В статье рассматриваются промежуточные итоги реализации Концепции развития креативных индустрий Казахстана за 2023 год.
Отмечается, что наряду с постепенным увеличением объема экспорта IT-продуктов и инновационной продукции, лидирующие позиции в экосистеме стартапов в Центральноазиатском регионе, а также более чем трехкратным ростом креативных индустрий в номинальном выражении за период с 2017 по 2022 год. Несмотря на характер существующих инфраструктурных и организационных проблем, в Республике Казахстан продолжится совершенствование законодательной базы регулирования креативных индустрий, резюмируется, что на конец 2023 года, характер развития цифровых и креативных отраслей экономики оценивается как «активно развивающиеся».
По результатам анализа структуры и содержания основных правовых актов Республики Казахстан автор приходит к выводу о позитивном характере подхода к регулированию отрасли креативных индустрий и выделяет элементы, применение которых к регулированию такой отрасли экономики в России были бы весьма полезны.
Ключевые слова: Казахстан, креативные индустрии, креативный сектор экономики, правовое обеспечение, правовое регулирование
The article discusses the interim results of the implementation of the Concept of Kazakhstan for 2023.
It is noted that along with the gradual increase in the volume of exports of IT products and innovative products, the leading positions in the ecosystem of startups in the Central Asian region, as well as the more than threefold growth of creative industries in nominal terms over the period from 2017 to 2022. Despite the nature of the existing infrastructural and organizational problems, the Republic of Kazakhstan will continue to improve the legislative framework for regulating creative industries, it is summarized that by the end of 2023, the nature of the development of digital and creative sectors of the economy is estimated as «actively developing».
The author, based on the results of the analysis of the structure and content of the main legal acts of the Republic of Kazakhstan, comes to the conclusion about the positive nature of the approach to the regulation of the creative industries industry and identifies elements whose application to the regulation of such a branch of the economy in Russia would be significant.
Keywords: Kazakhstan, creative industries, creative sector of the economy, legal support, legal regulation
В современном мире креативные индустрии играют ключевую роль в экономическом развитии и создании новых технологий. Концепция развития креативных индустрий Казахстана на 2021–2025 годы представляет собой успешный пример успешной практики развития творческих индустрий в Евразийском экономическом союзе.
Эта концепция направлена на формирование единого взгляда государства на креативные индустрии, определение основных принципов и подходов к их развитию, а также ожидаемых результатов реализации государственной политики в этой сфере. В результате её реализации будут созданы институциональные условия и предпосылки для устойчивого развития креативных индустрий, что приведёт к значительному увеличению объёмов несырьевого экспорта, развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест и повышению престижа культуры Казахстана на международной арене.
В Указе Президента Республики Казахстан от 30 июля 2024 года № 611 «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» [1] резюмируется, что на конец 2023 года, характер развития цифровых и креативных отраслей экономики оценивается как «активно развивающиеся». Объём экспорта IT-продуктов и услуг вырос в пять раз за последние шесть лет и составил в 2023 году 529,1 миллиона долларов США. Большая часть экспорта приходится на Европу и США. Креативные индустрии включают 43 направления в 12 категориях, среди которых медиа и развлечения, мода, дизайн и архитектура.
При этом отмечается, что потенциал инновационной деятельности в целом остается недостаточно раскрытым. Объём инновационной продукции увеличился в 1,7 раза за последние четыре года, но её доля в ВВП составляет лишь 1,8 %. В Глобальном индексе инноваций 2023 года Казахстан занял 81-е место из 132 стран. В связи с этим, в Республике Казахстан продолжается поддержка реализации концепции развития творческих индустрий.
Процесс реализации положений концепции нормативно выстроен следующим образом.
- В 2022 году был принят Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 177-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства» [2], где во исполнение Постановления были внесены изменения в различные правовые акты, касающиеся сферы креативных индустрий.
- Указ Президента Республики Казахстан от 30 июля 2024 года № 611 «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» [1]. Указ утверждает Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года и признаёт утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан. План состоит из 17 направлений развития, сгруппированных в 4 блока: высокое качество жизни, крепкий фундамент экономики, новые точки роста и сквозные преобразования экономики и общества.
