Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Государственное регулирование развития регионов Республики Казахстан

Экономика и управление
19.07.2022
318
Поделиться
Библиографическое описание
Расулов, Ж. Ш. Государственное регулирование развития регионов Республики Казахстан / Ж. Ш. Расулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/archive/423/94024/.


В данной статье автор сформулировал авторское понятие, что представляет из себя государственное регулирование, а также раскрыл важные инструменты государственного регулирования развития регионов и проанализировал результаты государственной программы развития регионов на 2020–2025 годы.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственная программа региона, государственное регулирование региона.

Государственное регулирование является неотъемлемой частью эффективного механизма реализации региональной политики. В данном контексте под государственным регулированием регионального развития следует понимать влияние органов государственной власти (государственных и местных) (прямыми и косвенными средствами) на экономические процессы в регионе с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона [1, c. 304].

Предполагается, что прямое или косвенное влияние региональных органов власти (дотации) направлено только на хозяйствующие субъекты государственного сектора, тогда как прямое или косвенное влияние государства (в основном через финансово-экономический рычаг) направлено на оба субъекта государственного сектора, т. к. так и в частном секторе рыночной экономики.

Таким образом, понятие государственного регулирования, под которым понимается прямое (направляющее) влияние государства на региональную экономику, считается идентичным понятию «экономическое государственное управление» [2, c. 736].

С научной точки зрения термин «государственное регулирование» (прямое и косвенное влияние государства) применяется (за небольшим исключением) только к экономическим организациям, эффективно функционирующим и приносящим прибыль. В противном случае следует использовать термин «государственный патернализм» (лат. paternus, отец, отцовство), который трактуется как экономическая политика государства по отношению к неэффективным и убыточным фирмам, хотя на самом деле способствует экономической стагнации и наркомании под прикрытием финансовой поддержки [3, c. 320].

Объектами государственного регулирования региональной экономики являются регионы, отрасли и ситуации, явления и социально-экономические условия в регионе, в которых возникают или могут возникнуть трудности, проблемы, которые не могут быть решены рыночными механизмами или которые не будут решены в ближайшее время, но которые необходимо решать для поддержания эффективного функционирования экономики и социальной стабильности. Основными направлениями государственного регулирования региональной экономики являются структура отраслей и отраслей экономики, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение и др. [4, c. 618].

Национальная программа регионального развития Республики Казахстан на 2020–2025 годы (далее — Национальная программа) разработана и утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 990.

Целью госпрограммы развития регионов является повышение экономической конкурентоспособности регионов и улучшение качества жизни населения за счет управляемой урбанизации.

В 2021 году на реализацию Госпрограммы включительно выделено 157,2 млрд тенге.

— 142,3 млрд тенге из государственного бюджета.

— Местные бюджеты 14,9 млрд тенге

— Внебюджетные средства (средства компании) — 15 млн тенге.

Расходы составили 154,5 млрд тенге или 98,3 %.

Основными причинами невыплаты средств являются:

— Экономия за счет государственных закупок;

— Несоблюдение договорных обязательств;

— Иные причины (несвоевременная подача документов по выполненным работам, внесение изменений в проекты и планы работ, судебные иски подрядчиков за неисполнение договорных обязательств) и другие причины [5].

В национальной программе определены три целевых индикатора.

1. Уровень урбанизации по регионам, % (цель не достигнута).

На 1 января 2021 года уровень урбанизации составило 59,1 %, а по плану— 59,5 %. По сравнению с 2019 годом уровень урбанизации увеличился на 0,9 %, т. е. городское население увеличилось на 451,5 тыс. человек.

Окончательные данные по этому показателю были доступны в мае 2021 года.

Причины, по которым цель урбанизации не была достигнута, связаны с негативным влиянием пандемии на внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Самые высокие показатели выше республиканского уровня зарегистрированы в Караганде (79,9 %), Павлодаре (70,6 %), Актюбинской (71,7 %) и Восточно-Казахстанской (62,4 %).

Низкие уровни в Жамбылской (39,9 %) и Мангиштинской (40,0 %) областях.

2. Различия в развитии между регионами по показателю валового национального дохода (ВНД) на душу населения, или (целевой показатель в развитии) [5].

За первые девять месяцев 2020 года ВНД на душу населения был в 2,5 раза выше между регионами. План 3,1 раза ниже, чем в 2019 году (3,1 раза) в 0,4 раза.

Окончательные годовые данные по этому показателю были опубликованы в сентябре 2021 года.

3. Темп роста реальных денежных доходов населения (уровень 2016 г.), % (выполняется задание).

По итогам января-сентября 2020 года темп роста реальных денежных доходов населения составил 16,6 % по сравнению с 2016 годом при плане 12,0 % [5].

Регуляторные программы адаптируются в процессе реализации государственных управленческих мер регионального социально-экономического развития, путем оценки их эффективности и социальной значимости, определения соответствия понесенных затрат полученным результатам и мониторинга их со стороны гражданского общества.

Литература:

  1. Голышева, Мария Антикризисное государственное регулирование реальной экономики / Мария Голышева. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. — 304 c.
  2. Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: Экономика, 2019. — 736 c.
  3. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е. П. Губин. — М.: ЮРИСТЪ, 2019. — 320 c.
  4. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы / Е. П. Губин. — М.: Норма, 2018. — 618 c.
  5. Отчет о реализации Государственной программы развития регионов РК на 2020–2025 годы. Дата обращения 9.07.2022 года.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
государственное регулирование
государственная программа региона
государственное регулирование региона
Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 93-94):
Часть 2 (стр. 69-141)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 93-94стр. 141

Молодой учёный