Стратегические документы и их значимость на региональном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.12.2022

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Серикканов, Е. Б. Стратегические документы и их значимость на региональном уровне / Е. Б. Серикканов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 137-142. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98384/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматривается роль стратегических документов и их значимость в развитии регионов Республики Казахстан. Тема статьи является актуальной, так как направлена на рассмотрение социально-экономических аспектов развития регионов и Казахстана в целом. В статье анализируются стратегические документы и программы, направленные на развитие регионов. Автором раскрывается роль уполномоченного органа в сфере стратегического планирования — Министерства национальной экономики Республики Казахстан. В статье описывается международный опыт стратегического планирования. Автор, проведя анализ и значимость стратегических документов и программ Республики Казахстан, для ее социально-экономического развития, переходит к их роли на региональном уровне, путем анализа Отчета о реализации Национального плана Республики Казахстан до 2025 года по итогам 2021 года. Изучив результаты отчета, автор приходит к мнению, что стратегические документы в развитии регионов играют огромную роль и направлены на повышение уровня социально-экономического развития Казахстана, рост благосостояния граждан и укрепление безопасности страны. По результатам проведенного исследования, в завершении статьи автор делает выводы.

Ключевые слова: регион, стратегические документы, стратегический план, стратегическое планирование, стратегический показатель, стратегия развития, экономика.

The article examines the role of strategic documents and their significance in the development of the regions of the Republic of Kazakhstan. The topic of the article is relevant, as it is aimed at considering the socio-economic aspects of the development of the regions and Kazakhstan as a whole. The article analyzes strategic documents and programs aimed at the development of regions. The author reveals the role of the authorized body in the field of strategic planning — the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan. The article describes the international experience of strategic planning. The author, having analyzed and significance of strategic documents and programs of the Republic of Kazakhstan for its socio-economic development, proceeds to their role at the regional level by analyzing the Report on the implementation of the National Plan of the Republic of Kazakhstan until 2025 by the results of 2021. Having studied the results of the report, the author comes to the conclusion that strategic documents in the development of regions play a huge role and are aimed at improving the level of socio-economic development of Kazakhstan, increasing the welfare of citizens and strengthening the security of the country. Based on the results of the study, at the end of the article the author draws conclusions.

Keywords: region, strategic documents, strategic plan, strategic planning, strategic indicator, development strategy, economy.

Государственное планирование охватывает деятельность органов государственной власти и иных участников процесса развития страны, направленную на повышение уровня социально-экономического развития Казахстана, рост благосостояния граждан и укрепление безопасности страны.

Система государственного планирования в Республике Казахстан — это комплекс взаимосвязанных элементов, состоящий из принципов, документов, процессов и участников государственного планирования, обеспечивающий развитие страны на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от года до 5 лет включительно) периоды.

Система государственного планирования базируется на принципах: внутренней сбалансированности; эффективности; «человекоцентричности»; самостоятельности; ответственности участников процесса государственного планирования; прозрачности (открытости); реалистичности; непрерывности, преемственности и последовательности. [1]

На сегодняшний день организационно-правовое и управленческое обеспечение развития Казахстана является неотъемлемой и важнейшей частью процесса стратегического планирования социально-экономического развития Республики Казахстан. Основное место в организационно-правовом обеспечении государственной деятельности занимают документы стратегического планирования, которые правомерно можно считать ключевыми элементами формирования и реализации государственной политики в области социально-экономического развития.

Правовое регулирование стратегического планирования основывается на Конституции Республики Казахстан и осуществляется в соответствии с конституционными законами, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и другими правовыми актами.

Стратегическое планирование в Республике Казахстан осуществляется на основании Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 29 ноября 2017 года № 790.

Одновременно реализация государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется через соответствующие документы стратегического планирования, которые формируются по стратегическим национальным приоритетам и сферам обеспечения национальной безопасности на государственном, региональном и отраслевом уровне, а также посредством издания актов Президента и Правительства Республики Казахстан.

