Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников / М. А. Черкезян, В. А. Визнюк, С. Г. Лущенкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117078/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по внедрению опытной деятельности на уроках окружающего мира. В рамках данной статьи авторы опираются на научную и методическую литературу.

Ключевые слова : опыты, исследовательская деятельность, эффективное обучение, учитель, ученики, школа.

  1. Введение

Исследования в рамках начальной школы способствуют развитию ключевых навыков у ребят, это помогает школьникам в различных учебных дисциплинах. При включении опытов в программу обучения формируются следующие навыки — целеполагание, обобщение информации, подготовка выводов и опыт работы с фактами, у школьников развивается внимательность. Проведение опытов — это эффективный инструмент повышения мотивации обучающихся, усиливается вовлеченность младших школьников, что положительно сказывается на усваиваемости материала. Ученики начальной школы активны и любознательны, им близко творчество и интерактивное обучение, поэтому опыты с целью самостоятельного установления истины воспринимаются учащимися положительно. Информация не только лучше запоминается, но самостоятельно добытые знания положительно влияют на восприятие учебы. Процесс обучения становится интересным, необычным, а также закладывает необходимые основы для более глубокой научной деятельности в будущем. Проведение даже простых опытов позволяет познакомить обучающихся с ключевыми правилами ведения научной деятельности.

  1. Основная часть

Авторами данной статьи изучены теоретические материалы, определения исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, а также литература по теме эффективности подготовки и проведения опытов на уроках в младшей школе. Опыты рассматриваются как форма научной деятельности младших школьников.

Тема исследовательской деятельности школьников поднимается в научных статьях А. В. Леонтовича. Он определяет основную цель исследований и опытов учеников младших классов как поиск решений теоретических задач.

А. И. Савенков — педагог и психолог, имеет широкий опыт в сфере образования, а именно в работе с детьми с выдающимися способностями. Автор выделил термины и понятия, которые стали основной для тысячи учителей. А. И. Савенков раскрывает подходы к организации и приобщению школьников к научной деятельности.

Савенков характеризует исследовательскую деятельность учеников так: «Специфический тип интеллектуально-творческой деятельности, который является результатом поисковой активности учащихся. Поисковая активность возникает в результате нестандартной ситуации, которая требует необычного решения. Такой процесс поиска истины лежит в основе исследовательского поведения» [1].

А. И. Савенков классифицирует исследовательские навыки учащихся начальной школы следующим образом: «

1) понимать и определять проблемы,

2) формулировать и задавать вопросы,

3) строить гипотезы,

4) характеризовать понятия,

5) делать выводы,

6) упорядочить информацию,

7) выделять общности и различия (группировать признаки),

8) навыки активного наблюдения,

9) эксперименты,

10) навыки объяснять, обосновывать идею и работать с возражениями» [1].

Данные умения позволят школьнику в дальнейшем обучении реализовать исследовательскую деятельность в любой области науки. Вышеперечисленные умения являются межпредметными, что позволяет ученикам эффективно усваивать знания и в старшей школе. Ведь в рамках обучения школьников важны не только сами знания, но и способы их передачи, формат донесения знаний. Включение интеллектуально-творческой деятельности в обучение школьников позволяет развить их познавательный и творческий потенциал.

Авторы данной статьи изучили теоретические аспекты опытов в обучении. Классическое латинское определение опыта, эксперимента объясняется так: опыт является одним из методов исследования явлений в заранее заданных и контролируемых условиях, в рамках чего допускается активное взаимодействие с объектом изучения. Эксперимент — это сложная форма изучения и поиска истины, она включает организацию определенных условий для опыта, требует развитых навыков наблюдения, умений соотнести факты и процессы, подвести итог, описать полученный результат.

Следует отметить, что педагогу необходимо не только реализовать исследование, но и научить школьников следовать конкретным этапам опыта. Кратко выделим этапы исследовательской деятельности на примере опыта. Эксперимент или опыт состоит из следующих стадий:

1) анализ заданной ситуации,

2) описание материалов,

3) прогнозирование будущих результатов,

4) наблюдение и фиксация событий, фактов, анализ событий,

5) обобщение или классификация,

6) подготовка вывода,

7) оценка полученных результатов,

8) коррекция исследовательского поведения при отсутствии запланированных результатов.

В рамках опыта ведется «Дневник наблюдений» и оформляются результаты. Следование вышеназванным этапам заложит крепкий фундамент для успешного развития обучающихся в научной деятельности.

Рассмотрим критерии выбора темы опыта. Крайне важно подобрать тему опыта, которая интересна школьникам младшего возраста. Для этого она должна соответствовать учебной программе, возрасту обучающихся, быть в пределах их понимания. Учителю следует комментировать опыт на понятном школьникам языке, с учетом их уровня владения научными терминами. Сложные понятия следует адаптировать; проводимый опыт должен быть доступным и реализуемым для школьника. Чтобы сохранить интерес школьника к научной деятельности, учителю необходимо обозначать ценность проводимых опытов, объяснять смысл опытов с практической точки зрения. Приводить примеры из повседневной жизни о значимости того или иного научного факта, который можно доказать опытным путем — тем самым обосновывать высокую роль науки в жизни общества. Заранее учитель должен оценить необходимый темп работы при проведении эксперимента, количество помощи ученикам.

Рассмотрим основные виды опытов, которые возможны в учебном процессе младших школьников. В методической литературе выделяют демонстрационные и лабораторные опыты.

