Этапы становления казахстанской инновационной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 22.02.2016

Статья просмотрена: 1278 раз

Библиографическое описание:

Карибаева, Д. Е. Этапы становления казахстанской инновационной системы / Д. Е. Карибаева, А. К. Бекхожаева, А. Ш. Абдимомынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 336-339. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26289/ (дата обращения: 22.12.2024).



В эпоху глобальных инновационных прорывов важность для Казахстана развития собственной НИС и формирования наукоемкой экономики ни у кого не вызывает сомнения.

Факторами, определившими содержание НИС Казахстана и обусловившими её главную проблему: относительно высокий уровень академических научных исследований и разрыв между имеющимися научно-техническими разработками и потребностями экономики Казахстана, стали:

1) исторически обусловленная преемственность экономики Казахстана специализации хозяйства и уровню технологического развития отраслей, вложившегося в период плановой экономики;

2) наличие относительно высокого уровня научно-технического потенциала, сформировано во времена плановой социалистической системы, отличающейся значительными расходами на научные исследования и высоким уровнем разработки фундаментальных направлений, но слабо выраженной коммерческой привязанностью решаемых проблем необходимым рынку инновациям.

Процесс перехода экономики Казахстана на инновационный путь развития протекал в несколько этапов и на каждом этапе правительством принимались нормативно-правовые акты, основным предназначением которых было формирование механизмов повышения инновационной активности экономических субъектов.

Первый этап. С обретением независимости в 1991 году, начался переход экономики РК от административно-командной системы отношений к рыночной, в основе которой лежат частная собственность и конкуренция. Наиболее важным правовым актом, который закрепил переход к приоритету частного предпринимательства, стал Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства». В 1997 году была принята Стратегия развития «Казахстан–2030», которая положила начало масштабным социальным и экономическим преобразованиям в стране, направленным на достижение долгосрочных целей по приоритетным направлениям развития, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, благосостояния общества. В том же году принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором обозначены такие понятия как: инновационная деятельность, инфраструктура малого предпринимательства, венчурные фирмы.

Второй этап. Для создания благоприятных условий развитию инновационной деятельности руководством страны был принят ряд законов и нормативных актов, которые обеспечили правовую поддержку развитию инновационной деятельности в РК: «О науке», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Патентный закон РК», «Об авторском праве и смежных правах», «Об инновационной деятельности» и другие.

Закон «Об инновационной деятельности» (2002г.) определил основные принципы, формы и направления реализации государственной инновационной политики. В 2006 году он утратил силу в связи с принятием Закона РК «О государственной поддержке инновационной деятельности». В рамках данного закона были закреплены такие важные для развития инновационной системы понятия, как «инновационная инфраструктура», «технологический парк (технопарк)», «инновационный проект», «инновационный грант». Инновационные гранты предоставлялись для таких целей, как выполнение опытно-конструкторских работ, прикладных исследований, подготовки ТЭО инновационного проекта, приобретение инновационных технологий, а также патентования изобретений в зарубежных странах и международных патентных ведомствах. Условием получения гранта на выполнение опытно-конструкторских работ и проведения прикладных исследований является внедрение в течение трех лет результатов на предприятиях республики.

В 2003 году была разработана и принята «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы». Начался новый этап в экономическом развитии Казахстана: переход от экономики, базирующейся на эксплуатации природных ресурсов, к индустриально-инновационной экономике, основанной на знаниях [1].

Принятие Стратегии способствовало формированию новых субъектов инновационной системы. Так, правительством был создан ряд институтов развития: Национальный инновационный фонд, Казахстанский инвестиционный фонд, Банк Развития Казахстана, Корпорация по страхованию экспорта, Центр маркетингово-аналитических исследований, Центр инжиниринга и трансферта технологий, а также Фонд науки. Посредством институтов развития государство принимает участие в проектах, направленных на создание цепочек производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В 2005 году в целях модернизации экономики в стране была принята «Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005–2015 годы» (ПФРНИС), которая явилась основополагающим документом по формированию и развитию НИС [2]. Программой ПФРНИС предусматривалось становление и развитие НИС РК в несколько этапов, характеристика которых представлена в таблице 1.

Таблица 1

Этапы формирования иразвития НИС Казахстана согласно программе ПФРНИС

Этап

Период

Характеристика

1

2005 -2007гг.

