В настоящее время реформирование системы государственного управления Республики Казахстан относится к числу наиболее актуальных вопросов экономики. Это связано с тем, что трудности, обусловленные трансформацией и глобализацией социально-экономических процессов, наиболее существенно отражаются в реализации государственных программ и проектов. В Стратегии «Казахстан — 2050» Президент Республики Казахстан обратил внимание на то, что при совершенствовании управленческого ресурса необходимо внедрять современные институты менеджмента и принципы корпоративного управления в государственном секторе [1]. Решение данной задачи требует от органов государственной власти обоснованного, рационального и эффективного осуществления управленческой деятельности долгосрочного характера, направленной на адаптивное преодоление возникающих сложностей, оперативное приспособление механизмов управления государственными программами и проектами к меняющейся ситуации. В связи с этим в системе государственного управления появляется необходимость применения проектного подхода.
В Казахстане проекты стали неотъемлемой частью жизни общества. Так, количество разнообразных проектов в различных отраслях национальной экономики, бизнеса, а также социальной области постоянно растет и следовательно, усиливается значение профессионального подхода к управлению проектами.
Одним из основоположников внедрения проектного менеджмента в сферу государственного управления в Казахстане является Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Так, в 2014 году на базе Академии был создан Центр проектного менеджмента, целью деятельности которого является разработка конкретных рекомендаций по вопросам системного внедрения проектного подхода в государственное управление.
На сегодня, Центр проектного менеджмента, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан является единственной аккредитованной организацией осуществляющий обучение и сертификацию Национальному стандарту СТ РК ISO 21500–2014. С 2018 года в центре прошли обучение с сертификацией 786 работников государственных и квазигосудартсвенных органов [2].
В Республике Казахстан практика применения проектного подхода в государственном управлении в основном связана с реализацией государственных программ.
Первый этап
В период с 2017 по 2018 годы Министерством национальной экономики совместно с Центральным штабом внедрения при Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан (далее — Штаб внедрения) проводились работы по внедрению Проектного офиса.
Штабом внедрения были отобраны 12 направлений для проектного управления, восемь из которых охватывают отраслевые направления: развитие агропромышленного комплекса, торговли, топливно-энергетического комплекса, транспорта и логистики, образования, здравоохранения, туризм и базовую индустриализацию. Четыре направления являются сквозными: массовое предпринимательство, производительная занятость, информационно-коммуникационные технологии, финансовая устойчивость.
Целевые индикаторы:
– ВДС;
– численность занятых;
– производительность труда;
– инвестиции.
При внедрении Проектного офиса в нашей стране упор был поставлен на достижение целевых индикаторов центральными и местными исполнительными органами, а также персонализации их достижения.
Однако, работы по оценке текущей ситуации, систематизации бизнес-процессов, а также анализу внешних факторов влияния по направлениям государственными органами не проводились.
Второй этап:
Указом Президента Республики Казахстан от 26.02.2021 № 521 были внесены изменения в Национальный плана развития Республики Казахстан до 2025 года [3]. Национальный план развития страны до 2025 года в новой редакции формирует основные параметры нового экономического курса страны в среднесрочном периоде, направленного на нивелирование последствий коронакризиса и развитие факторов ускорения экономического роста для более устойчивой и инклюзивной экономики.
Так, в целях реализации целей Национального плана ставятся десять общенациональных приоритетов:
- Справедливая социальная политика.
- Доступная и эффективная система здравоохранения.
- Качественное образование.
- Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан.
- Новая модель государственного управления.
- Культивирование ценностей патриотизма.
- Укрепление национальной безопасности.
- Построение диверсифицированной и инновационной экономики.
- Активное развитие экономической и торговой дипломатии.
- Сбалансированное территориальное развитие.
В целях разработки, обеспечения оперативного мониторинга реализации национальных и иных проектов, Распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 23 февраля 2021 года № 37-р создан «Офис по мониторингу реализации национальных проектов» (далее — Офис) [4]. Согласно положению, задачами Офиса являются:
– изучение, адаптация и комплексное внедрение проектного управления в деятельность государственных органов и организаций;
– организация оперативного и эффективного взаимодействия, координация и методологическое сопровождение проектной деятельности государственных органов и организаций;
– обеспечение представления проектными офисами государственных органов и организаций актуальной информации по реализации национальных и иных проектов Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан (далее — КПМ) и Агентству по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;
– обеспечение оперативного мониторинга реализации национальных и иных проектов.
Офис создан в формате матричной структуры на базе Центра проектного управления Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан (далее — ЦПУ), Департамента проектного управления Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее — ДПУ) с привлечением иных структурных подразделений государственных органов и организаций, ответственных за проектное управление и реализацию национальных проектов. При необходимости, в деятельности Офиса могут принимать участие представители бизнеса, экспертных сообществ и гражданского общества.
На сегодняшний день, осуществление онлайн-мониторинга реализации проектов осуществляется в информационной системе Power BI в рамках программы партии Nur Otan «Путь перемен: Достойная жизнь каждому!» и платформе Easy project.
Так, в 2021 году государственными органами было инициировано 6974 проекта с выделением 3127 KPI. По состоянию на 09.02.2022 года исполнение KPI составил 87 % (на исполнении 402), выявлено 280 проектов с отклонениями [5].
Таким образом, резюмируя наше исследование, отметим, что использование проектного подхода в государственном управлении Республики Казахстан находится на этапе становления. Государственное управление, исходя из масштабов деятельности, является, одной из сфер, наиболее часто сталкивающейся с изменениями различного рода. И здесь проектное управление, может выступать так называемой «универсальной технологией эффективного управления изменениями», так как передовая практика управления проектами диктует наличие постоянного мониторинга для регулярных корректировок плана, постоянного его уточнения и улучшения результатов. Поэтому в государственном управлении важно акцентировать внимание не только на планировании и прогнозировании, но и на проектировании. В традиционном подходе к государственному управлению основу составляет процессный подход, когда ориентация в большей степени происходит на процессе. В дополнение может использоваться проектное управление, концентрирующееся на достижении результата при ограниченных ресурсах.
Литература:
- https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs
- https://pm.apa.kz/
- https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35648083
- https://adilet.zan.kz/rus/docs/R2100000037
- https://kz2050.gov.kz/