Отдельно следует отметить предыдущий «Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года» [3] утверждённый Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 (Утратил силу указом Президента РК от 30.07.2024 № 611.) — был документом первого уровня системы государственного планирования, разработанный для реализации долгосрочной стратегии развития Казахстана до 2050 года и общенациональных приоритетов. Он определяет основные параметры нового экономического курса страны на среднесрочную перспективу, направленного на преодоление последствий пандемии и создание устойчивой и инклюзивной экономики в новых условиях. Стратегический план развития до 2025 года, принятый в 2018 году, инициировал процесс третьей модернизации страны. Однако изменения в условиях глобальной экономики, вызванные пандемией, создали новую реальность, существенно изменив базовый сценарий развития.
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года № 860 «Об утверждении Концепции развития креативных индустрий на 2021–2025 годы» (далее — Концепция) [4]. Основная цель принятия данного акта заключается в формировании благоприятной экосистемы для развития творческих отраслей и стимулировании креативного предпринимательства в Казахстане. Концепция включает анализ текущей ситуации, международный опыт, видение развития индустрии, принципы и подходы, целевые индикаторы и план действий.
В числе прочего был дополнен круг ведения объектов государственно-частного партнерства был дополнен новой позицией, а именно, «деятельность субъектов частного предпринимательства в сфере креативных индустрий». Введены легальная дефиниция «креативных индустрий», «креативной деятельности», а также закреплены гарантии прав и интересов лиц, вовлеченных в получение результатов от креативной деятельности, в том числе извлечение дохода.
Также в казанном постановлении уточнены полномочия уполномоченного органа (Министерство культуры и информации Казахстана) в сфере реализации государственной политики, коммерциализации РИД, разработки критериев отнесения субъектов частного предпринимательства к субъектам креативных индустрий и перечня видов экономической деятельности, относящихся к креативной индустрии. Также закреплено, что правоотношения в области креативных индустрий, связанные с использованием прав автора и исполнителя, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об авторском праве и смежных правах.
Оценки экспертов, относительно результативности проводимой в Казахстане политики развития креативных индустрий по итогам 2023 года весьма сдержаны от умеренно негативных, до умеренно позитивных.
Негативные ожидания от реализации данной концепции базируются на следующей группе факторов.
Представленный в начале 2024 года проект закона об авторских правах, представленный Департаментом интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, предполагает ликвидацию организаций коллективного управления авторскими правами. Функции управления будут возложены на некое подведомственное государству предприятие, то есть осуществляться самим Правительством.
Авторы таким образом лишаются возможности самостоятельно защищать свои права, а национализация управления авторскими правами в Казахстана по своей сути ни что иное, как отказ от рыночных механизмов регулирования отрасли. Напомним, что музыка — один из самых распространенных, легко усваиваемых человеком форматов креативной деятельности, что повышает ответственность законодателя перед огромным количеством потребителей продукции этого сектора отрасли за принятые решения.
Не до конца изучено и тем более не проанализировано государством явление Grassroots-проектов, а именно «проектов, которые были инициированы и реализованы музыкантами и музыкальными сообществами, а также иными творческими объединениями, без финансовой и организационной поддержки со стороны государства или крупных организаций» [5, c. 41]. По-другому, такие проекты в сфере креативных индустрий можно назвать «андерграундом» — проекты в сфере креативных индустрий с качественной такой, отражающей культурные и социальные движения, «сообществ и идей, которые существуют вне рамок массовой культуры и официальных каналов коммуникации. Это неформальные и неофициальные сферы, которые оперируют вне установленных норм и стандартов общества» [6].
По сути, существование Grassroots-проектов служит связующим звеном между официальной творческой средой страны и её «народным» проявлением. Будучи органически связанные между собой, официальное и «независимые» творческие объединения подпитывают друг друга и взаимодействуют, расширяя круг лиц, имеющих отношение к развитию творческих индустрий.
Еще одной проблемой, отмеченной специалистами в сфере функционирования креативных индустрий, называют [7] недостаточную сфокусированность госорганов на вопросах развития креативной экономики. Это проявляется невысокой способностью казахстанского государственного аппарата действовать в условиях «неопределенности» и адаптироваться к потребностям новой экономики. За прошедшие 2,5 года креативную отрасль курирует уже четвертый вице-премьер и пятый министр. В 2021-м креативной экономикой занималось Министерство национальной экономики, в 2022-м это направление передали Министерству культуры и спорта, а с недавнего времени креативные индустрии оказались в ведении вновь созданного Министерства культуры и информации.
