Статья посвящена рассмотрению основныхисточников правового регулирования туристской деятельности. В статье рассматривается разработка целевых программ и их совершенствование.
Ключевые слова: туристская деятельность,источники правового регулирования, сфера туризма.
С точки зрения потребителей туристских услуг защита прав граждан является ключевой задачей государства, так как в туризме преобладает большое количество всевозможных рисков, в том числе и в связи с возникновением пандемии новой коронавирусной инфекции, поэтому государству просто необходимо принимать активное участие и воздействовать на данную сферу при помощи создания и обеспечения применения нормативных правовых и иных актов.
В Конституции РФ указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В связи с этим необходимо учитывать значимость международного законодательства для разработки российских нормативных правовых актов о туристской деятельности.
На основании федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» составляются международные договоры Российской Федерации, направленные на развитие туризма.
Источниками правового регулирования туристской деятельности являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ, законы субъектов РФ, указы Президента РФ, акты Правительства РФ, акты субъектов РФ, акты органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Туристскую деятельность регулирует Гражданский кодекс РФ. В нем -отражены виды и способы создания юридических лиц, а также регулирование договоров возмездного оказания услуг, связанных с туризмом, перевозками и страхованием.
Одним из главных документов является ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». В нем указаны такие определения как: туристская деятельность, турист, туроператорская деятельность, турагентская деятельность и другие. В законе расписаны принципы и способы государственного регулирования; права и обязанности туриста; особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта; объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов; туристские ресурсы Российской Федерации; безопасность туризма; финансовое обеспечение ответственности туроператора; международное сотрудничество; государственный надзор в сфере туристской деятельности [4].
Туристская индустрия регулируется на основании Закона «О защите прав потребителей». Он применяется ко всем потребителям туристских услуг. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [5].
Помимо действующего законодательства, касающегося сферы туризма: Конституции РФ, международных договоров, Гражданского кодекса РФ, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», в целях регулирования туристской деятельности государство принимает ряд правовых и иных нормативных актов особое значение среди которых занимают целевые программы. Данные программы разрабатывают Правительство РФ, Федеральное агентство по туризму в РФ, правительства субъектов РФ, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции. Целевые программы позволяют определить цели и прогнозы туристской деятельности. К основным целевым программам относятся:
- Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» в нем отмечается комплексное развитие и благоустройство туристских территорий, формирование туристского продукта с учётом природного, культурного, этнического разнообразия регионов страны.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») в котором говорится, что туризм составляет инновационное развитие нашей страны, отмечается его экономическая выгода.
Однако, по нашему мнению, в данные целевые программы необходимо включать такие необходимые составляющие как:
1) содействие ВУЗам в подготовке кадров для туристской деятельности, так как нехватка профессиональных специалистов в туризме существенно влияет на формирование туристской отрасли в целом, имиджа страны, препятствует грамотному формированию туристских продуктов, привлечению финансовых инвестиций в туристскую отрасль. Граждане, которые работают с иностранными туристами, должны иметь профильное образование и специальную подготовку. Руководители, управляющие и обслуживающий персонал должны быть профессионалами своего дела. Людям, занятым в индустрии туризма необходимо знание иностранных языков. Особенно актуальными в условиях распространения коронавируса становятся программы дистанционного обучения в сфере туризма, организуемые Ассоциацией Туроператоров, Международной туристической выставкой — MITT и т. д.
2) содействие деятельности туроператорам по внутреннему туризму, так как именно они формируют туристские продукты в регионах, которые способствуют увеличению туристической привлекательности России, а как следствие — к привлечению средств в бюджет. Полученные денежные средства помогают развивать туристическую и спортивную инфраструктуру, проводить реставрацию культурных, исторических и спортивных объектов.
Таким образом, некоторые из вышеуказанных нормативных правовых и иных актов являются несовершенными, они требуют тщательной переработки и внесения соответствующих изменений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации 1993 г. [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 15.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ [в редакции от 11.08.2020]. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru /. (дата обращения: 13.11.2020).
- Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2020).
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2020).
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300–1 [ред. от 31.07.2020] — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2020).
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» — Текст: электронный // Правительство России [сайт]. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 15.11.2020).
- Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р — Текст: электронный // Правительство России [сайт]. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 14.11.2020).
- Стригунова, Д. П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса / Д. П. Стригунова. — 3-е изд. — Москва: КНОРУС, 2018. — 312 c. — Текст: непосредственный.