Развитие связной речи младших школьников через заучивание стихотворений с использованием приёмов мнемотехники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Косинцева, А. А. Развитие связной речи младших школьников через заучивание стихотворений с использованием приёмов мнемотехники / А. А. Косинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/118958/ (дата обращения: 07.11.2024).

Препринт статьи



Связная речь у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи не формируется без специальной коррекционной работы. Она характеризуется несвязностью, выпадением смысловых звеньев, малым объёмом в рассказе, лексическими повторами, пропусками членов предложения, в том числе главных, и фактическими ошибками. Важность этой стороны речи трудно недооценить, она влияет в большей мере на успешность учебной деятельности, чем речь диалогическая, где не требуется развёрнутых, логичных, связанных высказываний.

Под связной речью понимают наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического, последовательного, развёрнутого изложения.

Традиционно в начальной школе применяются такие методы развития связной речи, как рассказ по картинке или серии картинок, пересказ, диалог-пересказ, драматизация, сочинение писем, составление объявлений, свободные полные ответы, игровые методы. Последние предпочтительны во внеурочной деятельности — дидактические, коммуникационные, ролевые, компьютерные игры. Важным является метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения. Наглядность может служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, а слово логопеда побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. [3] Необходимо создание наглядного плана высказывания. В этом может помочь мнемотехника, которая облегчит процесс запоминания материала.

В современном толковом словаре: мнемотехника, то же что и мнемоника (греч. mnemonika — искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. [4] В мнемотехнике словесная информация подлежит замене зрительным образом. Этот приём способствует развитию воображения, зрительной памяти, ассоциативного мышления.

Заучивание стихотворений — это одна из форм развития связной речи. Использование приёмов мнемотехники помогает ускорить запоминание стихотворений. Текст кодируется с помощью мнемотаблиц, мнемодорожек и мнемоколлажей, где они выступают в качестве плана высказывания. С рекомендациями по их созданию и примерами можно ознакомиться в пособии Розовой Ю. Е., Коробченко Т. В. «Развиваем речь. Тренируем память». Обучение приёмам мнемотехники необходимо вести на фронтальных занятиях, от коротких мнемодорожек, где каждый член предложения кодируется картинкой-схемой. На каждое слово стихотворения — одна картинка-ассоциация.

1 этап — первоначальное восприятие стихотворения.

Состоится примерно такой диалог.

— Ребята, какое ваше любимое время года?

— Лето (осень, зима, весна).

— А я очень люблю зиму за её чистоту, белизну, свежесть и невероятную красоту. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете, какое время года любит автор стихотворения Сергей Александрович Есенин.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне…

(Интонационно выразительное чтение стихотворения.)

— Какие эмоции вы испытали, когда слушали стихотворение? (Использование карточек эмоций, помощь в составлении фразы.)

— Мне было спокойно (радостно).

— Как вы думаете, какое чувство автор хотел нам передать?

— Радости.

— Верно, он хотел передать нам чувство радости, восхищения красотой зимы.

— Сейчас мы будем учить это красивое стихотворение, а вы мне помогайте.

2 этап — кодирование стихотворения.

— На каждое слово я нарисую картинку, и нам будет легко запомнить. Белая берёза. Белая. Что бывает белым?

— Краска, молоко, снег… (Зарисовка на доске схематично любой ассоциации).

— Берёза — это...?

— Дерево.

— Как выглядит? (Белый ствол, а на ней чёрные полоски.)

— Верно, нарисую ствол с чечевичками. Чечевички — чёрные штрихи, образования на коре. (Расширение словарного запаса).

Пример мнемодорожек к четверостишию стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Рис. 1. Пример мнемодорожек к четверостишию стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Так выясняется конкретное лексическое значение каждого слова. Глагол изображается с помощью стрелки — она символизирует движение, изменение. Несмотря на то, что с помощью картинки можно изобразить только предмет, в работе над лексическим значением глагола есть необходимость в изображении предмета, совершающего действие. Каждое слово повторяется в замедленном темпе и сопровождается движением руки вверх или вниз, побуждая детей к повышению и понижению интонации.

На данном этапе нет необходимости в полных ответах детей, это отвлечёт их от основной задачи — запомнить стихотворение через картинки-ассоциации.

Картинки располагаются строками, так же как в стихотворении, ведь каждая строка — это синтагма.

Для изображения предлогов на первоначальном этапе используются схемы, с которыми дети, посещавшие специализированные детские сады, уже обычно знакомы. По мере изучения букв на занятиях по обучению грамоте схемы предлогов заменяются на слова, обводятся в треугольник.

3 этап — декодирование текста.

После первичного восприятия стихотворения, кодирования, ученики совместно с педагогом воспроизводят строки, декодируя текст. Затем стихотворение повторяют 2–3 ученика.

По мере развития фразовой речи, когда ученики начинают соблюдать верный порядок слов в предложении, перестают пропускать главные члены, предлоги, мнемодорожки заменяются на мнемотаблицы. Зарисовываются только главные, опорные слова.

Одним из условий развития связной речи является обеспечение возможности строить самостоятельное связное высказывание без помощи учителя. [2] Таким образом, на дальнейших этапах школьники самостоятельно рисуют схемы по ходу чтения. Здесь необходимо обратить внимание на то, что изображать нужно без деталей, быстро, самое главное. Например, вместо зайца можно нарисовать только длинные уши. Итогом работы является самостоятельное заучивание и декламация стихотворения.

Такая форма работы позволяет уточнить и расширить словарный запас, способствует образованию семантических полей, развивает оперативную память.

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Обучение связной речи детей 4–5 лет. Картинно-графические планы рассказов, М., «Скрипторий 2003», 2014 г.
  2. Беленькая Т. Б. Мнемотехника для начальной школы: тренируем память у младших школьников / Т. Б. Беленькая. — М.: Феникс, 2014, — 39 с. https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-korrektsii-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi/viewer
  3. Белякова Н. К. Использование наглядности в коррекционной работе для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 91–95.
  4. БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003 https://slovar.cc/rus/bse/505662.html
  5. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Ю. Е. Розова, Т. В. Коробченко под науч. ред. О. В. Елецкой / Рабочая тетрадь — Ч 1. — М.: Редкая птица, 2017. — 96 с.
  6. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Развиваем речь. Тренируем память: использованием приёмов мнемотехники в работе логопеда / Ю. Е. Розова, Т. В. Коробченко. — М.: Редкая птица, 2019. — 96 с.


Задать вопрос