В данной статье автор сформулировал авторское понятие, что представляет из себя государственное регулирование, а также раскрыл важные инструменты государственного регулирования развития регионов и проанализировал результаты государственной программы развития регионов на 2020–2025 годы.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная программа региона, государственное регулирование региона.
Государственное регулирование является неотъемлемой частью эффективного механизма реализации региональной политики. В данном контексте под государственным регулированием регионального развития следует понимать влияние органов государственной власти (государственных и местных) (прямыми и косвенными средствами) на экономические процессы в регионе с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона [1, c. 304].
Предполагается, что прямое или косвенное влияние региональных органов власти (дотации) направлено только на хозяйствующие субъекты государственного сектора, тогда как прямое или косвенное влияние государства (в основном через финансово-экономический рычаг) направлено на оба субъекта государственного сектора, т. к. так и в частном секторе рыночной экономики.
Таким образом, понятие государственного регулирования, под которым понимается прямое (направляющее) влияние государства на региональную экономику, считается идентичным понятию «экономическое государственное управление» [2, c. 736].
С научной точки зрения термин «государственное регулирование» (прямое и косвенное влияние государства) применяется (за небольшим исключением) только к экономическим организациям, эффективно функционирующим и приносящим прибыль. В противном случае следует использовать термин «государственный патернализм» (лат. paternus, отец, отцовство), который трактуется как экономическая политика государства по отношению к неэффективным и убыточным фирмам, хотя на самом деле способствует экономической стагнации и наркомании под прикрытием финансовой поддержки [3, c. 320].
Объектами государственного регулирования региональной экономики являются регионы, отрасли и ситуации, явления и социально-экономические условия в регионе, в которых возникают или могут возникнуть трудности, проблемы, которые не могут быть решены рыночными механизмами или которые не будут решены в ближайшее время, но которые необходимо решать для поддержания эффективного функционирования экономики и социальной стабильности. Основными направлениями государственного регулирования региональной экономики являются структура отраслей и отраслей экономики, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение и др. [4, c. 618].
Национальная программа регионального развития Республики Казахстан на 2020–2025 годы (далее — Национальная программа) разработана и утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 990.
Целью госпрограммы развития регионов является повышение экономической конкурентоспособности регионов и улучшение качества жизни населения за счет управляемой урбанизации.
В 2021 году на реализацию Госпрограммы включительно выделено 157,2 млрд тенге.
— 142,3 млрд тенге из государственного бюджета.
— Местные бюджеты 14,9 млрд тенге
— Внебюджетные средства (средства компании) — 15 млн тенге.
Расходы составили 154,5 млрд тенге или 98,3 %.
Основными причинами невыплаты средств являются:
— Экономия за счет государственных закупок;
— Несоблюдение договорных обязательств;
— Иные причины (несвоевременная подача документов по выполненным работам, внесение изменений в проекты и планы работ, судебные иски подрядчиков за неисполнение договорных обязательств) и другие причины [5].
В национальной программе определены три целевых индикатора.
1. Уровень урбанизации по регионам, % (цель не достигнута).
На 1 января 2021 года уровень урбанизации составило 59,1 %, а по плану— 59,5 %. По сравнению с 2019 годом уровень урбанизации увеличился на 0,9 %, т. е. городское население увеличилось на 451,5 тыс. человек.
Окончательные данные по этому показателю были доступны в мае 2021 года.
Причины, по которым цель урбанизации не была достигнута, связаны с негативным влиянием пандемии на внешнюю и внутреннюю миграцию населения.
Самые высокие показатели выше республиканского уровня зарегистрированы в Караганде (79,9 %), Павлодаре (70,6 %), Актюбинской (71,7 %) и Восточно-Казахстанской (62,4 %).
Низкие уровни в Жамбылской (39,9 %) и Мангиштинской (40,0 %) областях.
2. Различия в развитии между регионами по показателю валового национального дохода (ВНД) на душу населения, или (целевой показатель в развитии) [5].
За первые девять месяцев 2020 года ВНД на душу населения был в 2,5 раза выше между регионами. План 3,1 раза ниже, чем в 2019 году (3,1 раза) в 0,4 раза.
Окончательные годовые данные по этому показателю были опубликованы в сентябре 2021 года.
3. Темп роста реальных денежных доходов населения (уровень 2016 г.), % (выполняется задание).
По итогам января-сентября 2020 года темп роста реальных денежных доходов населения составил 16,6 % по сравнению с 2016 годом при плане 12,0 % [5].
Регуляторные программы адаптируются в процессе реализации государственных управленческих мер регионального социально-экономического развития, путем оценки их эффективности и социальной значимости, определения соответствия понесенных затрат полученным результатам и мониторинга их со стороны гражданского общества.
Литература:
- Голышева, Мария Антикризисное государственное регулирование реальной экономики / Мария Голышева. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. — 304 c.
- Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: Экономика, 2019. — 736 c.
- Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е. П. Губин. — М.: ЮРИСТЪ, 2019. — 320 c.
- Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы / Е. П. Губин. — М.: Норма, 2018. — 618 c.
- Отчет о реализации Государственной программы развития регионов РК на 2020–2025 годы. Дата обращения 9.07.2022 года.