Особенности ученического наставничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Халатова, А. В. Особенности ученического наставничества / А. В. Халатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119299/ (дата обращения: 16.11.2024).

Препринт статьи



Ученическое наставничество представляет собой современное востребованное направление педагогического процесса, позволяющее не только восполнить необходимые компетенции у наставляемого, но и сформировать лидерский и организационный потенциал у наставника. Несмотря на это, возможности и перспективы применения ученического наставничества недостаточно оценены в современной педагогической практике, что обусловлено специфичностью данного процесса.

Ключевые слова: наставничество, ученическое наставничество, самоуправление.

Прежде всего, следует отметить, что под ученическим наставничеством необходимо понимать такую форму обучения школьников, в рамках которой взаимодействие осуществляется на уровне «ученик-ученик» при непосредственном контроле куратора [3, с. 141]. Ученическое наставничество как специфическая категория имеет свои отличительные особенности, это:

— особенности взаимодействия;

— особенности оценки системы наставничества;

— типичные проблемы в ходе наставничества;

— самоуправление как ключевая база наставничества.

Раскроем данные направления подробнее.

  1. Особенности взаимодействия. Для ученического наставничества характерны особые формы взаимодействия, основанные на цели данного процесса, это: «отличник-слабоуспевающий» (улучшение образовательных результатов наставляемого), «лидер-тихоня (улучшение коммуникационных, творческих и лидерских навыков наставляемого), «адаптированный — неадаптированный» (проведение адаптации наставляемого) и «равный-равному» (двусторонний процесс развития наставника и наставляемого путем обмена навыками) [5, с. 90]. Одновременно в процессе наставничества могут применяться как одна, так и несколько моделей.
  2. Особенности оценки системы наставничества. В системе ученического наставничества применяются уникальные параметры оценки, среди которых: оценка достижений обеих сторон, эффективность коммуникационного обмена между тремя сторонами, эффективность последовательного прохождения стадий программы наставничества, увеличение численности наставников и их потенциала, удовлетворенность наставников и наставляемых программой наставничества и коммуникацией [8, с. 61].
  3. Типичные проблемы в ходе наставничества. Здесь принято классифицировать типичные ошибки ученического наставничества по двум направлениям, это:

— проблемы наставника (высокая самооценка («я могу помочь», «я знаю лучше всех», «я нужен тебе»), чрезмерная вовлеченность в процесс наставничества, понимание успеха наставляемого как собственного);

— проблемы наставляемого (отказ и непринятие помощи).

Представленные проблемы решаются различными методами, среди которых: развитие мотивации у наставника и наставляемого, создание системы доверительных отношений между сторонами, реализация программ наставничества в свободное от уроков время, внедрение обучения на основе опыта, периодическое исследование морально-психологического здоровья наставника и наставляемого, а также отношений и коммуникации между нами [6, с. 531].

  1. Самоуправление как ключевая база наставничества. Под ученическим самоуправлением следует понимать форму реализации учащимися права на управление школой, закрепленное в Федеральном Законе об образовании [4, с. 112]. Данное направление реализуется путем реализации следующих мероприятий на базе школы: дни самоуправления в школе, модель управления «школьная власть», программы ситуативного, реверсивного и флеш-наставничества в школьной среде, совместное участие старших и младших школьников в волонтерских (добровольческих) движениях и в социально-значимых акциях и проектах, вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения, участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно- просветительских и спортивных мероприятий, налаживание сотрудничества с социальными партнерами для совместной социально-значимой деятельности, воспитание активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма [2, с. 6]. Самоуправление как ключевая форма ученического наставничества позволяет восполнить все типы образовательных дефицитов и недостатков самостоятельности у школьников и обрести способность к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации [7, с. 279].

Представленные особенности необходимо учитывать в рамках организации ученического наставничества в школе. Применение данной формы педагогической деятельности позволит повысить вовлеченность наставляемых в социальные, культурные и образовательные процессы управления жизнью школы, что окажет положительное влияние на следующие показатели образовательного учреждения:

— улучшение эмоционального фона в школьном коллективе;

— улучшение имиджа образовательной организации;

— лояльность учеников и будущих выпускников к школе, их родителей [1, с. 98].

Таким образом, наставничество является не только неотъемлемой частью системы ученического самоуправления, двусторонним процессом, носящим субъект-субъектный характер, но и разновидность педагогического взаимодействия, которое в целом оказывает влияние на имидж образовательного учреждения.

Литература:

  1. Емельянова, О. П. Многоуровневое наставничество в проектном образовании одаренных школьников/ О. П. Емельянова, М. В. Журавлева // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. — 2019. — № 4. — С. 98–103.
  2. Манжосова, Ю. Ю. Практика наставничества в проектной деятельности школьников/ Ю. Ю. Манжосова // Педагогический поиск. — 2022. — № 9. — С. 6–13.
  3. Мурзалинова, А. Ж. Наставничество как психолого-педагогическое условие нравственной педагогики/ А. Ж. Мурзалинова, Н. Т. Уалиева, Н. Н. Невзорова // IХ Сильвестровские педагогические чтения. — Омск, 2020. — С. 141–146.
  4. Панкова, Е. В. Особенности организации тьюторского сопровождения младшего школьника/ Е. В. Панкова // Современный учитель: психолого-педагогические аспекты. — Чебоксары, 2023. — С. 112–115.
  5. Рассохина, И. Ю. Наставничество в проектной деятельности школьников в условиях дистанционного взаимодействия/ И. Ю. Рассохина, З. А. Лагутина //Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2023. — № 2 (50). — С. 90–101.
  6. Селейдарян, Э. М. Особенности педагогики и наставничества/ Э. М. Селейдарян // Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии. — Краснодар, 2023. — С. 531–533.
  7. Соловьева, Е. О. Некоторые аспекты применения технологии наставничества в обучении школьников/ Е. О. Соловьева, Е. А. Леонова // Современное образование и педагогическое наследие. — Москва, 2021. — С. 279–283.
  8. Шишова, Н. Г. Наставничество как средство профессионального воспитания/ Н. Г. Шишова //Феноменология наставничества в гуманитарных и общественных науках: тенденции и перспективы развития. — Елец, 2023. — С. 61–66.


Задать вопрос