Ученическое наставничество является современным способом развития не только отстающих учеников, но и самих детей-наставников. Так, применение данной технологии в отличие от модели «учитель-ученик» имеет двусторонний эффект. Несмотря на эффективность применения ученического наставничества, данная технология используется ограниченно.
Ключевые слова: наставничество, ученическое наставничество, пришкольный лагерь.
На сегодняшний день возможности ученического наставничества не до конца эффективно используются в современных школах. Так, анализ нормативно-правовой базы в данной области [1] позволил определить, что в большинстве положений отмечается перспектива его использования, но в большей степени акцент здесь сделан на следующих видах наставничества:
— модель «учитель-ученик»;
— модель «ученик-ученик».
Данная тенденция свойственна и МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск». Образовательная организация расположена в Амурской области. В соответствии с профилем своей деятельности МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск» осуществляет следующие направления:
— основная образовательная программа начального общего образования;
— основная образовательная программа основного общего образования;
— основная образовательная программа среднего общего образования;
— адаптированная основная образовательная программа основного общего образования.
Было доказано, что система ученического наставничества (формат «ученик-ученик») в процессе организации пришкольного лагеря для обучающихся младших классов в МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск», несмотря на освещение важности ее формирования в Положении о наставничестве [2] — отсутствует. Так, в образовательной организации имеется только целевая программа наставничества формата «учитель-учитель» и сравнительно ограниченно освещается модель «учитель-ученик». Было сделано предположение, что реализация модели «ученик-ученик» позволит не только восполнить образовательные, поведенческие и личностные проблемы отстающих, но также и позволят развивать непосредственно школьников-наставников. Для подтверждения данного предположения были применены следующие методики оценки потенциала наставника из числа школьников, это:
— оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой) [4, с. 23];
— методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) [5, с. 96];
— диагностика лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого [3, с. 241].
В исследовании приняли участие 26 детей — ученики 3 класса МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск».
Результаты применения первого модуля предложенной методики представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты применения методики оценки школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Таким образом, в соответствии с представленными параметрами, в рамках данной методики потенциалам к наставничеству обладают следующие дети: Дарья А., Софья В., Светлана Г., Анжела Е., Михаил З., Елена К., Константин П., Никита С. и Никита Х. С другой стороны, были обнаружены и дети, которым нужна помощь — это Эдуард Б., Афанасий К., Иосиф Р., Мария С., Анастасия С. и Оксана Ч.
Желание высокой успеваемости у девяти выявленных детей отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты применения методики для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой)
Таким образом, все почти все дети, выявленные в результате применения первой методики, демонстрируют позитивную учебную мотивацию, за исключением Михаила З и Елены К.
Последний блок исследования позволил определить наличие лидерского и организационного потенциала у потенциальных наставников: результаты оценки представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики лидерских способностей (методика Е. Жарикова, Е. Крушельницкого)
Анализируя результаты трех примененных методик, были сделаны следующие выводы:
— Дарья А., Софья В., Никита С. и Никита Х. полностью соответствуют требуемым параметрам к наставнику в области поведенческого типа, ориентиров школьной успеваемости и наличия лидерского и организационного потенциала;
— Светлана Г. не соответствует требуемым параметрам к наставнику в области ориентиров школьной успеваемости (преобладают индивидуальные мотивы и потребности);
— Анжела Е. не соответствует требуемым параметрам к наставнику в области поведенческого типа и ориентиров школьной успеваемости (преобладают индивидуальные мотивы и потребности);
— Константин П. не соответствует требуемым параметрам к наставнику в области поведенческого типа, ориентиров школьной успеваемости (преобладают индивидуальные мотивы и потребности) и в развитости лидерских и организационных качеств.
Здесь следует отметить, что в будущем Светлана Г., Анжела А. и Константин П. могут быть включены в программу развития наставников.
Для развития потенциала наставника была создана программа наставничества для школьников, которая была реализована с 01 мая по 30 мая 2024 г. Программа состояла из шести занятий, имеющих следующие цели:
— определить мотивационную готовность наставников участвовать в программе наставничества;
— развить необходимые навыки у наставников;
— закрепить полученные знания и навыки наставниками в рамках практической деятельности;
— определить готовность наставников участвовать в программах наставничества в профильных сменах.
В программе развития наставников приняли участие все семь детей, но апробировать полученные знания и навыки удалось только двум — это Дарья А. и Никита С. Дети по итогам обучения попали в пришкольный лагерь и смогли участвовать в программе наставничества отстающих (Иосиф Р. и Анастасия С.). Согласно результатам наблюдения, они не только в полной мере реализовали программу наставничества в интересах отстающих детей, что позволило снизить их тревожность, повысить вовлеченность, улучшить эмоциональное состояние Иосифа Р. и Анастасии С., но также:
— Дарья А. помогала не только наставляемому, но и другим детям, что позволило существенно увеличить их адаптацию в коллективе;
— Никита С. активно участвовал в организации мероприятий и мастер-классов, практически полностью взял на себя ответственность за ряд задач, в частности — спортивных мероприятий.
Так, в рамках пришкольного лагеря наставниками оказывалась поддержка не только наставляемых, они также проявляли активность в помощи воспитателям.
По результатам завершения пришкольного лагеря повторно были применены методики оценки потенциала наставников, не только для детей, участвующих в программе наставничества, но в целом для всех семерых, прошедших обучение, и выявлено:
— детям, попавшим в пришкольный лагерь, удалось существенно улучшить свой потенциал как наставников;
— детям, не попавшим в пришкольный лагерь, удалось также увеличить свой потенциал как наставников, но их прогресс сравнительно ниже, чем у первой группы.
Следовательно, по результатам исследования, было определено:
- Ученическое наставничество оказывает позитивное влияние на наставляемых и позволяет им преодолеть школьные и личностные кризисы.
- Участие в программах развития качеств наставника позволило получить определенный прирост в навыках детей.
- Существенных результатов удалось добиться при апробации полученных знаний и навыков в рамках пришкольного лагеря.
Таким образом, доказано, что наибольшую эффективность программы развития ученического наставничества имеют при апробации полученных навыков и знаний в условиях реальной деятельности.
Литература:
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Положение о наставничестве МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск
- Александрова, Д. А. Наставничество как способ привлечения интереса младших школьников / Д. А. Александрова // Современные вопросы естествознания и экономики. — Прокопьевск, 2022. — С. 240–243. — ISBN 978–5–6047–9181–3
- Кижаева, Д. В. Дополнительное образование школьников в формате профильных смен/ Д. В. Кижаева, М. Ю. Кулебякина // Артек — событие. — 2019. — № 2 (20). — С. 21–25. — ISBN 2306–8906
- Рассохина, И. Ю. Наставничество в проектной деятельности школьников в условиях дистанционного взаимодействия/ И. Ю. Рассохина, З. А. Лагутина //Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2023. — № 2 (50). — С. 90–101. — ISBN 2220–3036