По мнению некоторых ученых, несмотря на отсутствие специальной методологии, определенная регуляторная среда, которая может быть классифицирована как система документов стратегического планирования в сфере реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности, активно формируется. Однако этот процесс происходит во многом спонтанно и требует продолжения научных исследований в этой области и выработки унифицированных научно обоснованных подходов. [2,с.23]

Уполномоченный орган в сфере стратегического планирования — Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Задачами Министерства по стратегическому планированию являются координация работы государственных органов по разработке, согласованию, мониторингу, анализу, оценке и корректировке документов системы государственного планирования на предмет их соответствия ключевым направлениям и целям вышестоящих документов системы государственного планирования, формирование государственной политики в сфере стратегического планирования, разработка и согласование документов системы государственного планирования, методологическое обеспечение Системы государственного планирования, выработка предложений по совершенствованию системы государственного планирования, координация деятельности государственных органов по обеспечению повышения уровня конкурентоспособности страны, координация работы по взаимодействию и сотрудничеству с международными организациями и организациями экономического сотрудничества и развития по стратегическим направлениям развития. [3]

К документам Системы государственного планирования относятся (в порядке иерархической значимости):

1) Стратегия развития Казахстана до 2050 года;

2) Общенациональные приоритеты;

3) Национальный план развития Республики Казахстан, Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан;

4) План территориального развития страны;

5) концепция развития отрасли/сферы, национальные проекты;

6) планы развития государственных органов, планы развития области, города республиканского значения, столицы, планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний. [1]

За сравнительно короткий срок по историческим меркам, государственность Казахстана развивается динамично. В настоящее время наша страна значительно продвинулась в сферах государственного, правового строительства. Казахстан, являясь активным участником международного сотрудничества, включен в мировые хозяйственные связи, наряду со многими государствами мира оказался вовлеченным в процессы мирового экономического кризиса. Однако своевременные и в некоторых случаях упреждающие меры государства показывают свою эффективность.

В связи с этим актуализация процессов модернизации социально-экономической сферы очевидна. Исходя из основных положений Конституции, программных документов государственного планирования, таких, как Стратегия Казахстан-2050, ежегодных Посланий Президента РК народу Казахстана и других правовых актов последнего времени, сформированы основные стратегические цели, задачи, средства и способы реализации стратегических приоритетов, достигаемых к 2050 году. Все более очевидной становится необходимость системного подхода к вопросам модернизации. Чаще всего системность модернизации общества понимается упрощенно, как механическая система прогрессивного развития его отдельных сфер: технологии, экономики, политики, права, образования, социума. В широком смысле объектом модернизации выступает вся общественная система со всеми ее подсистемами, их взаимосвязями и взаимодействиями. В узком смысле под объектом можно выделить социальную подсистему (социум), которая модернизируется вместе с другими подсистемами: экономикой, политикой, правом, культурой, образованием. [4]

Международный опыт свидетельствует, что Французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования Европейского союза.

Стоит отметить практику общенационального экономического планирования в Японии, в основе которой лежат пятилетние планы, включающие среднесрочные и текущие прогнозы. Эти планы оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.

В Южной Корее очень сильная система планирования с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением детализированных производственных заданий в сочетании со строгой системой мониторинга.

Финляндия имеет уникальный опыт в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, науки и технологий. Наиболее подходящие аспекты системы внедрены при разработке стратегических планов и программ государственных органов Казахстана. [5]

Анализ показывает, что в настоящее время в Республике Казахстан в рамках стратегического планирования на республиканском уровне утверждены (приняты) такие стратегические документы, как:

1. В декабре 2012 года в Послании Главы государства народу страны была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель — создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира.

Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов:

1) Экономическая политика нового курса — всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

2) Всесторонняя поддержка предпринимательства — ведущей силы национальной экономики.

3) Новые принципы социальной политики — социальные гарантии и личная ответственность.

4) Знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

5) Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.

6) Последовательная и предсказуемая внешняя политика — продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.

7) Новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. [6]

2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года является документом системы государственного планирования на среднесрочный период и разработан в реализацию долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2050 года.

Стратегический план до 2025 года запускает процессы Третьей модернизации страны, объявленные Главой государства в начале 2017 года, и ставит задачи по ускоренному качественному экономическому росту и повышению уровня жизни в стране.

Главная цель до 2025 года — добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Качественный рост экономики должен основываться на повышении конкурентоспособности бизнеса и человеческого капитала, технологической модернизации, совершенствовании институциональной среды, а также минимизации негативного влияния человека на природу. При этом важным ориентиром будут являться Цели устойчивого развития ООН.