Формирование инновационной системы с активным участием государства: развитие научно-технического потенциала, определение приоритетов научно-технологического развития; развитие инновационного предпринимательства, создание и развитие основных элементов инновационной инфраструктуры, реализация крупных капиталоемких инновационных проектов в ведущих отраслях; развитие финансовой инфраструктуры, обеспечивающей финансирование НИОКР, создание отечественных венчурных фондов и инвестирование в передовые зарубежные венчурные фонды.

2

2008 -2010гг.

Совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС: усиление взаимодействия между сформированными элементами НИС; активное развитие механизма венчурного инвестирования посредством создания венчурных фондов с зарубежными инвесторами; развитие государственно-частного партнерства в финансировании НИОКР и инновационных проектов; развитие кластерной кооперации вокруг проектов, сформированных на предыдущем этапе; участие субъектов инновационной системы в совместных проектах с крупными международными компаниями.

3

2011–2013гг.

Устойчивое развитие инновационной системы, создание региональных венчурных фондов с долевым участием каждого региона, сокращение доли государственных расходов, рост частных инвестиций, использование преимущественно косвенных инструментов стимулирования инновационной деятельности; активизация научных исследований в ВУЗах и НИИ, модернизация технико-технологической базы производства, активизация региональных технопарков в роли координаторов науки и бизнеса.

4

2014–2015гг.

Эффективное взаимодействие государства, частного бизнеса и исследователей в рамках «тройной спирали», увеличение числа инновационных разработок, внедрение отечественных инновационных продуктов и технологий в промышленное производство, «выход» государства из инновационных проектов, венчурных фондов и повышение международных рейтингов Казахстана по фактору «Инновации».

Примечание — Составлено по источнику [2]

Программой были определены основные принципы формирования инновационной системы в Казахстане: ведущая роль государства в процессе формирования и развития НИС; активное сотрудничество государства с частным капиталом; открытый характер создаваемой системы.

Открытый характер НИС подразумевает возможность внедрения в производство любой перспективной инновационной идеи, как отечественной, так и зарубежной, а также отсутствие барьеров для вхождения в глобальную инновационную систему.

Стоимость ПФРНИС на 2005–2015 годы составила 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета — 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета — 2112 млн. тенге, а также привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн.тенге.

Несмотря на некоторые положительные результаты, цели Стратегии и Программы не были достигнуты в полной мере. Механизм перераспределения трудовых и инвестиционных ресурсов в несырьевой сектор оказался неэффективным. Структура экономики сохранила выраженную сырьевую направленность, а структура занятости свидетельствует о низкой эффективности использования трудового потенциала страны.

Средства, выделенные правительством на диверсификацию экономики были ограничены, а механизмы финансирования не разработаны, что не позволило в полном объеме реализовать инновационные прорывные проекты. Между институтами развития не сформировались эффективные механизмы взаимодействия, слабо были вовлечены в инновационную деятельность и научные организации. Крупный казахстанский бизнес оказался ориентирован в основном на получение быстрой прибыли в сырьевых секторах, а не на создание новых инновационных производств. При этом малый и средний бизнес стремился занять те ниши на рынке, которые гарантировали быструю отдачу от инвестиций (торгово-посредническая деятельность, строительная индустрия, сфера услуг).

Третий этап.Для преодоления очевидного расхождения приоритетов государственной политики и частного бизнеса в 2010 году в Казахстане была принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010–2014 гг. (ГПФИИР) [3]. Программа явилась логическим продолжением политики государства в сфере инновационной деятельности, модернизации и диверсификации экономики. С принятием ГПФИИР Казахстан вступил на рельсы масштабной индустриализации как основы перехода к инновационной экономике. Так как опыт Японии, Южной Кореи, Китая показывает, что к инновациям, минуя индустриализацию перейти невозможно. Ведь инновации возникают в массовом виде лишь через промышленность, а затем распространяются на иные сферы.

Для достижения целей ГПФИИР были приняты 13 отраслевых и 11 функциональных программ, которые определили приоритеты развития и меры государственной поддержки. Реализация программы индустриализации Казахстана до 2020 года базируется на четырех бюджетных программах: «Производительность — 2020», «Инвестор — 2020», «Экспорт — 2020», «Дорожная карта бизнеса — 2020». Цели и инструменты программ представлены в таблице 2.

