К вопросу об отнесении МЧС России к правоохранительным органам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.11.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Растеряева, Н. Е. К вопросу об отнесении МЧС России к правоохранительным органам / Н. Е. Растеряева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119106/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной публикации исследуется правоохранительная сущность МЧС России, а также рассматривается возможность отнесения данного ведомства к числу правоохранительных органов.

Ключевые слова : государственный орган, защита, права, чрезвычайная ситуация.

Жизнь каждого человека наполнена множеством событий, которые могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. При этом, все они наступают внезапно, их сложно предугадать или просчитать. Однако, некоторые из них являются настолько опасными, что ставят жизнь человека в прямую зависимость от скорости принятия верного решения, совершения конкретных действий или своевременности оказания ему помощи. Речь идет о разного рода авариях техногенного и природного характера, иных событиях, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью человека, а под час и одновременно огромному количеству людей. В таких ситуациях на помощь приходят спасатели — сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее — МЧС России).

Данный орган государственной власти относится к исполнительной ветви власти и наделен полномочиями, связанными с осуществлением надзора и контроля в таких общественно-важных сферах, как защита населения от чрезвычайных ситуаций, обсечение гражданской обороны, пожарной безопасности, обсечение безопасности на водных объектах.

Данный орган в структуре Правительства РФ образовался 2004 году [2], при этом его появление не было единоразовым законодательным решением, так как данную функцию до этого выполнял спасательный корпус. В его задачи входили вопросы, связанные с обеспечением гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

На сегодняшний день на министерство по чрезвычайным ситуациям возложено выполнение следующих задач:

— нормотворческая деятельность в части подготовки законодательных проектов в сфере реализации своих компетенций;

— реализация государственной политики в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

— обеспечение гражданской обороны населения и организаций;

— обеспечение пожарной безопасности на всех объектах, включая лесные массивы;

— обеспечение безопасности людей и маломерных судов на водных объектах.

Обеспечивая защищенность общества от чрезвычайных ситуаций, МЧС взаимодействует с многими правоохранительными органами и иными государственными структурами. Так, например, реализуя государственный пожарный надзор, сотрудники МЧС могут выступать участниками процессуальной деятельности при возбуждении административного или уголовного дела по факту нарушений требований действующего законодательства. В данном аспекте МЧС обеспечивает производство по делу, фиксирует юридически значимую информацию, передает дело по подведомственности.

В Основном законе нашего государства [1] закрепляется гарантия соблюдения для всех граждан их прав и свобод, для чего на всем историческом пути государственного развития в его структуре функционировали правоохранительные органы. Их деятельность лежит в основе правового государства и гражданского общества, так как она направлена на укрепление государственного авторитета, защиту его граждан от любых угроз, а также гарантию восстановления нарушенных субъективных прав каждого индивида.

Тем не менее, несмотря на важность данного (правоохранительного) направления государственной политики, на законодательном уровне до настоящего времени не определено содержание понятия «правоохранительный орган», также отсутствует четкая система данных органов. Решение данных вопросов легло в основу многих теоретических исследований, что в научной доктрине вызвало дифференцированную оценку исследуемого понятия.

Не ставя перед собой целью глубокого анализа теоретических взглядов на понятие «правоохранительные органы» и их систему (перечень), мы ограничимся констатацией того, что превалирующей научной позицией по данному вопросу, выступают суждения таких ученых-специалистов, как В. П. Божьев [3, с. 332], М. А. Ковалев [6, с. 11] и других. Данные авторы к числу правоохранительных органов относят следующие структуры:

— государственные — органы внутренних дел, прокуратуру, органы безопасности, суд, таможенные органы, органы юстиции, следственный комитет, росгвардию;

— негосударственные — адвокатуру, нотариат, частные охранные предприятия и др.

Как видим, МЧС России в данном перечне не фигурирует. На наш взгляд, данное ведомство нельзя в полной мере отнести к числу правоохранительных органов, так как оно, хоть и охраняет право каждого человека на жизнь и здоровье, однако не обладает силой государственного принуждения: сотрудники МЧС не могут самостоятельно осуществить привод лица, нарушившего требование закона, при их отказе от добровольной явки.

Однако, существует и иная научная точка зрения, которая основана на том, что МЧС России необходимо относить к числу правоохранительных органов. Ее сторонниками являются такие исследователи, как Т. С. Дворянкина [5, с. 144], Э. П. Григорис [4, с. 211–213] и др.

Итак, с учетом представленных научных позиций по вопросу возможности или необходимости отнесения МЧС России к числу правоохранительных органов, а также анализа функций и задач данного органа, мы приходим к выводу о том, что его можно лишь частично отнести к числу правоохранительных, касаемо лишь сотрудников дознания, которые осуществляет проверку материалов уголовных дел, а также расследование преступных нарушений правил пожарной безопасности. Все остальные направления деятельности данного ведомства, хоть внешне и имеют социально-направленную форму прямой защиты жизни и здоровья людей, однако, носят в большей степени обеспечительный характер, который схож с деятельностью, например, бригад скорой помощи. Тем не менее, это ни в коей степени не ущемляет важность и нужность данного ведомства, сотрудники которого ежеминутно в нашей стране спасают жизни людей, рискуя собственными.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 27.11.2023) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2882.
  3. Божьев В. П. Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. — 367 с.
  4. Григорис Э. П. Правоохранительные органы: учебник. СПб.: Питер, 2002. — 433 с.
  5. Дворянкина Т. С. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник. М.: Проспект, 2012. — 324 с.
  6. Ковалев М. А. Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: ИД «Зерцало-М», 2005. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): МЧС России, орган, пожарная безопасность, государственная политика, гражданская оборона, ситуация, сотрудник МЧС, число.


Похожие статьи

Задать вопрос