Стратегический план до 2025 года построен вокруг семи важнейших системных реформ и семи приоритетных политик, которые будут осуществляться в экономике и социальной жизни страны в период до 2025 года. Для измерения прогресса страны на пути вхождения в число 30-ти развитых стран мира определены ключевые национальные индикаторы и международные индексы. [7]

3. Программа «Цифровой Казахстан» была утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827.

Цель Программы — Ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе.

4. Национальные проекты Республики Казахстан:

1) Национальный проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация»;

2) Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация»;

3) Национальный проект «Ұлттық рухани жаңғыру»;

4) Национальный проект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций»;

5) Национальный проект по развитию предпринимательства;

6) Национальный проект «Сильные регионы — драйвер развития страны»;

7) Национальный проект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев»;

8) Национальный проект «Зеленый Казахстан»;

9) Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса;

10) Национальный проект «Безопасная страна».

4. Стержневым документом в развитии государственных и общественных институтов, в определении направлений концентрации усилий государственной деятельности является ежегодное Послание Главы государства народу Казахстана. В целях реализации ежегодных посланий Президента РК, разрабатываются и принимаются правовые акты по утверждению планов мероприятий по реализации Послания. Принятие программных документов, направленных на реализацию Послания Президента РК, обязательно к исполнению и имеет вспомогательный, прикладной характер по отношению к Посланию.

Президент РК обращается с ежегодным Посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики РК. Положения Послания Главы государства являются основой для корректировки документов системы государственного планирования.

Правовое обеспечение реализации Послания опирается на действующее законодательство, поэтому наряду с финансовыми средствами, административным ресурсом, необходимо наличие действенных правовых средств и способов реализации, обозначенных в послании целей и задач. Между тем наличие необходимой законодательной базы не может быть достаточным условием для эффективной реализации поставленных в Послании Президента РК целей и задач, потому как для согласованности и скоординированности деятельности государственных органов необходим механизм планирования. [4]

Анализ тенденций разработки массива документов стратегического планирования по стратегическим национальным приоритетам, а также учет практики расширения масштабов разработки таких документов, в том числе в электронном формате дает основание полагать, что формирование системы документов и упорядочивание их по стратегическим национальным приоритетам целесообразно считать самостоятельной частью процесса стратегического планирования.

В современных условиях политической, макроэкономической и информационной нестабильности повышаются требования к управленческим процессам, к вопросам подготовки и реализации управленческих решений, к четкой регламентации действий всех участников процесса обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития. При этом качество документов стратегического планирования, как организационной основы процесса государственного управления, адекватность системы документов для противодействия новым вызовам и угрозам Республики Казахстан являются важнейшим фактором оценки эффективности государственного управления.

Проведя анализ и значимость стратегических документов Республики Казахстан, для ее социально-экономического развития, перейдем к их роли на региональном уровне, путем анализа Отчета о реализации Национального плана Республики Казахстан до 2025 года по итогам 2021 года. [8]

По стратегическому направлению «Рост реальных денежных доходов населения», показатель достигнут в 14 регионах республики, за исключением: Атырауской, Кызылординской, Мангистауской областей и г. Алматы.

По стратегическому направлению «Уровень безработицы» показатель достигнут во всех регионах республики.

По стратегическому направлению «Доступность жилья отношение среднедушевых доходов населения на среднюю стоимость 1 кв. м. (продажа нового жилья (квартиры в многоквартирных домах)» показатель достигнут в 13 регионах, за исключением Алматинской, Западно-Казахстанской, Кызылординской областей и г. Астана.

По стратегическому направлению «Оценка качества школьного образования по результатам теста PISA» показатель достигнут во всех регионах.

