права туристов напрямую связаны с реализацией туристского продукта (комплекса услуг по перевозке и размещению).
В связи с чем, Законом «Об основах туристической деятельности» определяется комплекс прав, непосредственно связанных с туристской сферой, в том числе, право на достоверную информацию о правилах въезда и особенностях страны (места) временного пребывания (культурных, религиозных, правовых и др.); свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам; обеспечение личной безопасности, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; содействие органов власти страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи; а также возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и другие.
При этом, не следует забывать, что двойственная правовая природа туриста предполагает наличие у него не просто прав, предусмотренных законодательством об основах туристской деятельности, но и прав потребителя в рамках розничного договора об оказании возмездных услуг. Данные обстоятельства предусматривают и специальные способы защиты нарушенных прав, связанных с возможностью взыскания неустойки (в случае нарушения сроков оказания услуг), штрафа (в случае не устранения нарушений в сфере законодательства о защите прав потребителей) помимо возмещения убытков [4].
Во-вторых, особая ценность защищаемого права предопределяет широкий комплекс форм его защиты, в том числе, юрисдикционных и неюрисдикционных, судебных и административных, в рамках самозащиты и путем обращения в специальные правозащитные организации, договорные и внедоговорные [5].
В-третьих, специфика защищаемого права позволяет выделить как общие, так и специальные способы защиты нарушенных прав. В частности, общие способы определены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (далее — ГК РФ), в том числе, признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право и другие.
Специальные способы защиты определяются законодательством об основах туристской деятельности, к примеру, исключение сведений о туроператоре из реестра в случае существенного нарушения условий договора о реализации туристского продукта (ст. 4.2 Закона «Об основах туристской деятельности»), а также законодательством о защите прав потребителей, в том числе, взыскание штрафа в размере 50 процентов от присужденной потребителю суммы в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Четвертая особенность защиты прав пациентов состоит в соотношении договорных и деликтных форм нарушений прав пациентов. Так, спецификой оказания платных медицинских услуг можно назвать наличие договорных отношений, к которым следует применять правила гл. 39 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, вопросы ответственности в таком случае регламентируются положениями главы 25 ГК РФ (об ответственности за нарушение обязательств) [6].
Между тем, оказание туристсикх услуг ненадлежащего качества может привести не только к нарушению условий договора и неудовлетворенности туриста, но и к причинению вреда его здоровью и жизни, что предопределяет применение правил главы 59 ГК РФ о деликтной ответственности, если договором не предусмотрен более высокий размер ответственности, чем установлен гл. 59 ГК РФ.
В заключение необходимо отметить, что выявленные особенности защиты прав туристов, на наш взгляд, должны быть учтены в Законе «Об основах туристской деятельности» в рамках отдельной статьи в целях формирования слаженного механизма защиты прав туристов.
Литература:
1. Матузов, Н. И. Правовая система и личность. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 294 с.
2. Болгова, В. В. Формы защиты субъективного права: теоретические проблемы: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 / В. В. Болгова. — Самара, 2000. — 181 с.
3. Косякова, М. В. Особенности защиты прав потребителей при оказании туристических услуг // Актуальные проблемы частного права в России: межвузовский сборник научных статей, посвященный 75-летию З. И. Цыбуленко. — Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Сарат. гос. юр. акад»., 2012. — С. 102–106.
4. Зыкова, И. В., Филатов, К. А. Некоторые особенности защиты прав потребителей при оказании туристических услуг // Туризм: право и экономика. — М.: Юрист. — 2005. — № 1. — С. 7–10.
5. Агешкина, Н. А., Бельянская, А. Б., Холкина, М. Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л. Л. Руденко // СПС КонсультантПлюс. 2016 — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2019).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // (с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 259-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; СЗ РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4808.