Таблица 2

Цели иинструменты программ индустриализации Казахстана

Программа

Цель

Инструменты

«Производительность — 2020»

Повышение производитель ности работы существующих предприятий и стимулирование инвестиций.

 субсидирование ставки вознаграждения по лизингу и кредиту на приобретение основных фондов;

 предоставление инновационных грантов;

 внедрение конструкторскими бюро новых продуктов в производство;

 внедрение новых управленческих технологий, с целью оптимизации производственных процессов.

«Инвестор -2020»

Создание необходимых условий для привлечения прямых инвестиций в несырьевое экспортоориентированное производство

 инвестиционные соглашения;

 сервисная поддержка инвестиций (проведение информационных мероприятий по продвижению инвестиционных возможностей Казахстана, мероприятий по сопровождению иностранных инвесторов);

 повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ посредством предоставления налоговых льгот; упрощенного механизма ввоза иностранной рабочей силы; оказание услуг по принципу «одного окна»; формирования режима свободной таможенной зоны на территории СЭЗ.

«Экспорт — 2020»

Продвижение отечественных компаний на внешние рынки

 гранты экспортерам, которые предусматривают 50 % возмещение затрат, связанных с продвижением продукции на экспорт,

 торговое финансирование и страхование;

 сервисная поддержка экспорта (информационные и экспертные услуги, предоставление производителям маркетингово-аналитической информации по экспортным рынкам, и др.)

«Дорожная карта бизнеса — 2020»

Развитие малого и среднего предпринимательства, создание постоянных рабочих мест

 субсидирование процентной ставки по кредитам (сроком субсидирования 3 года с возможностью пролонгации до 10 лет)

 гарантирование кредитов (максимальным размером не более 50 % от суммы кредита);

 развитие промышленной инфраструктуры;

 сервисная поддержка ведения бизнеса;

 подготовка кадров для предпринимательства.

Примечание — Составлено автором по источнику [3]

Таким образом, в формировании инновационной экономики в Казахстане можно выделить три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых Правительством были приняты определенные шаги для поддержки и развития научно-технического потенциала страны, создания необходимых условий для развития наукоемких отраслей промышленности.

На первом этапе государством создана необходимая нормативно-правовая база, законодательно закреплены основные понятия, определены долгосрочные приоритеты экономического развития страны.

На втором этапе формирование НИС происходит с активным участием государства. В рамках принятых Стратегии и ПФРНИС определены механизмы государственного стимулирования НИОКР и инновационных проектов, приняты меры по развитию научного потенциала, инновационного предпринимательства, инновационной и финансовой инфраструктуры. На этом этапе созданы такие необходимые элементы инновационной системы как государственные институты развития и венчурные фонды [4].

Третий этап развития инновационной экономики стал логическим продолжением курса Правительства на формирование экономики знаний, развития несырьевых отраслей экономики. На основании опыта реализации первых двух этапов, некоторые механизмы государственного стимулирования инноваций были пересмотрены. В рамках принятой ГПФИИР созданы условия для трансферта новых технологий с учетом потребностей промышленных предприятий. Необходимые условия для обновления технико-технологической базы созданы не только для крупных корпораций, но также и для малого и среднего бизнеса посредством механизма «Дорожной карты бизнеса».

Логическим продолжением ГПФИИР является Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы (ГПИИР), утвержденная 01.08.2014г.

Программа является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.

В целом, принятые на различных этапах законодательные акты и программы в области инновационной деятельности охватывают все сферы взаимоотношений, которые возникают в результате создания, внедрения и распространения инноваций и служат основой для развития эффективной национальной инновационной системы РК.

Литература:

  1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы. Астана, 2002г.
  2. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005–2015 годы. Астана, 2009г.
  3. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010–2014 годы. Астана, 2009г.
  4. Абдимомынова А. Ш., Жаксыгулова Р. А. Малый инновационный бизнес в Республике Казахстан. Материалы международной научно-практической конференции«Россия и Казахстан: опыт научно-экономического сотрудничества, перспективы интеграции». г. Ставрополь, 19 декабря 2014 года. с.10–15.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, Казахстан, инновационная система, развитие, государственная поддержка, этап, инновационная экономика, малое предпринимательство, программа, развитие НИС.


Задать вопрос