По стратегическому направлению «Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного/среднего образования» показатель не достигнут в шести регионах, т. к. из-за эпидемиологической ситуации в организациях дошкольного и среднего образования процесс обучения был организован с ограничениями. В условиях дистанционного обучения наблюдалось снижение качества знаний, как последствие — пробелы в знаниях учащихся. (см. Таблица 1)

Таблица 1

Показатели стратегического направления «Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного/среднего образования»

Регионы

План

Факт

Отклонение в %

Акмолинская

64,2

58,5

91,1

Актюбинская

67,9

58,5

86,2

Алматинская

64,2

56,3

87,7

Атырауская

64,6

60,0

92,9

Западно-Казахстанская

70,7

60,2

85,1

Жамбылская

68,2

62,0

90,9

Карагандинская

67,8

56,6

83,5

Костанайская

65,9

64,6

98,0

Кызылординская

62,1

63,2

101,8

Мангистауская

56,7

53,8

94,9

Павлодарская

70,6

55,0

77,9

Северо-Казахстанская

57,2

59,9

104,7

Туркестанская

66,5

56,1

84,4

Восточно-Казахстанская

64,8

55,3

85,3

г. Нур-Султан

68,5

54,3

79,3

г. Алматы

68,0

54,4

80,0

г. Шымкент

68,8

63,5

92,3

По стратегическому направлению «ВВП на душу населения в номинальном выражении» показатель достигнут в 12 регионах. В Западно-Казахстанском на недостижение планового значения в основном повлияло снижение показателей по горнодобывающей промышленности на 6,6 % в связи с уменьшением добычи углеводородов (газового конденсата — на 5,8 %, природного газа — на 6,8 %) по причине низкой производительности скважин и остановкой на планово-профилактический ремонт Карачаганакского перерабатывающего комплекса. В Астане недостижение обусловлено мерами по ограничению деятельности субъектов бизнеса в период неблагоприятной ситуации по коронавирусной инфекции COVID-19. Также на недостижение показателя повлиял рост численности населения на 53 тыс. человек и курса доллара до 426,03 тенге. (см. Таблица 2)

Таблица 2

Показатели стратегического направления «ВВП на душу населения в номинальном выражении».

Регионы

План

Факт

Отклонение в %

Акмолинская

7 949

8 181,1

102,9

Актюбинская

9 247

9 340,0

101,0

Алматинская

4 490

4 923,4

109,6

Атырауская

32 943

35 389,5

107,4

Западно-Казахстанская

12 378

12 029,0

97,2

Жамбылская

4 404

4 830,4

109,7

Карагандинская

10 749

13 146,7

122,3

Костанайская

8 544

9 121,2

106,7

Кызылординская

5 356

5 368,9

100,2

Мангистауская

12 858

11 478,3

89,3

Павлодарская

11 078

11 360,2

102,5

Северо-Казахстанская

7 502

7 764,5

103,5

Туркестанская

3 106

3 185,9

102,6

Восточно-Казахстанская

8 409

9 004,8

107,1

г. Нур-Султан

18 806

16 300,3

86,7

г. Алматы

18 974

17 513,1

92,3

г. Шымкент

6 148

5 706,4

92,8

По стратегическому показателю «Доля среднего предпринимательства в экономике» показатель во многих регионах не достигнут, это обусловлено мерами по ограничению деятельности субъектов бизнеса в период неблагоприятной ситуацией по коронавирусной инфекции COVID-19.

По стратегическому показателю «Доступ населения к услугам водоснабжения» показатель достигнут во всех регионах.

Как показывают результаты анализа, на недостижении многих результатов сказался период неблагоприятной ситуацией по коронавирусной инфекции COVID-19. Следует отметить, что в целом стратегические документы направлены на достижение конкретных показателей и индикаторов регионов и страны, которые прямо связаны с целями основных документов страны — Стратегии развития РК-2050, госпрограмм. Появилась система, когда можно четко отследить результативность работы каждого государственного органа, региона и их руководителей. Более того, выделение бюджетных ресурсов государственным органам производится только на цели, изложенные в стратегическом плане, что создает реальные условия и предпосылки для консолидации стратегического, бюджетного, социально-экономического планирования. В дальнейшем вероятность реализации намеченных целей и задач зависит как от эпидемиологической ситуации, так и от качества правового регулирования в целом и от полноты, согласованности предусмотренных в актах государственного планирования мероприятий, наличия эффективной законодательной базы, слаженности действий местных органов регионов и совместных усилий общественных институтов Казахстана.