Демонстрационные опыты — это эксперименты, которые проводит педагог для иллюстрации изучаемой темы, с целью подтверждения правил в повседневной жизни (на практике). Такие опыты классифицируют как проверочные. Учитель не только заранее репетирует опыт, настраивает оборудование и проверяет материалы, он готовит демонстрационное место для опыта, оценивает видимость эксперимента. Если какие-то компоненты небольшие, а возможности повлиять на размер/ объем нет — то учитель может продемонстрировать реакцию или результат опыта, проходя между партами.

Лабораторные опыты школьники выполняют сами, или в парах, в группах. Такие эксперименты делает каждый ученик класса, он самостоятельно (без учителя) работает с объектами изучения, с оборудованием (если оно необходимо), с приборами.

Данные виды опытов вызывают интерес у младших школьников. Основываясь на педагогической практике, авторами сделан вывод, что демонстрационные опыты наиболее просты для реализации в рамках обучения и имеют меньше рисков для обучающихся.

В рамках данной статьи нельзя оставить без внимания правила техники безопасности в рамках проведения опытов на занятиях в младшей школе.

Приведем основные правила техники безопасности, которые со школьниками необходимо обсудить заранее, а в рамках проведения опыта контролировать исполнение правил безопасности. Правила работы с сыпучими предметами (земля, песок, сахар, соль, мука и т. д.) запрещают разбрасывать материал и прикасаться руками к лицу/ одежде/ рюкзаку и другим предметам после контакта с материалами. При загрязнении рук, предметов или одежды необходимо вымыть руки, а затем вытереть загрязненный предмет. При работе с жидкими материалами нужно проявить высокую аккуратность, не разбрызгивать растворы, нельзя брать раствор в рот и необходимо исключить попадание жидкостей на открытые участки тела и глаза. В рамках проведения опыта необходимо своевременно поддерживать порядок на рабочем месте, подтирать пролившуюся жидкость или вытирать сыпучие. Необходимо отметить, что учителю на этапе планирования проведения опытов следует оценить помещение класса, возможность вымыть руки и наличие воды, приготовить на столах тряпочки, сухие салфетки, предусмотреть хрупкость емкостей и подобрать необходимые материалы в пластиковых сосудах, использовать пакетированные материалы (сахар, соль). Только учитель может раздавать ученикам материалы и оборудование.

Рассмотрим пример из практики по организации демонстрационного опыта на уроке окружающего мира учеников 3-го класса по теме “Что такое почва и виды почв: глинистая, песчаная и чернозем”.

Механика опыта строится на фиксации различий почв по отношению к воде, что влияет на плодородность почв, качество урожая. В рамках опыта ученики используют песок, глину и землю (чернозем). Ребята “поливают” каждую почву и фиксируют различия. Они убеждаются, что глина очень плохо пропускает жидкость, а через песок вода проходит слишком быстро, видят чернозем, который хорошо удерживает влагу. Для получения достоверных результатов учителю нужно проверить глину — она должна быть вязкой и влажной — не пересушенной. А земля должна быть рыхлой.

Приведем другой пример опыта для учеников 3-го класса на уроке окружающего мира по теме: “Вода — растворитель”.

На этапе планирования деятельности учащимися были поставлены такие задачи: составь план по изучению свойства растворимость. Проверь с помощью опыта растворимость разных веществ (соли, сахара, масло, муки). Сделай вывод. Класс был разделен на группы. Каждая группа работала по индивидуальному заданию «Узнай опытным путем растворимость разных веществ». На уроке школьники проверяли растворимость соли, сахара, пищевых красителей, растительного масла и муки. Механика опыта следующая, в емкость с водой добавляют немного вещества, размешивают и наблюдают, фиксируют процессы, что происходит с веществом, ученики делают вывод. Далее представители от каждой группы отвечали на два вопроса «Что наблюдали?» и «Что получили?». Этот опыт несмотря на его простоту, интересен школьникам. Данный опыт позволяет школьникам проявить самостоятельность и без помощи учителя реализовать эксперимент. А педагог поможет отработать этапы исследовательской деятельности, и, при необходимости, поможет составить описание веществ и результатов, выводы.

3. Выводы

Таким образом, организация и проведение опытов в рамках исследовательской деятельности школьников младших классов позволяют сделать учебный процесс более увлекательным, опыты повышают запоминаемость материала, учат школьников основам исследовательского поведения, тренируют поисковые навыки. С опытами школьник шире понимает окружающий мир, он видит в нем источник знаний — развиваются навыки наблюдательности, мышление. Тем не менее, проведение опытов требует серьезной подготовки учителя и внимательности при реализации экспериментов.

В рамках данной научной статьи авторами приведены примеры применения опытов в обучении младших школьников. А также изучен теоретический материал, рассмотрены основные аспекты подготовки опыта и его проведения.

Литература:

  1. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // журнал. — 2008. — № 4. — С. 47–50.
  2. Леонтович А. В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся // Директор школы: журнал. — 2008. — № 7. — С. 69–74.
  3. А. С. Обухова. Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией к. психол. н. А. С. Обухова. — М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. — 544 с.
  4. Барышева Ю. А. и др. Я и мир вокруг. Методические рекомендации для учителя. — М., 2017.
  5. Бунеев Р. Н. Познавательные УУД. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования: сб. статей. — М.: Баласс, 2016.
  6. Дятлова К. Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля 2014.
  7. Завитаев П. А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. Пособие для учителей. — М., 2015
  8. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2017
  9. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях, (сб. науч. тр.) / Под. Ред. А. П. Беляевой. — СПб, 2016.
  10. Середенко, П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П. В. Середенко. — Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. — 208 с.


Задать вопрос