Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности ученического наставничества

Педагогика
15.11.2024
36
Поделиться
Библиографическое описание
Халатова, А. В. Особенности ученического наставничества / А. В. Халатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119299/.


Ученическое наставничество представляет собой современное востребованное направление педагогического процесса, позволяющее не только восполнить необходимые компетенции у наставляемого, но и сформировать лидерский и организационный потенциал у наставника. Несмотря на это, возможности и перспективы применения ученического наставничества недостаточно оценены в современной педагогической практике, что обусловлено специфичностью данного процесса.

Ключевые слова: наставничество, ученическое наставничество, самоуправление.

Прежде всего, следует отметить, что под ученическим наставничеством необходимо понимать такую форму обучения школьников, в рамках которой взаимодействие осуществляется на уровне «ученик-ученик» при непосредственном контроле куратора [3, с. 141]. Ученическое наставничество как специфическая категория имеет свои отличительные особенности, это:

— особенности взаимодействия;

— особенности оценки системы наставничества;

— типичные проблемы в ходе наставничества;

— самоуправление как ключевая база наставничества.

Раскроем данные направления подробнее.

  1. Особенности взаимодействия. Для ученического наставничества характерны особые формы взаимодействия, основанные на цели данного процесса, это: «отличник-слабоуспевающий» (улучшение образовательных результатов наставляемого), «лидер-тихоня (улучшение коммуникационных, творческих и лидерских навыков наставляемого), «адаптированный — неадаптированный» (проведение адаптации наставляемого) и «равный-равному» (двусторонний процесс развития наставника и наставляемого путем обмена навыками) [5, с. 90]. Одновременно в процессе наставничества могут применяться как одна, так и несколько моделей.
  2. Особенности оценки системы наставничества. В системе ученического наставничества применяются уникальные параметры оценки, среди которых: оценка достижений обеих сторон, эффективность коммуникационного обмена между тремя сторонами, эффективность последовательного прохождения стадий программы наставничества, увеличение численности наставников и их потенциала, удовлетворенность наставников и наставляемых программой наставничества и коммуникацией [8, с. 61].
  3. Типичные проблемы в ходе наставничества. Здесь принято классифицировать типичные ошибки ученического наставничества по двум направлениям, это:

— проблемы наставника (высокая самооценка («я могу помочь», «я знаю лучше всех», «я нужен тебе»), чрезмерная вовлеченность в процесс наставничества, понимание успеха наставляемого как собственного);

— проблемы наставляемого (отказ и непринятие помощи).

Представленные проблемы решаются различными методами, среди которых: развитие мотивации у наставника и наставляемого, создание системы доверительных отношений между сторонами, реализация программ наставничества в свободное от уроков время, внедрение обучения на основе опыта, периодическое исследование морально-психологического здоровья наставника и наставляемого, а также отношений и коммуникации между нами [6, с. 531].

  1. Самоуправление как ключевая база наставничества. Под ученическим самоуправлением следует понимать форму реализации учащимися права на управление школой, закрепленное в Федеральном Законе об образовании [4, с. 112]. Данное направление реализуется путем реализации следующих мероприятий на базе школы: дни самоуправления в школе, модель управления «школьная власть», программы ситуативного, реверсивного и флеш-наставничества в школьной среде, совместное участие старших и младших школьников в волонтерских (добровольческих) движениях и в социально-значимых акциях и проектах, вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения, участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно- просветительских и спортивных мероприятий, налаживание сотрудничества с социальными партнерами для совместной социально-значимой деятельности, воспитание активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма [2, с. 6]. Самоуправление как ключевая форма ученического наставничества позволяет восполнить все типы образовательных дефицитов и недостатков самостоятельности у школьников и обрести способность к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации [7, с. 279].

Представленные особенности необходимо учитывать в рамках организации ученического наставничества в школе. Применение данной формы педагогической деятельности позволит повысить вовлеченность наставляемых в социальные, культурные и образовательные процессы управления жизнью школы, что окажет положительное влияние на следующие показатели образовательного учреждения:

— улучшение эмоционального фона в школьном коллективе;

— улучшение имиджа образовательной организации;

— лояльность учеников и будущих выпускников к школе, их родителей [1, с. 98].

Таким образом, наставничество является не только неотъемлемой частью системы ученического самоуправления, двусторонним процессом, носящим субъект-субъектный характер, но и разновидность педагогического взаимодействия, которое в целом оказывает влияние на имидж образовательного учреждения.

Литература:

  1. Емельянова, О. П. Многоуровневое наставничество в проектном образовании одаренных школьников/ О. П. Емельянова, М. В. Журавлева // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. — 2019. — № 4. — С. 98–103.
  2. Манжосова, Ю. Ю. Практика наставничества в проектной деятельности школьников/ Ю. Ю. Манжосова // Педагогический поиск. — 2022. — № 9. — С. 6–13.
  3. Мурзалинова, А. Ж. Наставничество как психолого-педагогическое условие нравственной педагогики/ А. Ж. Мурзалинова, Н. Т. Уалиева, Н. Н. Невзорова // IХ Сильвестровские педагогические чтения. — Омск, 2020. — С. 141–146.
  4. Панкова, Е. В. Особенности организации тьюторского сопровождения младшего школьника/ Е. В. Панкова // Современный учитель: психолого-педагогические аспекты. — Чебоксары, 2023. — С. 112–115.
  5. Рассохина, И. Ю. Наставничество в проектной деятельности школьников в условиях дистанционного взаимодействия/ И. Ю. Рассохина, З. А. Лагутина //Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2023. — № 2 (50). — С. 90–101.
  6. Селейдарян, Э. М. Особенности педагогики и наставничества/ Э. М. Селейдарян // Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии. — Краснодар, 2023. — С. 531–533.
  7. Соловьева, Е. О. Некоторые аспекты применения технологии наставничества в обучении школьников/ Е. О. Соловьева, Е. А. Леонова // Современное образование и педагогическое наследие. — Москва, 2021. — С. 279–283.
  8. Шишова, Н. Г. Наставничество как средство профессионального воспитания/ Н. Г. Шишова //Феноменология наставничества в гуманитарных и общественных науках: тенденции и перспективы развития. — Елец, 2023. — С. 61–66.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
наставничество
ученическое наставничество
самоуправление
Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 347-349):
Часть 6 (стр. 341-413)
Расположение в файле:
стр. 341стр. 347-349стр. 413

Молодой учёный