Литература:

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 29 ноября 2017 года № 790 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
  2. Афиногенов Д. А., Полякова Т. А. Система документов cтратегического планирования: проблемы и перспективы // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3(48). С. 22–32.
  3. Стратегическое планирование // Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/activities/202?lang=ru // (15.12.2022).
  4. Дюсенов Е. Правовое обеспечение реализации // Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31148139&pos=6;-106#pos=6;-106 // (17.12.2022).
  5. Браун Т. Стратегическое планирование: новый взгляд на систему // Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30658407&pos=3;-70#pos=3;-70 (19.12.2022).
  6. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства / Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
  7. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан № 636 от 15 февраля 2018 года // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
  8. Отчет о реализации Национального плана Республики Казахстан до 2025 года по итогам 2021 года // Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/documents/details/335020?directionId=202&lang=ru (20.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, стратегическое планирование, государственное планирование, Национальный проект, стратегическое направление, документ, национальная безопасность, показатель, социально-экономическое развитие, стратегический план.


Ключевые слова

экономика, регион, стратегия развития, стратегическое планирование, стратегический план, стратегические документы, стратегический показатель

Похожие статьи

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Анализ состояния деятельности строительных организаций Санкт-Петербурга

Строительная отрасль — вид экономической деятельности, имеющий разнообразную структуру. Важнейшее место в отрасли занимает капитальное строительство, основной задачей которого является создание новых, реконструкция старых, расширение, ремонт и технич...

Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

В данной статье говорится о насущных проблемах бюджетной системы регионов Российской Федерации. Автор выделяет такой регион страны, как Республика Бурятия. На основе данных по этому региону описывает зависимость Республики Бурятия от общего бюджета с...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Повышение эффективности муниципальной молодежной политики в Республике Башкортостан на примере Хайбуллинского района

В современном обществе молодежь играет ключевую роль в формировании будущего и развитии региона. Муниципальная молодежная политика становится стратегическим инструментом для создания благоприятных условий для роста и развития молодежи. Научная статья...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Маркетинговый потенциал Краснодарского края

Концепция регионального маркетинга является перспективной и реализует маркетинговые управленческие действия, способствующие притоку инвестиций в регион. В статье дана оценка маркетингового потенциала Краснодарского края, выделены 4 основные группы, п...

Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации

Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозмо...

Анализ демографических процессов в Воронежской области

В статье рассматриваются основные тенденции демографических процессов в субъекте Российской Федерации — Воронежской области. В ходе исследования проводится поиск факторов социально-экономического развития региона, которые в наибольшей степени влияют ...

Динамика изменения экономической системы на постсоветском пространстве (на примере Латвии)

В рамках данной статьи раскрыта динамика изменения экономической системы на постсоветском пространстве, в частности экономическое развитие Латвии в трех ключевых периодах: до вхождения в состав СССР, в составе Советского союза и после образования сув...

Похожие статьи

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Анализ состояния деятельности строительных организаций Санкт-Петербурга

Строительная отрасль — вид экономической деятельности, имеющий разнообразную структуру. Важнейшее место в отрасли занимает капитальное строительство, основной задачей которого является создание новых, реконструкция старых, расширение, ремонт и технич...

Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

В данной статье говорится о насущных проблемах бюджетной системы регионов Российской Федерации. Автор выделяет такой регион страны, как Республика Бурятия. На основе данных по этому региону описывает зависимость Республики Бурятия от общего бюджета с...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Повышение эффективности муниципальной молодежной политики в Республике Башкортостан на примере Хайбуллинского района

В современном обществе молодежь играет ключевую роль в формировании будущего и развитии региона. Муниципальная молодежная политика становится стратегическим инструментом для создания благоприятных условий для роста и развития молодежи. Научная статья...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Маркетинговый потенциал Краснодарского края

Концепция регионального маркетинга является перспективной и реализует маркетинговые управленческие действия, способствующие притоку инвестиций в регион. В статье дана оценка маркетингового потенциала Краснодарского края, выделены 4 основные группы, п...

Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации

Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозмо...

Анализ демографических процессов в Воронежской области

В статье рассматриваются основные тенденции демографических процессов в субъекте Российской Федерации — Воронежской области. В ходе исследования проводится поиск факторов социально-экономического развития региона, которые в наибольшей степени влияют ...

Динамика изменения экономической системы на постсоветском пространстве (на примере Латвии)

В рамках данной статьи раскрыта динамика изменения экономической системы на постсоветском пространстве, в частности экономическое развитие Латвии в трех ключевых периодах: до вхождения в состав СССР, в составе Советского союза и после образования сув...

Задать вопрос