Внедрение проектного управления в систему государственных органов Республики Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 17.03.2022

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Купжанов, А. У. Внедрение проектного управления в систему государственных органов Республики Казахстан / А. У. Купжанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 173-174. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89440/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время реформирование системы государственного управления Республики Казахстан относится к числу наиболее актуальных вопросов экономики. Это связано с тем, что трудности, обусловленные трансформацией и глобализацией социально-экономических процессов, наиболее существенно отражаются в реализации государственных программ и проектов. В Стратегии «Казахстан — 2050» Президент Республики Казахстан обратил внимание на то, что при совершенствовании управленческого ресурса необходимо внедрять современные институты менеджмента и принципы корпоративного управления в государственном секторе [1]. Решение данной задачи требует от органов государственной власти обоснованного, рационального и эффективного осуществления управленческой деятельности долгосрочного характера, направленной на адаптивное преодоление возникающих сложностей, оперативное приспособление механизмов управления государственными программами и проектами к меняющейся ситуации. В связи с этим в системе государственного управления появляется необходимость применения проектного подхода.

В Казахстане проекты стали неотъемлемой частью жизни общества. Так, количество разнообразных проектов в различных отраслях национальной экономики, бизнеса, а также социальной области постоянно растет и следовательно, усиливается значение профессионального подхода к управлению проектами.

Одним из основоположников внедрения проектного менеджмента в сферу государственного управления в Казахстане является Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Так, в 2014 году на базе Академии был создан Центр проектного менеджмента, целью деятельности которого является разработка конкретных рекомендаций по вопросам системного внедрения проектного подхода в государственное управление.

На сегодня, Центр проектного менеджмента, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан является единственной аккредитованной организацией осуществляющий обучение и сертификацию Национальному стандарту СТ РК ISO 21500–2014. С 2018 года в центре прошли обучение с сертификацией 786 работников государственных и квазигосудартсвенных органов [2].

В Республике Казахстан практика применения проектного подхода в государственном управлении в основном связана с реализацией государственных программ.

Первый этап

В период с 2017 по 2018 годы Министерством национальной экономики совместно с Центральным штабом внедрения при Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан (далее — Штаб внедрения) проводились работы по внедрению Проектного офиса.

Штабом внедрения были отобраны 12 направлений для проектного управления, восемь из которых охватывают отраслевые направления: развитие агропромышленного комплекса, торговли, топливно-энергетического комплекса, транспорта и логистики, образования, здравоохранения, туризм и базовую индустриализацию. Четыре направления являются сквозными: массовое предпринимательство, производительная занятость, информационно-коммуникационные технологии, финансовая устойчивость.

Целевые индикаторы:

– ВДС;

– численность занятых;

– производительность труда;

– инвестиции.

При внедрении Проектного офиса в нашей стране упор был поставлен на достижение целевых индикаторов центральными и местными исполнительными органами, а также персонализации их достижения.

Однако, работы по оценке текущей ситуации, систематизации бизнес-процессов, а также анализу внешних факторов влияния по направлениям государственными органами не проводились.

Второй этап:

Указом Президента Республики Казахстан от 26.02.2021 № 521 были внесены изменения в Национальный плана развития Республики Казахстан до 2025 года [3]. Национальный план развития страны до 2025 года в новой редакции формирует основные параметры нового экономического курса страны в среднесрочном периоде, направленного на нивелирование последствий коронакризиса и развитие факторов ускорения экономического роста для более устойчивой и инклюзивной экономики.

Так, в целях реализации целей Национального плана ставятся десять общенациональных приоритетов:

  1. Справедливая социальная политика.
  2. Доступная и эффективная система здравоохранения.
  3. Качественное образование.
  4. Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан.
  5. Новая модель государственного управления.
  6. Культивирование ценностей патриотизма.
  7. Укрепление национальной безопасности.
  8. Построение диверсифицированной и инновационной экономики.
  9. Активное развитие экономической и торговой дипломатии.
  10. Сбалансированное территориальное развитие.

В целях разработки, обеспечения оперативного мониторинга реализации национальных и иных проектов, Распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 23 февраля 2021 года № 37-р создан «Офис по мониторингу реализации национальных проектов» (далее — Офис) [4]. Согласно положению, задачами Офиса являются:

– изучение, адаптация и комплексное внедрение проектного управления в деятельность государственных органов и организаций;

– организация оперативного и эффективного взаимодействия, координация и методологическое сопровождение проектной деятельности государственных органов и организаций;

– обеспечение представления проектными офисами государственных органов и организаций актуальной информации по реализации национальных и иных проектов Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан (далее — КПМ) и Агентству по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;

– обеспечение оперативного мониторинга реализации национальных и иных проектов.

Офис создан в формате матричной структуры на базе Центра проектного управления Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан (далее — ЦПУ), Департамента проектного управления Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее — ДПУ) с привлечением иных структурных подразделений государственных органов и организаций, ответственных за проектное управление и реализацию национальных проектов. При необходимости, в деятельности Офиса могут принимать участие представители бизнеса, экспертных сообществ и гражданского общества.

На сегодняшний день, осуществление онлайн-мониторинга реализации проектов осуществляется в информационной системе Power BI в рамках программы партии Nur Otan «Путь перемен: Достойная жизнь каждому!» и платформе Easy project.

Так, в 2021 году государственными органами было инициировано 6974 проекта с выделением 3127 KPI. По состоянию на 09.02.2022 года исполнение KPI составил 87 % (на исполнении 402), выявлено 280 проектов с отклонениями [5].

Таким образом, резюмируя наше исследование, отметим, что использование проектного подхода в государственном управлении Республики Казахстан находится на этапе становления. Государственное управление, исходя из масштабов деятельности, является, одной из сфер, наиболее часто сталкивающейся с изменениями различного рода. И здесь проектное управление, может выступать так называемой «универсальной технологией эффективного управления изменениями», так как передовая практика управления проектами диктует наличие постоянного мониторинга для регулярных корректировок плана, постоянного его уточнения и улучшения результатов. Поэтому в государственном управлении важно акцентировать внимание не только на планировании и прогнозировании, но и на проектировании. В традиционном подходе к государственному управлению основу составляет процессный подход, когда ориентация в большей степени происходит на процессе. В дополнение может использоваться проектное управление, концентрирующееся на достижении результата при ограниченных ресурсах.

Литература:

  1. https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs
  2. https://pm.apa.kz/
  3. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35648083
  4. https://adilet.zan.kz/rus/docs/R2100000037
  5. https://kz2050.gov.kz/
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, государственное управление, проектное управление, KPI, проектный подход, орган, Президент Республики, проект, проектный менеджмент, Проектный офис.


Похожие статьи

Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан

Развитие государственных закупок в Республике Казахстан

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Мероприятия по формированию современных внутриорганизационных кадровых технологий в системе государственной гражданской службы

Похожие статьи

Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан

Развитие государственных закупок в Республике Казахстан

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Мероприятия по формированию современных внутриорганизационных кадровых технологий в системе государственной гражданской службы

Задать вопрос