Также следует заметить, что на уровне принятия решений часто доминирует представление о креативных индустриях как части социальной сферы. Как результат — в фокусе внимания оказываются вопросы, связанные с дальнейшим развитием культуры и поддержки талантливой молодежи. При этом упускается из виду, что первостепенной целью госполитики в отношении креативных индустрий является именно развитие экономики. [7].
В числе положительных аспектов отметим появление в Казахстане с 2020 год Единой автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, которая многие годы просто отсутствовала и не давала возможность объективно оценить эффективность кинобизнеса [8, 9]. Со временем, анализ проката фильмов в Казахстане позволит более точно выявить проблемные аспекты функционирования кинематографической отрасли.
Относительно перспектив развития креативных индустрий, исследователи дают однозначно умеренную позитивную оценку. Правительство и бизнес-сектор активно поддерживают развитие данного сектора, и есть все предпосылки для дальнейшего роста и прогресса в этой области.
В Казахстане активно развиваются цифровые и креативные индустрии. За 2017–2022 годы объем экспорта IT-продуктов и услуг вырос в 5 раз, и в 2023 году составил 529,1 млн долларов США [1].
Уже 2 года Казахстан входит в международный рейтинг экосистем стартапов StartupBlink и занимает 1-е место в Центральной Азии и 73-е место из 100 в мире, что свидетельствует о значительном потенциале дальнейшего развития экосистемы в стране.
В креативных индустриях на сегодня занято 95 тыс. человек, количество действующих субъектов предпринимательства составляет 32 тыс. единиц. По данным Бюро национальной статистики, на 1 января 2023 года к креативной индустрии относились 248,2 тыс. действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или 13,8 % от всех юридических лиц и 13,1 % от всех индивидуальных предпринимателей» [10]
Программа развития ООН вообще рассматривает [10] Казахстан как потенциального лидера креативных индустрий в Центральной Азии что говорит о высокой оценке перспектив страны.
Результаты реализации концепции развития креативных индустрий Казахстана свидетельствуют о положительной динамике и достижении некоторых поставленных целей. Созданы новые рабочие места, увеличился вклад креативных индустрий в экономику страны, сократились диспропорции социально-экономического развития и повысилась туристическая привлекательность территорий. Однако существуют проблемы и барьеры, связанные с региональной спецификой и отсутствием универсального прикладного понимания креативных индустрий, тем более на институциональном уровне. Для дальнейшего успешного развития необходимо продолжать работу по созданию благоприятной среды, совершенствованию системы образования и развитию компетенций в сфере креативных индустрий.
Литература:
- Указ Президента Республики Казахстан от 30 июля 2024 года № 611 «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/u2400000611 (дата обращения: 16.10.2024 г.)
- Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 177-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства» (с изменениями от 09.09.2024 г.) Источник: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=38955953&pos=245;-43#pos=245;-43 (дата обращения: 16.10.2024 г.)
- Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/u1800000636 (дата обращения: 16.10.2024 г.)
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года № 860 «Об утверждении Концепции развития креативных индустрий на 2021–2025 годы» Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/p2100000860 (дата обращения: 16.10.2024 г.)
- Джуманиязова Раушан, «Перспективы Grassroots проектов в музыкальном секторе креативных индустрий Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022, с. 38–53. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.511
- Исаева Д., Лопухова М., Андеграунд — что это такое простыми словами? Источник: https://intrigue.dating/interesnoe/andegraund-chto-jeto-takoe-prostymi-slovami/#-i (дата обращения: 16.10.2024 г.)
- Жумин Д., «Что тормозит креативную отрасль?» Источник: https://kazpravda.kz/n/chto-tormozit-kreativnuyu-otrasl/ (дата обращения: 16.10.2024 г.)
- Абикеева, Гульнара. «Кино как ведущая креативная индустрия Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022, с. 54–66. DOI 10.47940/cajas.v7i1.545.
- Источник: https://kapital.kz/business/114148/kazhdyy-sed-moy-sub-yekt-biznesa-otnosit-sya-k-kreativnoy-industrii.html (дата обращения: 16.10.2024 г.)
- Стремясь к Прогрессу: Путь Казахстана к Целям Устойчивого Развития Источник: https://www.undp.org/ru/kazakhstan/blog/stremyas-k-progressu-put-kazakhstana-k-celyam-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 16.10.2024 г.)
[1] Статья выполнена в рамках НИР 2-ГЗ-2023 «Творческие (креативные) индустрии (по видам) как социально-экономический сегмент в государствах – членах ЕАЭС: состояние и перспективы»